Ключевые слова: Россия, Испания, взаимоотношение, партнерство, сотрудничество.
Одним из детерминирующих факторов выстраивания современных отношений между странами – историческое прошлое.
Известный испанский политолог и дипломат Мануэль де ла Камара в своих высказываниях по поводу России неоднократно высказывал, что «несмотря на очевидные различия между Испанией и Россией в них присуще и немалое сходство в историческом и геополитическом смысле».
И действительно Испанию с Россией связывают давние исторические узы, дипломатические отношения были установлены еще в XVI веке. Наращивание взаимоотношений прослеживалось и в период правления Наполеона и во второй мировой войне, когда советские граждане и республиканцы из Испании вступили против германского и итальянского фашизма. Однако началом нового этапа развития дипломатических отношений принято считать 27 декабря 1991 год, когда правительство Испании признало Российскую Федерацию правопреемником СССР.
27 декабря 1994 году был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве» сроком на 10 лет. В последствии он был пролонгирован и действует до настоящего времени. [4]
Современный политический курс испанского руководства формируется под воздействием многих факторов, в том числе и играет роль членство Испании в Европейском союзе (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО). Это и обязывает правительство Испании строить дипломатические отношения опираясь на участие в международных правительственных организациях. Однако, несмотря на это Королевство Испания проводит активную политику в отстаивании национальных интересов, выстраивая собственную парадигму взаимоотношения с Российской Федерацией.
Правительство Испании расценивает отношения с Российской Федерацией как приоритетное стратегическое партнерство, необходимое как самой Испании, так и Европейскому Союзу для решения целого комплекса проблем. Премьер-министр Испании с 2004-2011 гг. Хосе Луис Родригес Сапатеро рассматривает Россию в качестве стратегического партнера на международной арене и вклад, которой необходим для решения проблем, таких как: финансовый кризис, распространение оружия массового поражения, изменение климата, обеспечение мира и безопасности, формирование сбалансированного и многополярного мирового порядка.
Российская Федерация и Королевство Испания являются партнерами во многих сферах, как и двусторонних, так и многосторонних отношений. Данные взаимоотношения прочно развиваются в русле договоренностей. С 2006 года функционирует межправительственное соглашение о борьбе с терроризмом. Для этого используются контакты между Министерствами внутренних дел и другими спец. структурами.
К российско-испанскому сотрудничеству присоединяются страны Латинской Америки. Этот процесс крайне важен, поскольку речь идет о выстраивании (в частности, через механизмы российско-испанских связей) активной дипломатии между двумя нарождающимися полюсами международного влияния: Российской Федерацией и Ибероамериканским сообществом наций, которое объединяет иберийские и латиноамериканские государства.
Однако введенные европейские и ответные санкции России привели к ухудшению отношений как в политической, так и в экономической сферах.
Правительство Испании не удовлетворено состоянием отношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией, выступая против усиления антироссийских ограничительных мер. Так по мнению Хосе Мануэля Гарсия-Маргальо: «санкции не выгодны никому и правительство Испании не видит необходимости в их расширении».
9 февраля 2015 года глава МИД Испании объявил, что: «санкции дорого обошлись для всех. На сегодняшний день ЕС потерял 21 миллиард евро на экспорте».
Экономические санкции повлияли и на торгово-экономические показатели между Испании и Россией. Товарооборот в 2015 году сократился на 57, 1 % и составил 5, 6 млрд. долларов. Экспорт из России в Испанию продемонстрировал снижение на 53, 7 % и составил 1, 9 млрд. долларов. [2]
Таблица 2 – Товарооборот Испании с Россией с 2010-2015 гг.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Оборот |
10,6 |
15,4 |
14,2 |
14,6 |
11,4 |
5,6 |
Рост % |
124,7 |
145,3 |
92,2 |
102,8 |
78,1 |
49, 1 |
Экспорт в Россию |
2,6 |
3, 5 |
3,8 |
3,7 |
3,4 |
1,9 |
Рост % |
123,8 |
134,6 |
108,6 |
97,4 |
91,9 |
55,9 |
Импорт из России |
8,0 |
11,9 |
10,4 |
10,9 |
8,0 |
3,7 |
Рост% |
125,0 |
148,8 |
87,4 |
104,8 |
73,4 |
46,3 |
Сальдо |
-5,4 |
-8,4 |
-6,6 |
-7,2 |
-4,6 |
-1,8 |
По итогам 3 квартала 2015 года Россия занимает 20-е место во внешней торговле Испании, однако, в 2010 году входила в список 10-ти важнейших внешнеторговых партнеров. [1]
Несмотря на то, что Испания придерживается позиции отмены санкций по отношении к России, однако признает факт аннексии Крыма и Севастополя. Министр иностранных дел 2011-2016 гг. Хосе Мануэля Гарсия-Маргальо: «Испания признает аннексию Крыма и Севастополя. Мы рассматриваем произошедшее как незаконный референдум, нарушающий суверенитет и территориальную целостность Украины, а, следовательно, и международное право. Мы разделяем эту позицию вместе со всеми членами Евросоюза».
Это высказывает ставит под сомнение развитие, как было ранее, отношений между Испанией и Россией.
Еще один факт, омрачающий взаимоотношения – изменение торгового партнера по поставке газа в Испанию. После начала российско-украинского кризиса, правительство Испания предложила партнёрам по Европейскому Союзу транспортировать алжирский газ в Европу. Это предложение было сделано с целью ослабить зависимость от России.
По заявлению Хосе Мануэля Гарсия-Маргальо: «Алжир мог бы поставлять в Европу через Испанию от 50 до 60 млрд кубометров газа в год, а испанские корпорации, владеющие магистральными трубопроводами, получали бы прибыль от транзита».
В июне 2016 года состоялась официальная встреча представителей Испании, Франции и Португалии в Париже. Главная цель данного визита – решение вопроса с достройкой газопровода. По мнению испанского министра промышленности, энергетики и туризма Хосе Мануэля Сория: «Евросоюз, импортируя газ через Испанию, может заместить примерно половину поставок из России, поступающих через Украину.» В свою очередь украинский кризис дал Испании шанс сделаться газовыми воротами в Европу.
В заключение, подводя итог к сказанному, необходимо отметить, что, не смотря на восточноевропейский курс Испании, существующие проблемы препятствуют дальнейшему развитию политического и торгово-экономического потенциала.
Список использованных источников и литературы:
1. Официальный сайт Национального института статистики Испании [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ine.es.
2. Научный сборник Espana en cifras 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ine.es/prodyser/espa_cifras/2016/index.html#.
3. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Испании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spain.mid.ru/ru_RU/web/spain_ru