О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ЭКОНОМИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. ЭКОНОМИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Дмитриева Е.И. 1, Кузьмина В.М. 1
1Юго-западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям характер и перспективы российско-китайского партнерства имеют кардинальное стратегическое и всемирное значение. Взаимодействие между Россией и Китаем диктуется объективным совпадением и близостью коренных интересов. За несколько столетий они накопили ценный опыт сосуществования и многопланового сотрудничества, в том числе в вопросах обеспечения безопасности национальных интересов.

Национальные интересы - это осознание потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешних угроз и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.[2, с.-201].

Национальные интересы РФ - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства[1].

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2001 году, решил практически все главные споры и проблемы, в основном пограничного размежевания, заложил основы для долгосрочного политического и экономического сотрудничества, именуемого стратегическим партнерством.

Второе десятилетие ХХI века ознаменовалось всесторонним подъемом и расширением масштабов российско-китайского сотрудничества в политической, экономической, военно-технологической и культурной сферах. Это дало основание руководителям двух стран заявить о том, что российско-китайские отношения поднялись на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и взаимодействия[3, с.24].

Развитие отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и взаимодействия выступает не только как фактор, создающий благоприятные возможности для со развития наших стран, но и играет стабилизирующую роль в глобальном плане.

Особое значение для обеспечения здорового развития российско-китайского стратегического взаимодействия имеет правильное отношение к возникающим проблемам и вызовам, с которыми неизбежно сталкиваются наши страны в нынешней сложной международной обстановке. На формирование этих вызовов и проблем влияют как особенности внутренней ситуации РФ и КНР, так и международные события. Сам факт всеобъемлющего стратегического партнерства и взаимодействия способствуют росту глобального влияния, совокупной мощей, а также безопасности и стабильности каждого из партнера как субъекта мировой политики.

По словам В.В. Путина «Процветающий Китай нужен России и, в свою очередь, Китаю, уверен, нужна сильная и успешная Россия». Это чрезвычайно важный, стратегически значимый вывод для долговременной ориентации политики российского государства[3, с.-24].

Обеспечение безопасности зависит от многих факторов внутреннего и внешнего характера, которые формируются под воздействием военной, политической, экономической ситуации как внутри страны, так и за ее пределами. Современный этап международных отношений характеризуется тем, что при сохранении важного значения военно-силового фактора обеспечения национальной безопасности все большую роль играют невоенные факторы - экономический, научно-технический, экологический, информационный. Все большее значение приобретает тенденция экономической взаимозависимости государств.

Россия и Китай практически решив для себя вопрос обеспечения интересов собственной безопасности путем укрепления мер доверия на границе, завершения ее юридического оформления, позволяли создать вдоль зону мира и стабильности, направляя усилия в двухсторонних отношениях в другие русла, в основном, на реализацию своих экономических и энергетических интересов.

Экономическая безопасность - это состояние какого-либо субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Обеспечение экономической безопасности для государств предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях [4, с. 51].

На сегодняшний период времени в условиях санкций, можно сказать, что Россия испытывает некоторые неудобства, но в целом, угрозы экономической безопасности отсутствуют, Китай оказывает поддержку во многих сферах.

Экономическое сотрудничество России с Китаем имеет очень большое значение, при наличии продуманной стратегии, позволит России, особенно Сибири и Дальнему Востоку, значительно ускорить свое экономическое развитие, открыть путь в экономическое пространство АТР и СВА, а также укреплять и разрабатывать меры необходимые для экономической безопасности. Однако речь идет только об экономической безопасности России, так как для Китая Россия не является основным экономическим партнером, здесь возникает вопрос об уязвимости и зависимости России от Китая в данном аспекте сотрудничества.

Еще один относительно новый, но уже ставший серьезной глобальной проблемой в дискурсе международных отношений - это вопрос энергетической безопасности. Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению [3, с. 47].

Обеспечение энергетической безопасности играет большую роль в обеспечении безопасности национальных интересов. Сегодня энергетическая безопасность становится частью и внешней политики Китая. Бурно развивающаяся экономика, быстрая урбанизация и постоянный рост уровня жизни населения обусловливают потребности в различных видах энергии, особенно это касается нефти и природного газа. Двадцать лет назад Китай был самым крупным экспортером нефти в Восточной Азии. Сегодня он не только второй потребитель нефти в мире, но и второй ее импортер.

26 декабря 2007 г. Китай издал первый за прошедшее десятилетие правительственный документ о своей энергетической политике. В нем говорится о том, что Китай будет развивать различные энергетические ресурсы и налаживать международное сотрудничество в этой сфере. В понятиях геополитики энергетика России для энергетической безопасности Китая является очень важной. Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией является значимым для обеих стран [5].

Китай нуждается в близком и надежном партнере, и Россия выступает как раз таким партнером. Понятно, что Средняя Азия также является соседом Китая, однако разработка ее энергетических запасов нуждаются в огромных инвестициях как в плане добычи нефти и газа, так и в плане инфраструктуры для их транспортировки. Китай же нуждается в ресурсах уже сегодня.

А.Д. Воскресенский отмечает, с высокой долей вероятности можно прогнозировать такую ситуацию, когда КНР придется напрямую увязывать свою стратегию развития со стратегиями других государств из-за необходимости импорта энергетических ресурсов. Причем количество энергоресурсов, которое будет импортировать Китай в 2010-2020 гг., станет критическим для того, чтобы обеспечить его модернизацию и развитие. Очевидно, что это будет напрямую влиять на стратегию развития страны, на политику других государств в отношении Китая и косвенно на проблематику трансформации мирового лидерства.

Энергетическая стратегия России до 2030 г., принятая в ноябре 2009 г., говорит о планах, связанных с развитием нефтегазовых носителей в восточной части страны, нацеленных на экспорт в данный регион. Согласно этой Стратегии, Россия намерена увеличить нефтяной экспорт в азиатско-тихоокеанский регион с 8% в 2008 г. до 14-15% в 2020-2022 гг. и до 22-25% к 2030 г.; экспорт натурального газа - с нуля в 2008 г. до 16-17% в 2020-2022 гг. и до 19-20% к 2030 г. [1].

Перед Китаем будет стоять проблема обеспечения стабильного импорта энергоресурсов, и это станет одним из важнейших факторов его внешней политики и концепции национальной безопасности. КНР станет активным участником мировой энергетической геополитики и, соответственно, будет иметь прямой геополитический интерес в отношении Центральной Азии и северо-востока России, т.е. тех регионов, которые являются ключевыми для его энергетического развития.

Наша экономическая безопасность зависит от экспорта энергоресурсов, а Китайская безопасность национальных интересов от поставок энергоресурсов для развития своей экономики. Энергетически мы в полной безопасности, обладаем всеми необходимыми ресурсами в избытки, но именно энергетика составляет основу нашей экономической безопасности. Китай в энергетической стратегии России на восточном направлении является главным потребителем. Стремление Китая к энергетической безопасности существенно повлияло на его внешнюю политику. Формулируя свою энергетическую стратегию, Россия стремится к экономической безопасности (однако в случае отсутствия в ближайшее время положительных результатов экономической реформы в РФ процесс превращения Дальневосточного региона в сырьевой придаток экономики Китая может иметь необратимый характер).

В целях координации работы двух стран создана Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств, в ее рамках сформированы межправительственные подкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству, сотрудничеству в области энергетики, транспорта, поставок в КНР военной техники т.д.

Таким образом, Китай и Россия дополняют друг друга в энергетической и экономической сферах и выгоды китайско-российского сотрудничества очевидны и являются основой китайско-российского стратегического партнерства, способствующему обеспечению безопасности национальных интересов, это сотрудничество имеет огромный потенциал и открывает многообещающие перспективы.

Список использованных источников:

  1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // официальный сайт Министерства энергетики РФ// http://minenergo.gov.ru/

  2. Коновалов, В.Н. Политлогия [Текст]: словарь / В.Н. Коновалов М:РГУ, 2010-С.318.

  3. Титаренко, М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени [Текст]: учебное пособие / М.Л. Титаренко- М.: ИД «Форум», 2014. -С.224.

  4. Чудодеев, Ю.В. Россия-Китай стратегическое партнёрства современном этапе (проблемы и перспективы) [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Чудодеев М.:ИВ РАН, 2011-С.224.

  5. 恐怖主义在俄罗斯 [Электронный ресурс]:http://news.china.com.cn /world/2014-03/02/ content_3 1644522.htm

5

Просмотров работы: 798