РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ДОХОДЫ И РАСХОДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Курбанов М.К. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На формирование доходов и расходов бюджета оказывают влияние различные факторы. Так, в 2014 году в связи с введенными санкциями, России пришлось корректировать федеральный бюджет. При этом санкции также оказали влияние на формирование доходных и расходных частей субъектов Российской Федерации.

В ближайшие годы, как мировая, так и российская экономика сохранит невысокие темпы роста. При этом рост экономики РФ будет значительно ниже роста мировой экономики. Неопределённость макроэкономических тенденций может возрастать в связи с прогнозируемым понижением ключевого параметра формирования бюджетных доходов – цен на нефть.

Прежде чем приступить к рассмотрению доходных и расходных частей регионального бюджета Российской Федерации, в условиях предстоящего кризиса, изучим определение и структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [4].

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из трех уровней.

Структура бюджетной системы Российской федерации [1, с. 14]; [1, с. 15].

Таблица 1.

Содержание

Примечание

1

Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

2

Бюджеты субъектов федерации и государственные территориальные внебюджетные фонды

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

3

Местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Несмотря на неопределённость тенденций развития экономики Российской Федерации, новый бюджет объявлен бездефицитным. Казалось бы, достигнут, основополагающий принцип бюджетной системы – сбалансированность доходов и расходов. Однако последующий отчет об анализе расходной части бюджета показал, что баланс был достигнут путем жёсткой экономии средств, переходящий в режим ограничения всех направлений финансирования. За 2015–2017 гг. доля расходов регионального бюджета в ВРП уменьшится до 9,8% против 13,6% в 2014 г. При падающей макроэкономической динамике такая бюджетная политика в долгосрочном периоде будет ещё больше подавлять экономику и в конечном итоге приведёт к сокращению налогового потенциала страны.

В 2015 году доходы региональных бюджетов выросли по сравнению с аналогичным периодом, уже прошлого года на 11,4%, до 3,2 трлн. рублей. Расходы бюджетов составили 2,6 трлн. рублей, профицит – 548 млрд. рублей или 2,4% ВВП. Напомню, что федеральный бюджет страны за этот период исполнен с дефицитом, равным 4,4% ВВП. Положительный баланс исполнения бюджетов за 2015 год характерен для большинства регионов (рис. 1). В относительном выражении профицит региональных бюджетов выше, чем в предыдущие три года [5].

Роста ВРП в 2015–2017 гг. предполагается достичь, во-первых, за счёт увеличения промышленного производства продукции и потребительского спроса на нее. Однако, на мой взгляд, существуют риски, связанные с недосягаемостью прогнозируемых значений ВРП, которые не сопоставляются с отрицательной динамикой инвестиций в основной капитал. Ожидается, что в 2017 г. капиталовложения сократятся на 23,2% по сравнению с уровнем 2015 г., что предопределяет замедление темпов роста ВРП.

На сохранившиеся в экономике регионов проблемы указывают и такие факторы, как низкие темпы восстановления бюджетных доходов, которые в реальном выражении даже в 2017 г., даже при большом желании, не выйдут на траекторию их докризисного объёма.

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс региональных бюджетов, за 2012-2015 годы, % к ВВП [5].

На основе исполнения региональных бюджетов за 2015 год, сложно делать оценку исполнения на следующий год, в силу не стабильности российской экономики. На нее может повлиять ряд трудно-предсказуемых факторов: например, резкие колебания цен на нефть или политические катаклизмы. Тем не менее, если исходить из показателей равномерности исполнения бюджетов за последние три года, предварительный прогноз может быть сделан (рис. 2).

Рис. 2. Структура доходов региональных бюджетов, за 2012-2015 годы, % [5].

Из этих оценок следуют два важных вывода:

  • расходы в 2015 году в реальном выражении сократились по сравнению с уровнем 2014 года на 9%;

  • дефицит бюджета регионов в 2015 году оказался существенно меньше показателей 2013–2014 годов и составил около 0,2% ВВП.

Таким образом, высокая инфляция и меры по повышению бюджетных доходов, позволили регионам в 2015 году обеспечить рост доходов на 11,4%, в сравнении с предыдущим годом. Небольшие объемы дополнительных бюджетных кредитов, в рамках «Антикризисного» плана правительства, заставляют регионы проводить ограничительную политику в сфере расходов. Вместе с двузначной инфляцией это ведет к сокращению расходов регионов в реальном выражении на 9–10%. Здесь речь идет, прежде всего, о расходах на образование, здравоохранение и об инвестициях в регионах. Иными словами, ценой такого «финансового оздоровления» будет иммобилизация долгосрочных факторов роста российской экономики.

Задача повышения качества управления расходами и бюджетом в целом не может быть решена без осуществления мероприятий по оптимизации государственного долга, который составляет на 2016 год – 11 870 млрд. долл. США [3]. Предусматривается его реструктуризация с помощью выпуска облигационного займа, сокращение предоставления госгарантий, непрерывность управления долгом в целях быстрой корректировки его объёмов.

Многие потенциальные резервы сбалансированности региональных бюджетов не могут быть освоены без соответствующих изменений федерального законодательства.

Это касается незамедлительной отмены федеральных льгот по территориальным налогам; пересмотра системы возврата НДС крупным экспортным компаниям; установления обязанности отраслевых министерств Правительства РФ, распределять межбюджетные трансферты до начала формирования территориальных бюджетов; пересмотра порядка возврата остатков целевых субсидий в федеральный бюджет.

В ходе проделанной научно-исследовательской работы, мной было выявлено, что: приоритетами бюджетной политики Российской Федерации являются: производство необходимых видов продукции, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки населения, финансирование программ занятости и поддержки малого бизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным бюджетам, реализация приоритетных национальных проектов, погашение государственного долга.

В условиях финансового кризиса при планировании основных параметров регионального бюджета необходимо учитывать два важных условия: обязательное исполнение публичных обязательств перед гражданами независимо от экономической ситуации и переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, с целью достижения социального и экономического эффекта от использования каждого бюджетного рубля.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бюджетный кодекс РФ. — М.: Издательство «Омега-Л», 2013.-231 с. — (Кодексы Российской Федерации)

  2. Гирев В. Н., Землин А. И. «Финансовое право. Практикум»// Электронная библиотека - URL: http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-4/50.htm.

  3. «Государственный внешний долг Российской Федерации 2011-2016гг» // Официальный сайт Минфина России – URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/

  4. Туркина О. В., Андреева Т. И. Влияние кризиса на доходы и расходы бюджета Приморского Края [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 123-130.

  5. Чернявский А. В., «Регионы адаптируются к кризису»// Электронный сайт Национального исследовательского университета «Высшая экономика» - URL: https://iq.hse.ru/news/177665076.html.

 

6

 

Просмотров работы: 526