ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здравоохранение Республики Дагестан представляет собой многоуровневую систему, в которую входят: Министерство здравоохранения Республики, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (ТФОМС) и его филиалы, страховые медицинские организации (СМО) и др.- всего 3341 учреждения (см. таблицу 1).

Таблица 1

Учреждения здравоохранения Республики Дагестан

№пп

Наименование учреждения

Кол-во

1

Государственные медицинские организации и обособленные структурные подразделения

1474

2

Больничные учреждения

90

3

Диспансеры

13

4

Амбулаторно-поликлинические учреждения

42

5

Станции скорой помощи

6

6

Станции переливания крови

3

7

Дома ребенка

2

8

Санаторно-курортные учреждения

5

9

Стоматологические поликлиники

5

10

Учреждения особого типа

8

11

Участковые больницы

116

12

ФАП, ФП

1015

13

Врачебные амбулатории

169

14

Федеральные учреждения

2

15

Медицинские организации частной собственности, из которых 71 работает в системе ОМС

391

 

Итого

3341

Источник: Составлена автором по данным сайта Минздрава РД. http://www.mzrd.ru/

Одной из важных задач системы здравоохранения является перевод всей информационной работы на компьютерную основу. Настоящее исследование посвящено оценке современного состояния и проблем, связанных с информатизацией в системе здравоохранения Республики Дагестан, а также путей решения этих проблем.

Началом работы по внедрению информационных технологий можно считать принятие Программы модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2013 годы в части внедрения современных информационных систем. Этой Программой было предусмотрено, в частности, приступить к созданию единого информационного пространства, информационно-технической базы лечебно-профилактических учреждений, обеспечения персонифицированного учета и др. Запланировано было также создать 3194 автоматизированных рабочих мест врачей (АРМ-врача).

В настоящее время в реализации мероприятий Программы (ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде) участвуют 138 медицинских учреждений [4; 5].

Создана единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ) Республики Дагестан, на базе которой внедряются следующие э-услуги: ведение нормативно-справочной информации; единая электронная регистратура региона; медицинские информационные системы («Поликлиника», «Стационар», «Аптека стационара»); электронная медицинская карта региона; центральный архив медицинских изображений; администрирование Системы; ситуационный центр; сервисы интеграции (с Федеральным фрагментом ЕГИСЗ, с Порталом государственных услуг и с ТФОМС).

По данным Минздрава РД во всех учреждениях построены локальные вычислительные сети, создана корпоративная сеть на базе высокоскоростных защищенных каналов связи. Работе в медицинской информационной системе обучено более 3 тыс. медиков. Создано 347 инфоматов, обеспечивающие возможности электронной записи к врачу [4; 5].

К Федеральному сервису подключены 97 учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (www.gosuslugi.ru).

В 65 учреждениях здравоохранения установлено оборудование для организации телемедицинских центров и абонентских пунктов, из которых 11 - обеспечивают проведение сеансов видео-конференц-связи из операционных, а 54 являются абонентскими пунктами.

Вместе с тем имеются и проблемы. Одной из таких проблем является, по мнению ИТ-специалистов системы здравоохранения, отсутствие лечебно-профилактического учреждения (ИТ- ЛПУ). Специалисты считают, что даже при делегировании внешней специализированной компании решения вопросов связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем, как минимум один специалист должен находиться в ЛПУ, поскольку ситуации для его вмешательства постоянно возникают.

В Минздраве считают также, что следует: а) иметь специальные службы информационных технологий, отвечающей за внедрение и сопровождение информационных систем в ЛПУ республики; б) в высших и средних медицинских образовательных учреждениях повысить внимание вопросам обучения использование средств и методов информационных технологий.

В таблице 2 приведены данные о количестве персональных компьютеров, имеющихся в Министерстве здравоохранения РД по данным за 2012 – 2015 гг. [1; 4; 5].

Таблица 2

Количество персональных компьютеров в системе Министерства здравоохранения Республики Дагестан по данным за 2012-2015 гг. (на конец отчетного года), единиц

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

Количество персональных компьютеров

28

30

34

36

из них поступило в отчетном году

14

27

   

Количество персональных компьютеров,

имеющих доступ к глобальным

информационным сетям

14

27

20

20

в т. ч. к Интернету

14

27

20

20

Число ноутбуков и других портативных

персональных компьютеров

2

2

4

2

Как видно из этой таблицы, общее количество ПК в 2015 г. составило 36 единиц. Они приобретены в основном в 2012 и 2013 гг. Большинство из них (20 единиц) подключены к Интернету.

В таблице 3 приведены данные об используемых специализированных программных средствах медицинского назначения и видах работ, для выполнения которых они применяются.

Таблица 3

Наличие специальных программных средств в системе Минздрава РД

(на конец отчетного года)

 

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

1

Для научных исследований

-

-

-

-

2

Для проектирования

+

+

-

+

3

Для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами и технологическими процессами

-

-

-

-

4

Для решения организационных, управленческих и экономических задач

-

+

-

-

5

Для управления закупками товаров (работ, услуг)

+

-

-

+

6

Для управления продажами товаров (работ, услуг)

-

+

+

-

7

Для осуществления финансовых расчетов в электронном виде

+

-

+

+

8

Для предоставления доступа к базам данных Вашей организации через глобальные информационные сети, включая Интернет

-

-

-

-

9

Электронные справочно-правовые системы

-

+

-

-

10

CRM-системы

-

-

+

-

11

ERP-системы

-

+

-

-

12

SCM-системы

+

-

+

+

Продолжение таблицы 3

 

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

13

Редакционно-издательские системы

-

-

-

-

14

Обучающие программы

+

-

-

-

15

Технологии автоматической идентификации объектов (RFID), позволяющие посредством радиосигналов считывать или записывать данные, хранящиеся в RFID-метках

-

-

-

-

16

Системы электронного документооборота

-

+

+

+

17

прочие

+

+

+

-

Как видно из таблицы 3, пока специальные программные средства используются в небольшом наборе функций: в четырех-пяти из 17-ти, в т.ч. системы электронного документооборота.

Об уровне внедрения информационных технологий можно судить, в первую очередь, по затратам средств на информатизацию. Такие ИТ-затраты в настоящее время учитываются в специальной форме годовой отчетности, утвержденной приказом Росстата, которая называется формой №3-Информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах». Это - объемистый документ, содержащий практически достаточную информацию для оценки уровня информатизации объекта. Форма №3-Информ представляет собой 10-ти страничный отчетный документ, который включает два раздела, семь подразделов или функции.

В таблице 4 приведены объемы затрат на информатизацию в Минздраве РД по их видам по данным форм №3-Информ за 2012-2015 гг.

Таблица 4

Объем затрат на информационные и коммуникационные технологии

в Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, тыс. руб.

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

Затраты на информационные и коммуникационные технологии – всего

27,0

35,0

37,0

39,2

в том числе:

на приобретение вычислительной техники и оргтехники

       

на приобретение телекоммуникационного оборудования

       

на приобретение программного обеспечения

       

на оплату услуг электросвязи

24,6

33,0

35,0

37,2

из них на оплату доступа к Интернету

19,2

21,0

20,0

22,0

Как видно из таблицы 4, за четыре года (2012-2015 гг.) все ИТ-затраты составили 140 тыс. руб. или в среднем 35 тыс. руб. в год. Большая часть этих затрат приходится на оплату услуг электронной связи (за 4 года 130 тыс. руб. или 93%) в т. ч. на оплату доступа вк Интернету 52 тыс. руб. Из таблицы видно, что нет ИТ-затрат по большинству их видов, предусмотренных формой №3-Информ.

Внедрение информационных технологий невозможно без обучения практически всех работников аппарата управления, как рядовых, так и руководящих. В Министерстве здравоохранения РД в 2012 г. численность работников среднесписочного состава составила 41 чел., а в 2015 г. – 82 чел., т. е. за три года удвоилась. Из них 19 чел. являются специалистами по информационным коммуникационным технологиям. Численность работников использующих персональные компьютеры не реже 1 раза в неделю, составляет 55 тыс. чел., т.е. 70 % всех работников.

Как считают ученые и специалисты: во-первых, система здравоохранения должна быть самой высоко информатизированной сферой из всех сфер человеческой деятельности; во-вторых, более двух треть всех функций информационных систем и технологий должны быть направлены на обеспечение здоровья и здравого образа жизни населения. С точки зрения решения этих двух крупномасштабных задач достигнутый уровень информатизации в системе Минздрава РД следует признать крайне низким.

Литература

1. Единый сервер электронной почты органов власти РД - mail.e-dag.ru. http://www.mksrd.ru/mail

2. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86005/

3. От электронного правительства к электронному государству. http://ego.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/02/01/

4. Портал государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан. http://www.mksrd.ru/portal-gov-municipal-services-rd

5. Сайт Министерства здравоохранения РД. http://www.mzrd.ru/

6. Филенко Е.Н. Электронное взаимодействие и электронный документооборот – ключевые элементы создания электронного правительства в России // Делопроизводство, №3, 2013, с. 53-58.

Просмотров работы: 245