СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В БАНКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В БАНКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Системы поддержки принятия решений (СППР) представляют собой вид компьютерных информационных систем, помогающих управляющему в принятии решений, при решении плохо структурированных задач посредством прямого диалога с машиной с использованием данных, знаний и математических моделей.

Появление компьютерных технологий в жизни человека дали толчок для развития и формирования новых автоматизированных информационных систем, в частности для сферы экономики. Системы поддержки принятия решений в финансовой сфере – одно из направлений развития информационных технологий, вызывающее особый интерес российских банков.

Одним из ключевых звеном развития и функционирования рыночной экономики является банковская система, которая должна гарантировать стабильность и в тоже время осуществлять рост значимых экономических показателей. Следует заметить, что банковская деятельность на протяжении многих лет развивалась и изменялась под средством различных факторов. Это вызвано, прежде всего, конкуренцией в данной области и совершенствование банковского законодательства. В связи с этим стоит вопрос о выборе оптимальной стратегии банка с применением различных технологий, чтобы они удовлетворяли интересы всех субъектов экономической деятельности. На сегодняшний день она имеет довольно сложную структуру, которая с течением времени динамично развивается. Для того чтобы соответствовать тенденциям банковских услуг применяются различные подходы по совершенствованию. Одно из них является система поддержки принятия решений в банковской деятельности.

Системы поддержки принятия решений необходимы банковском деле. Они позволяют получать актуальную, полную и точную информацию о своей деятельности из автоматизированного источника, что в свою очередь дает возможность проанализировать информацию и принять своевременно управленческое решение.

На данный момент времени не существует единого определения для термина - система поддержки принятия решения, в связи с этим выделим более актуальное.

Система поддержки принятия решений – автоматизированная информационная система, которая позволяет принимать решения в достаточно сложных аспектах деятельности человека для полного и эффективного анализа изучаемого объекта.

Современная реализация систем поддержки принятия решений – программы класса Business Performance Management (ВРМ) в той или иной мере позволяют автоматизировать все функции управления, но ограничены в поддержке процесса принятия решений, оставляя за пользователем самый сложный этап – выбор лучшего решения.

Отличительной чертой системы поддержки принятия решений является то, что помогает решить две главные задачи:

1) Помогает оптимизировать принимаемые решения

2) Ранжирует альтернативные решения

Стоит отметить, что в обеих задачах важным вопросом встает факт о выборе совокупности критериев, которые помогают на последующих стадиях оценивать возможные решения.

Система поддержки принятия решений активно используются банками и финансовыми структурами, так как для них важен управленческий процесс создания и поддержания “стратегической симметрии” между целями, ее допустимыми возможностями.

Банк оперирует различным количеством данных, которые требуют мониторинга, анализа и в дальнейшем выстраивания стратегии деятельности банка.[ 2,с 340] Для этого используются различные критерии, позволяющие оценить всех участников экономических отношений, с которыми взаимодействует данный банк. Чтобы данный процесс проходил в режиме “скай”,имеется в виду то, что обработка информации проходила на уровне автоматизации. В итоге она будет затрачивать минимум ресурсов банка, поэтому используются системы поддержки принятия решения.

Говоря о банковской деятельности, система поддержки принятия решений позволяет банку осуществлять свою деятельность более эффективно. Это выражается в том, что данный “опционал” сокращает время обработки массива информации и выстраивает доступный для пользователя результат. В тоже время система поддержки принятия решений может функционировать в таких областях, как инвестиции, кредитование, ипотека, платежи и т.д. В свою очередь данный функционал помогает увеличить эффективность работы как отдельных составляющих банка ,так в целом затрагивает деятельность всего банка.

Примером могут различные системы поддержки принятия решений, одним из них является кредитный скоринг. Он отвечает за выдачу кредитов, который оценивает кредитоспособность лица, опирается на численные статистические методы. Без нее банку пришлось бы пользоваться каждый раз услугами кредитного инспектора, в этом случае взималась бы дополнительная плата с заемщика. В результате увеличилась бы плата за кредит и время обработки информации.[1,с 7-9]

Другим примером может служить прогноз остатков на счетах. Клиентская база банка многообразна, включает в себя физических и юридических лиц. Для успешного функционирования в банковской среде банку необходимы специфические инструменты, позволяющие эффективно оценивать средства своих клиентов и в нужном направлении их реализовывать. Следует выделить ряд операций без которых деятельность банка не имела бы смысл: долгосрочные и краткосрочные. Для них характерна ресурсная база в виде автоматизированной информационной системы. Ресурсная база обладает значительными возможностями, в рамках который осуществляется получения дополнительных доходов, поддержания стабильной ликвидности и реализация долгосрочных вложений. В результате константной ресурсной базы выполняются условия для сохранения конкурентоспособности и обеспечения выживаемости отдельно взятого банка в долгосрочной перспективе.

Также стоит отметить о том, что защита информации одно из главных критериев банка и оно играет ключевую роль. В связи с этим система поддержки принятия решений выполняет ряд функций :

1) Оценить кредитоспособность и риск выдачи кредита

2) Сведение мошеннических действий со стороны третьих лиц

3) Анализ предполагаемых и действующих клиентов банка

4) Выявление слабых сторон банка

5) Выработка маркетинговой политики банка

6) Создание новых продуктов и внедрение их в банке

7) Управление отделами банка для успешного функционирования

8) Управление рентабельностью и прибыльностью банковской деятельности

9) Выбор и реализация альтернативных стратегий банка

Таким образом, система поддержки принятия решений, как автоматизированная информационная система, позволяет решить сложные задачи в банковской практике и является актуальной на сегодняшний день. Она является дополнительным инструментарием, помогающая принять альтернативное решение из многочисленных вариантов. Совокупность современных информационных технологий, позволяет вести речь о разработке информационной системы интеллектуальной поддержки принятия решения, главным предназначением которой является - своевременное и качественное обеспечение всех информационных потребностей в процессе принятия решения. Важность внедрения СППР для управления банковской деятельностью на современном этапе неизбежно требует инвестиций в соответствующее программное обеспечение, однако эти инвестиции окупаются за счет своевременного и системного решения конкретных финансовых задач.

Список литературы:

1. Информационные технологии в экономике и управлении [Текст] : учебник для бакалавров / [В. В. Трофимов и др.] ; ред. В. В. Трофимов ; Санкт- Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт : ИД Юрайт, 2014. - 482 с.

2. Черкасова, Е. А. Информационные технологии в банковском деле [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и спец. "Прикладная информатика (по областям)" : допущено УМО по образованию / Е. А. Черкасова, Е. В. Кийкова. - М. : Академия, 2011. - 315 с.

3.СППР в банковской сфере http://www.olap.ru/best/banking.asp

4. СППР в банковском деле http://mgutunn.ru/work/531343/Sistema-podderzhki-prinyatiya-resheniya#

Просмотров работы: 554