РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ЧУРАПЧА РЕСПУБЛИКИ САХА ЯКУТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ЧУРАПЧА РЕСПУБЛИКИ САХА ЯКУТИЯ

Кудрина У.В. 1, Алексеева Г.Г. 1
1ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность работы. Дети-инвалиды одна из самых уязвимых социальных групп, их количество с каждым годом растет (за несколько последних десятилетий оно выросло более чем в 13 раз).

По данным ООН, инвалиды составляют порядка 10 процентов жителей нашей планеты, и их число продолжает расти. Каждый год в России становится на миллион больше. Это возможно объяснить количеством дорожно-транспортных происшествий, хроническими заболеваниями, курением, алкоголизмом, наркоманией, ведением нездорового образа жизни. За последние десятилетия их численность существенно возросла, достигнув 14 миллионов человек.1

Волонтер – человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью. Не все знают, кто такие волонтеры. Если заглянуть в словари, то в переводе с французского языка волонтер это человек-доброволец. Человек, который имеет привычку заботиться о близких людях, помогает им добровольно и без какой-либо выгоды (корысти). А награда за это благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь.

Волонтёрская деятельность (от лат. Voluntarius добровольно) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы с точки зрения закона РФ - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).2

Проблема инвалидности является актуальной в современном обществе. Инвалидность означает ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в общении, обучении, самообслуживаниями.

Добровольцы могут помочь детям с ограниченными возможностями к социализации как личность.

Каждый индивид приходит к волонтерскому служению по каким-то своим личным мотивам. Кто-то помнит, как сам лежал в больнице, что ему не хватило общения и внимания, как ему было одиноко; другой просто откликается на чужую боль или тоску; кто-то считает, что служение ближним — его нравственный или религиозный долг; кто-то воспринимает волонтерство как личностное развитие, обучение и т.д. В любом случае мотивы, побудившие человека на добровольческое служение, — это очень тонкая тема.3

В современной России добровольческое движение только начинает формироваться, но невостребованный потенциал добровольчества огромен. Для его дальнейшего развития необходимо совершенствование организационных, финансовых, правовых, методических и информационных основ деятельности добровольцев, применение технологий, наработанные в разных странах, широкий обмен опытом, как внутри страны, так и за ее пределами, создание сети организаций, использующих добровольный труд.

Цель исследования – выявление необходимости социального волонтерства для адаптации детей – инвалидов в обществе.

Задачи:

  • Изучение работы проводимой Управлением социальной защиты населения и труда (УСЗНиТ) села Чурапча для семей, воспитывающих детей – инвалидов;

  • Анализ информированности родителей о социальном волонтерстве;

  • Рекомендации по социальному волонтерству для адаптации детей-инвалидов.

Объект исследования – родители, имеющие детей – инвалидов села Чурапча. Предмет исследования – Отношение родителей к социальному волонтерству.

Метод исследования: Социологический опрос – интервьюирование родителей, имеющих детей – инвалидов подростковых возрастов и ведущий специалист по делам инвалидов Управления социальной защиты села Чурапча.

Интервью состояло из 7 вопросов, опрошено 13 родителей из 20 семей с детьми-инвалидами в подростком возрасте в с. Чурапча, согласившихся принять участие посредством телефонного интервью. Исследование проведено в январе 2017 года.

Таблица 1.

Интервью от специалиста по делам инвалидов села Чурапча.

Вопросы

Ответы

«Какую помощь своевременно выдает УСЗНиТ для детей с ограниченными возможностями?».

  • Ежемесячная денежная выплата на жилищно – коммунальную услугу в размере 3559 рублей/чел;

  • Единовременная материальная помощь;

  • Оплата проезда детям – инвалидам и их сопровождающим до реабилитационного центра и обратно в пределах Республики Саха (Якутия);

  • Если в Индивидуальной программе реабилитации рекомендовано дополнительное техническое средство реабилитации, то через торги покупаем на средства федерального бюджета и выдаем детям – инвалидам».

«Какие мероприятия проводятся для детей – инвалидов?»

  • Мероприятия разных видов ведет общество инвалидов;

  • Ежегодно проводится новогодняя елка для детей. Индивидуальные предприниматели спонсируют для каждого ребенка призы.

  • Время от времени посещают «Дом Арчы». Там проходят духовное очищение, снятие порчи сглаза, принимают от работника якутский «Алгыс».

  • Психологический центр проводит разного вида тренинги;

  • Ежегодно в день ребенка проводится мероприятие «Рисунок на асфальте»;

  • Библиотека села проводит также разные мероприятия;

  • Ежегодно проводится игра «Мама, Папа и Я – спортивная семья»;

  • В 2016 году проводилась большая акция «500 любящих сердец». Принимали участие жители села начиная с детского сада до пожилых людей. Сделали выставку – продажу на тему «в форме сердца». И финансирование отдали ребенку для операции сердца.

Первый блок вопросов был посвящен выявлению уровня взаимодействия родителей с УСЗНиТ. На первый вопрос из опрошенных большинство (69%) оценило работу управления удовлетворительно. Только один из респондентов ответил плохо. Он пояснил свою позицию тем, что очередь на получение помощи большая и медленно продвигается.

Из ответов респондентов можно предположить, что информационная деятельность управления низкая, ввиду того, что в УСЗНиТ с. Чурапча, работают всего два специалиста, а семьи с детьми инвалидами увеличивается.

Рис. 1 «Как вы оцениваете помощь Управления социальной защиты населения и труда (УСЗНиТ)?»

Второй вопрос о совместной работе с УСЗНиТ ответы опрошенных разделились на две части. Только 38% ответили, что получают помощь. Остальные прокомментировали, что с их стороны нет никакой помощи и медленное информирование.

Рис. 2. «Своевременно ли вы получаете помощь от УСЗНиТ?»

На следующий вопрос: «С какими трудностями сталкивается ваш ребенок при адаптации в обществе?» Родители 30% детей сказали, что их дети имеют трудности в общении со сверстниками, 23% - трудностей не испытывают, 23%- нет никаких проблем, 15% - испытывают проблемы в общении. Все дети респондентов обучаются в общеобразовательных школах в среднем звено. Некоторые (46%) дружат с ровесниками, посещают кружки, секции в образовательных школах. Один опрошенный сказал, что мало общественных мест приспособленных к передвижению колясочников, что ограничивает возможности посещать желаемые места.

Из первых трех ответов видно, что для семей с детьми инвалидами и для продуктивной работы УСЗНиТ необходима помощь социальных волонтеров.

Поэтому следующий блок вопросов был посвящен социальному волонтерству. Родители более или менее знают, где-то слышали, кто такой социальный волонтер: 62% родителей знают, а 38% - не знают.

Рис.3. «Знаете ли Вы о социальном волонтерстве?»

На вопрос: «Чего вы ожидаете от социальной помощи волонтеров?» 46% родителей ответили, что детям от социальных волонтеров ожидают, помощь в виде проведения: досуговых мероприятий, тренингов, кружков. Респонденты (23%) к сожалению, не различают виды волонтерства, что отражается в их ответе. На пожелание о помощи от социального волонтера они сказали, что нуждаются в помощи в быту, остальные (31%) родители не нуждаются в помощи.

На вопрос: «Как вы думаете, сможет ли помочь вашему ребенку волонтер в социализации как личность?».Респонденты (50%) думают, что волонтерство по социализации детей инвалидов поможет их детям справиться с подростковым периодом. Некоторые считают, что волонтер не в силах помочь их ребенку в социализации, предполагаем, что данное мнение связано, с тем, что в с. Чурапча не ведется волонтерская деятельность по социализации детей инвалидов. Оставшиеся (18%) сомневаются в полезности данной деятельности.

В конце интервью респонденты высказали свои предложения и пожелания волонтерам. Родители хотят, чтобы в Чурапчинском улусе открыли волонтерский центр по социализации детей инвалидов, чтобы планомерно проводилась работа между центром управления и семьями, только при взаимной работе придут хорошие результаты. Пожелали развитию волонтёрской деятельности.

Для организации добровольческой деятельности в социальной сфере особое значение имеет тесное взаимодействие между добровольцами и социальными работниками. Принципиальной особенностью социальной работы, как профессии является ее пограничный характер.

В начале опроса у родителей детей-инвалидов было сомнительное представление о социальных волонтерах. Но при процессе уже выяснилась положительная реакция о помощи волонтеров их семьям, первую очередь детям.

Как и предполагалось, дети-инвалиды имеют все-таки трудности с общением ровесниками. 46% родителей знают, кто такие социальные волонтеры, и в основном нуждаются в помощи бытового характера и чтобы проводились различные мероприятия. И большинство семей утверждают, что помощь оказанная волонтерами для их детей положительно повлияет на социализацию. Родители детей-инвалидов желают, чтобы открылся волонтерский центр для социальной помощи.

В результате исследования предлагаем следующие мероприятия:

  1. Организовать для эксперимента социальное волонтерское движение студентами института;

  2. Для подготовки студентов к этому виду деятельности разработать и проводить теоретические лекции и пару часов уделять практическим занятиям;

  3. Проведение практических занятий в виде дискуссий, диспутов и круглых столов;

  4. Построение пандусов для возможности посещения разных общественных мест, например: кинотеатр «Айыллаан», Кафе, учебное заведение и манеж ЧГИФКиС;

  5. Визит волонтеров к семьям имеющих детей инвалидов;

  6. Узнать интересы родителей и детей;

  7. Сотрудничество волонтерского центра с УСЗНиТ, утверждение плана работ;

  8. Выявить степень удовлетворенности родителей и детей-инвалидов по окончанию каждого мероприятия;

  9. По результатам волонтерской деятельности выявить и наградить самых активных волонтеров.

А в качестве общения проводить мини-концерты, развивающие конкурсы, походы в кинотеатр и т.д.

Результатом такой работы является:

- положительные эмоции родителей, детей и самих волонтеров;

- привносит новые знания, ощущения, разворачивает жизненное пространство;

- наращивает потенциал семьи в решении социальных проблем;

- изменяет отношение родителей к возможностям своего ребенка в получении услуг;

- вселяет надежду и желание позитивных изменений в жизни семьи, воспитывающей ребенка – инвалида;

- повышает социальную активность родителей и детей;

- появляется уверенность у волонтеров.

Роль воспитательной работы с молодежью, ориентированной на их личностное, социальное и профессиональное развитие, проявление активной позиции молодежи, их участию в созидательной деятельности. В качестве одного из современных и адекватных потребностям молодежи ресурсов социального воспитания, позволяющего стимулировать инициативность, активность личностной позиций, может выступать волонтерская деятельность.

Студенты Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта направления подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью», работники помогающих профессий должны обладать навыками работы не сформированными личностями с подростками, с молодежью для их саморазвития, формируя нравственность, толерантность, гуманность и другие положительные качества.

Социальное волонтерство – помощь в адаптации детей инвалидов в подростковом возрасте имеет большое значение, как для всего общества, так и для нации «Дети – наше будущее».

Список литературы:

1) http://revolution.allbest.ru/sociology/00528901_0.html

2) http://www.studfiles.ru/preview/5373018/

3) Социальное волонтерство. Теория и практика. — Москва: Омега-Л, 2016. — 128 с

1 http://revolution.allbest.ru/sociology/00528901_0.html

2 http://www.studfiles.ru/preview/5373018/

3 Социальное волонтерство. Теория и практика. — Москва: Омега-Л, 2016. — 128 с

Просмотров работы: 554