СООТНОШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СООТНОШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Пылёва А.О. 1, Бычкова Л.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Западный государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Международное топливно-энергетическое сотрудничество – это сотрудничество различных государств и иных международных акторов в топливно-энергетической сфере, которое включает в себя торговлю энергоносителями, инвестирование, создание совместных предприятий, совместную разработку месторождений и другие виды деятельности.

Важность данного вида сотрудничества состоит в том, что энергетический фактор оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества, влияет на взаимоотношения между государствами, проникая даже в политическую сферу. Экономическое развитие невозможно без проведения эффективного курса энергетической политики, без активного сотрудничества с другими участниками международного рынка энергоресурсов.

Китай и Россия дополняют друг друга в сфере энергетики. Выгоды от российско-китайского топливно-энергетического сотрудничества очевидны и являются основой китайско-российского стратегического партнёрства. В виду энергетической взаимодополняемости государств, можно сказать, что образование стратегического энергетического союза было неизбежно. Сотрудничество двух государств, несмотря на ряд препятствий и проблем, имеет огромный потенциал, что подтверждается и оценками экспертов [1].

Строительство российского участка «Сила Сибири» российско-китайского газопровода было начато в сентябре 2014 года, сооружение китайского участка официально началось в июне 2015 года. По предварительным расчётам, подача газа ожидается к концу 2018 года. Пройдя десятилетний путь тяжёлых переговоров, этот важный российско-китайский наземный энергокоридор в конечном счёте из идеи шаг за шагом воплощается в действительность.

Если говорить о перспективах для китайской стороны, то после запуска газопровода ежегодный уровень импорта природного газа в объёме 38 млрд.м3 должен существенно ослабить потребности в энергоресурсах восточных районов Китая. «Поход Газпрома на юг» также может изменить ситуацию на территориях, которые традиционно ориентированы на угольную энергетику (северо-восток Китая, «столичный регион» (Пекин, Тянцзинь и провинция Хэбэй) и дельта реки Янцзы). Это будет способствовать разрешению тяжёлой ситуации, сложившейся из-за загрязнения атмосферы, а также формированию новых точек экономического роста.

«Ради обеспечения энергетической безопасности Китаю необходимо диверсифицировать снабжение энергоресурсами. Коэффициент безопасности поставок энергоресурсов из Африки или с Ближнего и Среднего Востока является довольно низким, так как морские перевозки энергоресурсов уязвимы в плане вмешательства других государств. Россия же находится в выигрышном положении, независимо от того, поставляет она нефть или газ, поэтому перед российско-китайским энергетическим сотрудничеством открываются обширные перспективы» - высказал такие мысли декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Караганов Сергей Александрович [2].

Что касается российской стороны, то российско-китайское топливно-энергетическое сотрудничество благоприятствует снижению уровня зависимости Российской Федерации от экспорта энергоресурсов в Европу, а также способствует перемещению центра тяжести энергетической стратегии России на восток. После украинского кризиса российский природный газ превратился в дипломатический инструмент давления. «Медовый месяц» российско-европейского энергетического сотрудничества неожиданно подошёл к концу. Кроме того, революция сланцевого газа в США создала угрозу для российского экспорта природного газа, поставив Россию перед необходимостью поиска новых покупателей. На таком фоне российско-китайское газовое сотрудничество преодолевает знаменательный исторический этап. В мае 2014 года завершились длительные двусторонние переговоры касательно заключения на тридцатилетний период «Российско-китайского соглашения о поставках природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту».

Кроме благоприятной торговли энергоресурсами, российская сторона активно привлекает инвестиции китайских предприятий, для того, чтобы сформировалась целостная структура энергетического сотрудничества.

Участие китайской стороны в проекте «Ямал СПГ» развивается успешно. В рамках проекта «Ямал СПГ» уже разведано свыше 900 млрд.м3 запасов природного газа. По предварительным расчётам, после полного запуска проекта в 2019 году годовой объём производства сжиженного природного газа составит 16,5 млн.тонн.

В сфере переработки и сбыта: совместный российско-китайский проект Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего завода по предварительным итогам будет сдан в эксплуатацию до 2020 года. Будущие российские поставки сырой нефти посредством морских перевозок на Тяньцзиньский НПЗ составят 9,1 млн.тонн в год.

Во время своего визита в Китай в сентябре 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин присутствовал при подписании Рамочного соглашения о сотрудничестве по Юрубчено-Тохомскому месторождению и месторождению Русское между «Роснефтью» и «Синопек». На основании договорённости, «Синопек» имеет право на покупку 49% акций компаний, находящихся в подчинении «Роснефти» («Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», «Тюменнефтегаз») [2].

Кроме того, и Китай и Россия проявляют активность в сотрудничестве по каменному углю, электроэнергетике, ядерной энергетике, возобновляемым источникам энергии. Также новыми являются такие сферы, как разработка энергетических технологий, систем валютных расчётов, инженерно-технического обеспечения.

Посол КНР в РФ Ли Хуэй подчеркнул, что китайская сторона уделяет повышенное внимание энергетическому сотрудничеству с Россией, рассматривая деловое сотрудничество двух стран в качестве приоритетного направления. Российско-Китайская межправительственная комиссия по энергетическому сотрудничеству – важный механизм и платформа для дальнейшего углубления межправительственного сотрудничества двух государств в сфере энергоресурсов. Он заявил: «Я верю, что совместными усилиями обеих сторон российско-китайское топливно-энергетическое сотрудничество достигнет ещё большего успеха, обеспечив при этом дальнейшее развитие двусторонних отношений» [3].

1 июня 2016 года международное информационное агентство «Россия Сегодня» организовало видео-конференцию Москва-Пекин. Эксперты, принявшие участие в конференции, обсудили ближайшие перспективы российско-китайского энергетического сотрудничества, состояние двусторонних отношений на текущий момент, а также наиболее эффективные формы сотрудничества [4].

Согласно анализу заведующего институтом исследований России Китайского института современных международных отношений Фэн Юйцзюня, российско-китайское энергетическое сотрудничество стоит перед рядом задач и проблем: во-первых, в ближайшем будущем не предвидится возвращения цен на нефть и газ на прежний уровень. Во-вторых, необходимо стимулировать двустороннее сотрудничество, опираясь на существующие законы рынка, учитывая баланс интересов. Это ключевой фактор, определяющий, сможет ли российско-китайское энергетическое сотрудничество и дальше прогрессировать. В-третьих, необходимо учитывать среднесрочные долгосрочные тенденции развития ситуации с энергоресурсами и России, и Китая, а также стратегические потребности обоих государств.

Директор центра по вопросам энергетики и транспорта Научно-исследовательского института востоковедения РАН, профессор Московского института международных отношений Томберг Игорь Ремуальдович отметил, что в целом российско-китайское энергетическое сотрудничество развивается стабильно, но падение цен на нефть, замедление темпов роста китайской экономики, глобальный экономический кризис и другие факторы могут оказать негативное воздействие и замедлить темпы развития сотрудничества. «Все эти отрицательные факторы, берущие начало в глобальном мире, могут привести к тому, что развитие российско-китайского энергетического сотрудничества будет протекать менее успешно, нежели это ожидается по плану. Но это всего лишь кратковременное явление, и российско-китайское энергетическое сотрудничество гарантированно стабилизируется» [4].

Профессор института международных отношений Китайского народного университета, научный сотрудник исследовательского института национального развития и стратегии Сюй Циньхуа также подчёркивает, что сотрудничество между Россией и Китаем является необходимым, возникающие негативные факторы случайны, к тому же, некоторые так называемые «отрицательные моменты» могут создать возможности для роста фондовых средств России и Китая. Превратить «угрозу» в «возможность» - уникальный шанс для российско-китайского энергетического сотрудничества.

Российско-китайское энергетическое сотрудничество неразрывно связано с налаживающейся ситуацией общего двустороннего сотрудничества, неотделимо от стратегии состыковки экономического пояса «Великий шёлковый путь» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), напрямую зависит от инициатив, исходящих от высшего руководства обеих сторон, и ещё более от равноправных и взаимовыгодных российско-китайских отношений, а также всецелого взаимного политического доверия. Здесь уместны слова китайского председателя Си Цзиньпина: «Если вы хотите добиться реального и качественного совместного развития, необходимо следовать открытым идеям, обеспечивать взаимопомощь, взаимное благоприятствование и взаимную выгоду» [2]. Российско-китайское топливно-энергетическое сотрудничество, несомненно, является воплощением данной концепции, которая обязательно распространится на народы обоих государств.

Оценивая перспективы двустороннего энергетического сотрудничества, следует отметить, что в целом они благоприятные. Это связано с совпадением стратегических интересов России и Китая по многим внешнеполитическим вопросам. С экономической точки зрения следует обратить внимание на то, что в энергетической политике России предусмотрено активное развитие восточного вектора и существенный рост доли стран АТР в экспорте энергоресурсов. Экономика страны, судя по многим прогнозам, в ближайшее десятилетие будет продолжать развиваться довольно быстрыми темпами. В Китае же наблюдается политическая стабильность. В соответствии с последним государственным пятилетним планом для устойчивого развития китайской экономики необходимо увеличивать импорт природного газа и нефти, не подвергая опасности национальную энергетическую безопасность. Таким образом, энергетическое сотрудничество обосновано совпадением интересов и выгодой для обеих сторон, что сулит ему большие перспективы.

Список источников и литературы

  1. Дмитриенко М.А. Российско-китайский энергетический диалог // Наука и мир. – 2014. – №3(7). – Том 3. – С.180-185.

  2. 中俄全面能源合作伙伴关系日益加强 // 中央政府门户网站. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-05/28/content_5077663.htm (дата обращения: 10.02.2017).

  3. 中国驻俄大使李辉说中俄能源合作前景广阔 // 新华网. URL: http://news.xinhuanet.com/2016-05/28/c_1118947970.htm (дата обращения: 12.02.2017).

  4. 中俄专家探讨中俄能源合作前景 // 中国新闻网. URL: http://weibo.com/ttarticle/p/show?id=2309351000023981682972697164 (дата обращения: 10.02.2017).

Просмотров работы: 1436