СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВРЕМЯ САНКЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВРЕМЯ САНКЦИЙ

Алиханова К.К. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последствия экономического кризиса 2008 года, и продолжающий спад мировой экономики до сих пор, а также введение санкций против России способствовали спаду экономики всей страны. Необходимость возрастания государственного регулирования в решение социально-экономических проблем становится актуальным как никогда.

Современная финансовая политика играет значительную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Также развитие индустрии определяется в зависимости от уровня ее рациональности.

Поэтому, выступая одним из источников формирования науки о финансах, а, следовательно, и составной ее части, финансовая политика призывает найти ответы на такие вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики, с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Кроме этого среди основных проблем финансовой политики России необходимо выделять: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.

Следовательно, целью финансовой политики государства и, в частности, субъектов является увеличение или сохранение прежним, уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе проводить обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона в отдельности.

Рассматривая финансовую политику Россию необходимо отметить, что ее формирование сопровождалось некоторыми особенностями, характерными только для нашей страны. Прежде всего, сюда можно отнести масштаб страны, определяющий расширенную банковскую структуру на территории всей страны. С их помощью государством осуществляется не только регулирование финансовых потоков, но и контроль, а также при необходимости перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, в случае наличия острой потребности. [1. С. 413]

В последние годы для России характерно интенсивное развитие финансового права и создание новых финансово-правовых институтов, а также формирование новой законодательной базы для регулирования отношений в сфере финансов. Однако на пути проведения единой финансовой политики существуют препятствия структурно-организационного характера, а именно межведомственные барьеры.

В России помимо Министерства финансов РФ в качестве самостоятельных органов управления финансами, осуществляют деятельность Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная налоговая служба. Деятельность всех этих государственных учреждений направлена на реализацию единой цели, но такое количество ведомств снижает эффективность их совместной деятельности.

С помощью норм финансового права в современных рыночных условиях используется механизм финансов, функционирующий в соответствии с задачами государства и общества. Нормы финансового права и бюджетная система РФ являются источниками финансирования всех экономических потребностей государства, обороноспособности и развития социальной сферы.

В настоящее время в стране активно поддерживается политика сдерживания, которая применяется в отношении финансовой политики уже многие годы, можно сказать, что — столетиями, но именно в данный момент, она проводится особенно интенсивно, поскольку странами Евросоюза против России были введены санкции, которые, согласно зарубежным экспертам только укрепили российскую экономику. В то же время ведутся разговоры о том, чтобы провести отмену санкций, поскольку «западные» санкции против России не действуют, а лишь наносят взаимный вред. Но при всем этом, Россия не собирается сворачивать все связи с Европой и Америкой, пытаясь восстанавливать и расширять традиционные связи с югом Американского континента.

По окончании «антикризисного» управления итогом последовавшего отказа от реализации санационного пакета мер тогда стало возобновление негативных явлений в экономике и постепенная стагнация, ярко выраженная в 2013-2014 гг, с переходом в рецессию в 2015 году. [2. С. 2]

Однако в кризисный 2015 год государство избирает иную стратегию, преимущественно самоустранения – применение принципов либерализма там и тогда, где и когда государственная поддержка должна была бы быть оказана для скорейшего выхода из кризиса. Объяснить подобную ошибочность управленческого курса можно несколькими причинами.

Во-первых, политическое руководство не осознает в полной мере степень кризисной ситуации, возлагая всю вину исключительно на санкции и надеясь, что в следующем году экономика сама собой восстановится. Это схема «переждем». Но политическая консолидированность и решимость Запад эту схему опровергает.

Во-вторых, в органах, ответственных за выработку антикризисных решений, действуют откровенно непрофессиональные люди или профессионалы, работающие по рекомендациям, нацеленным явно не на национальные интересы страны. В 2008-09 гг. кабинет Правительства возглавлял Путин В.В, главой ЦБ был С.М.Игнатьев, занимавший этот пост с 2002 года. В стране был реализован пакет антикризисных мероприятий. В 2014-15 гг. ответственным за принятие решений в Правительстве является Д.А.Медведев, главой ЦБ – Э.С.Набиуллина. Действия органов власти в этом случае по фактической реконструкции характеризуются как содействие обострению кризисных явлений в экономике.

Проведем указанную реконструкцию. Основной метод при этом - это анализ путем параллельного переноса во времени подобных друг другу кризисных показателей.

Кризисы 2008-09 и 2014-15 годов подобны, хотя и имеют некритические различия. Первый был частью мирового кризиса и характеризовался существенным падением активности мировых финансов и падением цен на нефть. Падение российских показателей было обусловлено критической уязвимостью и зависимостью национальной экономики от мировой конъюнктуры, а также десуверенизацией финансов, доходной базы госбюджета, зарубежными заимствованиями.

Второй, при сохранении и даже усилении уязвимости российской экономики к внешней конъюнктуре, обусловлен дополнительными причинами. Во-первых, стагнацией экономики, признаки которой были очевидны уже в 2013 году. Во-вторых, новыми внешними обстоятельствами: санкциями, падением цены на нефть, ограничением доступа к кредитам. В-третьих, ошибочными государственными решениями органов власти, которые через политику либерализации и снижения роли государства спровоцировали «рукотворный» фактор кризиса. В итоге за 5 месяцев 2015 года инвестиции в основной капитал упали на 4,8%, объем грузоперевозок – на 2,1%, розничная торговля снизилась на 7,7%, индекс производства обрабатывающей промышленности на 4,1%, индекс промышленного производства – на 2,3 %. [5. С. 2]

Развитие с опорой только на собственные силы, автаркия, в условиях глобализации мировой экономики не принесет успехов. Наиболее успешной является стратегия смягчения рисков, уменьшения зависимости от импорта. Импортозамещение реализуется в России не только в результате политики санкций. За 25 лет доля импортных комплектующих в некоторых отраслях российской оборонной промышленности составляет сегодня около 7-12 %, в большинстве же секторов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) эта проблема уже решена. Некоторые отрасли химической промышленности достигли серьезных успехов, обрело независимость и производство специальных кормов для речного рыбоводства.

До продовольственного эмбарго, дающего шанс отечественным производителям занять место импорта, благодаря активной господдержке отечественных сельхозпроизводителей уже на протяжении последних восьми лет рынок мяса птицы и свинины в России насыщен отечественным сырьем на 95 %. Теперь в освободившуюся нишу (5 %) активно устремляются местные игроки. Большинство крупных агрохолдингов, обладающих финансовыми возможностями для быстрых маневров, принимают срочные меры к максимально быстрому вводу в эксплуатацию дополнительных мощностей. Работа по импортозамещению приносит уже заметные плоды. [4. С 3.]

Худшие показатели инфляции и скачкообразная девальвация привели к тому, что в 2014 году впервые за историю 2000-х годов реальные доходы российских граждан упали. Сокращение достигло 0,5% в 2014 году и 6,4% за май 2015 г

Государство своими собственными действиями (в первую очередь в сфере денежно-кредитной политики) уменьшило уровень жизни российского народа. Мер для стабилизации ситуации предпринято не было. Антикризисный план не предполагал увеличения затрат на поддержку занятости, не предполагалось создание новых рабочих мест. Рост инфляции вызван курсовой политикой ЦБ.

Аналогична ситуация в части реального размера назначенных пенсий. За 1-ый квартал 2015 года они сократились на 4,1%

Действия ЦБ подрывают основы банковской стабильности – залога финансовой стабильности. ЦБ еще стал активно отзывать лицензии под предлогом борьбы с организациями, занимающимися вывозом капитала. Отток остановить не удалось, но на благосостояние граждан и их доверие к банковскому сектору эти действия повлияли существенно. ЦБ осуществил явно ошибочные преобразования в сфере курсовой политики, необоснованно резко повысил процентную ставку. Все это ударило по инструментам кредитования, привело к падению инвестиций в экономике, вызвало сокращение ВВП.

Несмотря на различия двух кризисов, единственно верной стратегией противодействия и в том и в другом могла бы выступать активная государственная политика поддержки национальной экономики. Но, если в первом случае она была заметна, то в текущем кризисе государство скорее самоустранилось от подобной политики.

Кризис 2008 года показал, что государство способствовало социально-экономическому развитию. В 2014 году ситуация стала иная: создается видимость реализации государственных политик, принимаются решения, направленные на защиту интересов крупного банковского лобби, нефтегазовой сферы, проводится либерализация экономики, государство минимизирует свое участие посредством снижения государственных расходов и инвестиций, отказа от управляемого курсообразования.

Политика правительства 2014-15 гг. выглядит скорее как усугубление кризиса. Наиболее яркое подтверждение такого вывода – это встречные санкции, которые фактически расширили перечень антироссийских европейских экономических санкций. Российское правительство по какой-то причине с 2009 года усилило свою политику нанесения ущерба Российской Федерации. [3. С. 6]

Список использованной литературы:

1. Дроздова К. С. Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2015 год №12. С. 413-415.

2. Зубарева А.В. Анализ финансовой политики России в современных рыночных условиях // Экономика. 2015г. С 2.

3. Фадеичев Сергей. Экономика РФ в 2015 году - полоса затяжного спада с надеждой на восстановительный рост // Экономика и бизнес. 2015 г. С 1.

4. Сиднина В.Л., Литвиненко И.Н. Приспособление российского бизнеса к политике санкций // Современные проблемы науки и образования. 2015г. С 3.

5. Штефан И.В. Современные тенденции: экономическая «блокада» России 2015 год. С 1. 1. http://www.moluch.ru/archive/92/20252/ 2. http://sci-article.ru/stat.php?i=1448387527 3. http://tass.ru/ekonomika/2567256 4. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19448 5. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/03/23/statya-sovremennye-tendentsii-ekonomicheskaya-blokada-rossii-2015-god

6

Просмотров работы: 798