ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН: ОБЗОР МНЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН: ОБЗОР МНЕНИЙ

Ильбудо А.М. 1, Ильбудо А.М. 1
1Юго-Западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Энергетический вопрос – неотъемлемая часть современных международных отношений, поэтому вопросы энергетики важны для европейской политики. Отношения в области энергетики могут быть конфликтными, так как основаны на национальных интересах, или же быть гарантом взаимовыгодных отношений. Но не только европейские государства тщательно следят за происходящим на международной энергетической арене. Например, Китай, промышленное развитие которого напрямую зависит от ситуации, складывающейся в энергетической сфере. Об этом говорится в статье «Зависимость экономики Китая от внешних поставщиков энергоресурсов» А.О. Пылёвой и Л.В. Бычковой [1]. Стоит отметить, что многие страны сотрудничают по вопросам энергобезопасности. В качестве примера можно привести взаимоотношения России и Белоруссии в области энергетики, подробнее эта тема раскрывается в статье Л.В. Бычковой, А.В. Головиной и М.О. Морозова «Энергетическое сотрудничество России и Беларуси: проблемы и перспективы» [2].

Согласно статье «Невозможная триада энергобезопасности Европейского Союза» Н. Кавешникова, одним из ведущих направлений в области энергетической политики Евросоюза является обеспечение безопасной, доступной и устойчивой энергии. Большая проблема заключается в том, что одновременное достижение трёх этих целей невозможно, так как безопасность и устойчивость, предполагающие наименьшее негативное воздействие на окружающую среду, требуют больших затрат, соответственно энергетика, отвечающая двум данным требованиям не может иметь низкую цену. Домохозяйства будут тратить значительную часть своего дохода на эту сферу, а производство существенно подорожает.

Диверсификация импорта требует создания дополнительной инфраструктуры, что требует больших затрат, особенно, если речь идёт о безопасных поставках. Развитие трансграничной инфраструктуры между странами ЕС является одним из безопасных способов. [3]

Современные технологии не позволяют возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) конкурировать с традиционной энергетикой, так как фирмы не хотят инвестировать эту сферу, обеспечивать финансами развитие устойчивых технологий в энергетике может только государства, но у правительств не так много денег, поэтому совершенствование в области энергетики является прерогативой будущего.

Примером несоответствия безопасности поставок, экономической выгоды и экологической безопасности может служить атомная энергетика, а также технологический прорыв в области добычи сланцевого газа.

В целом, избранная Европейским Союзом энергетическая политика является неэффективной из-за недостижимости одновременно трёх целей, а также колебаний и отклонения ЕС в одну из трёх сторон, при которых могут страдать другие направления, кроме того разные государства Евросоюза преследуют разные задачи, опираясь на свои экономические интересы, поэтому пока государства не пришли к консенсусу, а уровень развития науки и технологий недостаточен, проводимая в Европе политика не будет давать должных результатов. [3]

Отчасти, вопрос колебаний европейских стран затрагивает А. Деденкулов в статье «Евросоюз: эволюция приоритетов энергетической политики» описывает фазы становления взглядов европейских стран на энергетику.

На первом этапе в 50-х годах 20 века, задолго до появления целей, которые поставил перед собой Евросоюз сейчас, был заложен фундамент энергетической политики Европейского союза, в основе которой лежала идея того, что отсутствие международных барьеров в сфере энергетики приведёт к возникновению конкуренции, что в свою очередь повлечёт снижение цен на энергию. Уже в 70-х впервые появилась необходимость обращать внимание на тему безопасности поставок энергоносителей. Тем не менее, законотворческая деятельность европейских стран на тот момент не выделяла энергетическую деятельность в отдельную сферу.

Второй этап в 80-е ознаменован началом нормотворческой деятельности с целью создания внутреннего энергетического рынка. Эта политика не являлась затратной и проводилась в ходе общего движения стран на пути к Евросоюзу и образованию общего рынка.

На третьем этапе начался переход к созданию недостающей общей энергетической инфраструктуры (как стадии т.н. “позитивной интеграции”), без которой в долгосрочной перспективе не представлялось бы возможным проводить подлинно единую энергетическую политику. [4]

На четвёртом этапе в начале 21 века закладывался идеологический фундамент энергетической политики Евросоюза, в котором были впервые упомянуты её современные основные цели – устойчивое развитие, конкурентность и безопасность поставок. На первый план выходит экологическая и климатическая проблематика, которая служит поводом для осуществления дорогостоящих проектов. С одной стороны, это позволяет ограничивать эмиссию парниковых газов, а с другой снижать импортозависимость за счёт сокращения потребления энергии и развивать внутренние источники энергии.

На пятом этапе происходило ухудшение политических и экономических условий, что привело к решению сделать упор на диверсификацию источников и маршрутов поставок. Так в 2014 году Еврокомиссия опубликовала стратегию ЕС по энергетической безопасности, которая направлена на обеспечение бесперебойности поставок энергоносителей и поддержание стабильности цен, таким образом идея устойчивости энергии ушла на второй план. [4]

Таким образом, А. Деденкулов видит политику продвижения по пути наименьшего сопротивления, чтобы энергетическая политика не встречала сопротивления со стороны стран-членов, весьма эффективной. В то же время, когда Н. Кавешников в статье «Невозможная триада энергобезопасности Европейского Союза», видит подобную политику трудноосуществимой с точки зрения достижения хороших результатов преследования одновременно трёх целей в условиях современного уровня развития науки и технологии.

Ещё одной из стран, осуществляющей программу по внедрению возобновляемых источников энергии, является Германия. ФРГ - одна из ведущих стран Евросоюза, активно добивающаяся внедрения норм, которые преследуют цель защиты окружающей среды. Правительство страны выступает за сокращение использования атомной энергетики. Государству необходимо тщательно планировать способы влияния на некоторые социальные группы, которые могут выражать недовольство определёнными шагами в сфере внедрения экологических технологий. Закрепление норм экологической ответственности в энергетике необходимо ФРГ по экономическим причинам. Развитие ВИЭ стало причиной роста стоимости электроэнергии, то есть предприятия страны находятся в невыгодных условиях по сравнению с производствами других европейских государств, подобное положение можно исправить, если другие страны окажутся в таких же обстоятельствах. А также Германия обладает некоторыми новшествами в сфере экологизации энергетики, которые было бы выгодно реализовать на международном рынке. Таким образом, в силу экономических интересов Германия выступает активным проводником устойчивой и безопасной энергетики. [5]

Как было отмечено выше, интересы стран Европейского союза в области энергетической политики не всегда совпадают, а также отмечалась невозможность получения энергии, которая бы в равной степени отвечала трём требованиям современного европейского энергетического курса. Тем не менее существуют страны, которые поставили перед собой более конкретные цели в этой области, и их достижение, на первый взгляд немыслимое, оказалось достижимым. К числу таких стран можно отнести государства Северной Европы.

В первую очередь речь идёт о Швеции, которая преследуя известные цели экономии, безопасности и снижения экологической нагрузки, успешно выполняет поставленную задачу. Главными пунктами плана является уменьшение использования углеводородов и повышение эффективности использования энергии в стране. В качестве альтернативной энергии увеличилось использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ): гидроэнергии, энергии ветра, солнца, приливных электростанций, биотоплива. Значение шведской энергетической программы имеет большое значение не только для Северной Европы, но и для Евросоюза в целом. [6]

Н. Кавешниковым в статье «Невозможная триада энергобезопасности Европейского Союза» была отмечена тенденция к изменению цены на вредные выбросы в атмосферу в пользу экономической выгоды, которая наблюдается в связи с увеличением потребления Евросоюзом дешевого, по сравнению с газом, угля из США. В странах Северной Европы система взимания экологических налогов действительно работает. Также по сравнению с программой ФРГ, о которых говорится в статье «Политико-экономические стимулы экологизации энергетики. Вопросы теории и опыт Германии» Н. Тогановой, план скандинавских стран встречает меньше сопротивлений

со стороны общественности и не вызывает больших экономических трудностей, возможно, это сопряжено с высоким уровнем налогов, не связанных с введением экологически устойчивых технологий в этих странах.

Таким образом, можно заключить, что примерное достижение одновременно трёх целей является возможным только с учётом устройства экономики конкретной страны, важно обращать внимание как на сильные, так и на слабые стороны, а также одну из главных ролей играет действительная заинтересованность государства в осуществлении своей энергетической политики, отвечающей обозначенным стандартам Евросоюза. С трудностями могут столкнуться страны, которые имеют недостаточно подготовленную экономику, так как осуществление энергетической программы требует значительных финансовых вложений, в то время как многие страны Евросоюза имеют в настоящее время более актуальные проблемы, для устранения которых также нужны немалые средства.

Ссылки:

[1] Пылёва, А.О. Зависимость экономики Китая от внешних поставщиков энергоресурсов / А.О. Пылёва, Л.В. Бычкова // Молодой учёный, №2 (136), 2017, сс. 490-494

[2] Бычкова, Л.В. Энергетическое сотрудничество России и Беларуси: проблемы и перспективы / Л.В. Бычкова, А.В. Головина, М.О. Морозов // Международная научно-практическая конференция «Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего»: матер. конф., 2015, Курск, сс. 79-84

[3] Кавешников, Н. Ю. Невозможная триада энергобезопасности Европейского Союза / Н. Ю. Кавешников // Международные процессы, Том 13, № 4, 2015, сс. 74-85

[4] Деденкулов, А. В Евросоюз: эволюция приоритетов энергетической политики / А. В. Деденкулов // «Современная Европа», № 1, 2015, сс. 116-125

[5] Тоганова, Н. Политико-экономические стимулы экологизации энергетики. Вопросы теории и опыт Германии / Н. Тоганова // Международные процессы, Том 14, № 2, 2016, сс. 48-64

[6] Антюшина, Н. М. Северная Европа: «Экономика без нефтяной зависимости» к 2020 году / Н. М. Антюшина // «Современная Европа», № 4, 2015 сс. 99-104

Просмотров работы: 568