ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ «АИС НАЛОГ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ «АИС НАЛОГ»

Мирзаева А.Б. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информатизация – это одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в котором информация и знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста.

В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Свидетельство тому – увеличение вклада информационного сектора в создание национального богатства.

Информатизация экономики – это превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений. Именно поэтому необходимо отметить, что без информатизации невозможно экономическое развитие любой страны в существующих мировых условиях.1

В соответствии с этим в России была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Налог 2» в 1997 году. Она состояла из нескольких уровней — от территориальной инспекции до федерального уровня. На первом этапе система позволяла решать типовые задачи, связанные с составлением отчетности налоговых органов, ведением карточек расчетов налогоплательщиком с бюджетом и так далее. Система не была централизована. Региональные базы существовали отдельно от федеральных, но между ними происходил обмен сведениями. Позднее система несколько раз обновлялась

Так это привело к созданию АИС «Налог 2» которую внедрили во все налоговые инспекции Москвы. Эта система позволяла получить детализированную информацию об исполнении налоговых обязанностей налогоплательщика, оперативно прогнозировать и обрабатывать начисления в бюджет, автоматически проводить интеграцию данных из разнородных источников (ГИБДД, БТИ) в базы данных налоговых инспекций для более полного расчета налогов.

В 2013 началась опытная эксплуатация системы «Налог 3». Предполагалось, что она будет максимально защищена от ошибок ручного ввода данных и оптимизирована для межведомственного информационного обмена. Это единое централизованное хранилище данных — сведения о налогоплательщиках, их имуществе и доходах, налоговых обязанностях и санкциях. Данные в ней постоянно обновляются и автоматически анализируются.

В любой системе, даже в самой совершенной может быть сбой. Так введение новой системы в ФНС РФ привело к задержкам при регистрации бизнеса. Это внедрение (новой информационной системы) со стоимостью чуть менее 5 млрд рублей в налоговой службе России обернулось задержками в регистрации предпринимателей и компаний по всей стране и работа налоговой инспекции частично приостановилась, и налогоплательщики были некоторое время скажем так «на плаву».

Так 30 января 2015 года один из налогоплательщиков (данные о налогоплательщике являются налоговой тайной и не могут быть указаны в статье) подал документы в ИФНС № 46 по городу Москва, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. По регламенту ФНС, регистрационные действия должны занять не более 5 рабочих дней, но данные условия были нарушены, при том, что запись в ИС налоговой службы (ЕГРИП) была внесена еще 5 февраля. Необходимо отметить, что такие проблемы имели место быть не только в Москве, но и по Росси в целом, так нам известны случаи в Санкт – Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Иркутске. (в этих городах задержки регистрации были до двух недель, что является недопустимым).

Данная проблема была разрешена, но система была заторможена на значительно долгий и не допустимый период времени. А решение проблемы нашли «в ручном режиме», что естественно отяжелило этот процесс еще больше.

Так по данным ФНС, за январь – февраль 2015 года в России было зарегистрировано 108 192 индивидуальных предпринимателя, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Статистика по регистрации юридических лиц негативная: новых компаний за два первых месяца появилось в 2,5 раза меньше (26 820), чем годом ранее (68 940).

Отсутствие у предпринимателя или компании оригиналов документов о постановке на учет в налоговой (даже при внесении в реестр юридических лиц или ИП) не позволяет вести бизнес. Нельзя открыть счет в банке, а без этого — принимать платежи и заключать контракты. Именно поэтому налоговые органы должны совершенствовать свою информационную систему ведь для того, чтобы вести бизнес легально и платить налоги нужна регистрация, без этого это противозаконно и налогоплательщик просто не сможет вести свое дело.

Проблема решения таких задач осуществляется оперативно только в ручном режиме, что существенно делает процесс лишь тяжелее (так например, в сложных случаях, когда наличие документов требуется для получения кредита или в других срочных ситуациях, вопрос так же решается в ручном режиме).

Так в чем же возникла проблема, она возникла в связи с переходом ФНС на новый программно - технический комплекс «Налог 3». Несовершенство данной системы приводит к тому, что после 7 дней просрочки большинство налогоплательщиков пишут заявления в ФНС РФ и их документы ищут в ручном режиме. Перестройкой структуры информационной системы налогового администрирования страны привело к необходимости внедрения этой системы, но по всей видимости она не доработана.

Если ранее консолидация налоговых данных производилась на региональном уровне, то теперь вся информация будет сразу консолидироваться в единой точке — главном ЦОД (центре обработки данных) ФНС. Соответственно и доступ к ЦОД будет у всех сотрудников налоговой службы со всех объектов ФНС.

Сейчас данные, используемые налоговыми органами, все еще хранятся разрозненно. Часть хранится в территориальных налоговых инспекциях и территориальных центрах обработки данных, часть — в федеральном ЦОД.

И, к примеру, для того чтобы налоговая инспекция смогла получить информацию о налогоплательщике, который стоит на налоговом учете в другом регионе, ей нужно направить запрос в тот регион, где он зарегистрирован.

Предполагается, что после введения усовершенствованной версии программы «Налога 3» внутри инспекционного обмена информацией не будет — все нужные сведения можно будет получить, зайдя в единую базу данных. Посредством этой системы должен осуществляться и обмен с внешними базами — Гос реестра, БТИ и других органов, чьи данные используются в работе налоговых органов.

Усовершенствованная программа «Налог 3» применялась в тестовом режиме, период которого продолжался до 10 декабря 2015 года, согласно приказу ФНС от 11 февраля 2013 года. Необходимо отметить что программа все еще не работает в полную силу, но после того как она заработает, она сослужит ФНС хорошую службу: устранит существующее сейчас дублирование информации, автоматизирует многие процессы, ускорит время на выполнение запросов, улучшит контроль над налогоплательщиками и самими налоговыми органами.

Необходимо отметить, что комплексная модернизация АИС НАЛОГ-3 в первую очередь должна принести следующие результаты:

  1. Значительно сократить объем ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат».

Налоговый автомат – технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования.

  1. Улучшит сервис личного кабинета, помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия так же снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов.

  2. Существенно повысит уровень контроля эффективности деятельности налоговых органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

  2. https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/

  3. http://www.pcweek.ru/security/article/detail.php?ID=155100

  4. Регламент особенностей выполнения функций по государственной регистрации и учету при временном отсутствии автоматизации в период внедрения АИС "Налог-3"

http://docs.cntd.ru/document/420237796

  1. http://blogfiscal.ru/?p=4230

1 https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/

Просмотров работы: 719