ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Ибрагимова Д.А. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современного мира с его быстро развивающимися технологиями многие страны стали стремиться использовать информационно-коммуникационные технологии с целью улучшения эффективности взаимодействия государства с гражданами и предприятиями. Эта концепция получила название «электронное правительство» и стала широко применяться в ряде стран. Не исключением стала и Российская Федерация [7].

Основная идея ЭП - это предоставление гражданам и бизнесу набора государственных услуг посредством Интернета, сведя к минимуму личное взаимодействие людей с органами власти. Учитывая масштабы страны и количество ведомств, с которыми приходится сталкиваться гражданам в повседневной жизни данная задача является очень важной [1].

Началом истории создания электронного правительства в России можно назвать 2000 год, когда на саммите в Окинаве всеми лидерами Большой Восьмерки была подписана Хартия глобального информационного общества, которая декларировала важность развития информационного общества в целях повышения благосостояния граждан и развития экономики стран в целом.

Принятие в нашей стране ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" и Государственной программы "Информационное общество (2011-2020 гг.)", на реализацию которых выделяются значительные бюджетные средства, стало началом создания электронного правительства. Данные программы направлены на решение насущных экономических и социальных проблем с учетом лучшего международного опыта [2].

Одной из немаловажных проблем развития электронного правительства являлось и является то, что его технологии осуществлялись вне связи с проблемами реформирования государственного управления, хотя изначально проект развития ЭП рассматривался как один из ключевых элементов реформирования государственного управления и его субъекта - административно-политической бюрократии [4, с.86].

Сегодня единственным исполнителем работ по созданию и развитию элементов инфраструктуры и систем электронного правительства в соответствии с распоряжением Правительства РФ является ОАО «Ростелеком». «Ростелеком» является также единственным исполнителем по эксплуатации, получивший этот статус в 2009 г. без ограничения срока [3].

Минкомсвязи в развитие ЭП в 2015 г. вложило около 600 млн. руб., а на эксплуатацию уже созданных систем ЭП было выделено 2млрд. руб. Работы же по эксплуатации инфраструктуры ЭП в 2017 г. обойдутся Минкомсвязи в 1,816 млрд. руб., о чем официально сообщается на сайте госзакупок. Это примерно на 220 млн. руб. меньше, чем в 2016 г., когда стоимость аналогичных услуг составила 2,035 млрд. руб

Постепенно РФ движется по пути от электронного правительства к электронному обществу. В России все больше развиваются электронные услуги и функции, количество офлайн-операций постепенно снижается, появляется возможность также применять результаты электронных государственных услуг в электронном виде [6].

Для оценки и международного сопоставления достигнутых результатов активно применяются различные рейтинги, играющие и роль стимулятора, помимо своей прямой оценочной роли. Для повышения позиций в рейтингах у оцениваемых сторон могут появляться мотивы улучшения именно тех показателей, оцениваемые теми или иными рейтингами, но не всегда отражающие истинного состояния дел [2].

Индекс развития электронного правительства ООН - это комплексный показатель, оценивающий возможность и готовность национальных государственных структур в использовании ИКТ для предоставления государственных услуг гражданам. Данный обзор основан на исследовании онлайн присутствия правительств всех стран членов ООН. Он не предназначен для абсолютной оценки уровня развития ЭП, а скорее, оценивает успехи стран по внедрению ЭП в сравнении друг с другом.

Анализируя рейтинг, можно прийти к выводу, что развитие электронного правительства в России ведется весьма успешно. В 2003 году наша страна занимала 58 место, в 2005 году смогла подняться до 50, в 2008 опустилась до 60 места. В 2010 РФ поднялась на один пункт до 59 позиции [6].

Однако в 2012 г. произошел резкий скачок в развитии ЭП России. В рейтинге ООН, поднявшись на 32 позиции, РФ заняла 27 место.

Достигнутый прогресс можно связать с вводом в эксплуатацию портала государственных и муниципальных услуг, достигнутым пониманием, какие для подсчета рейтинга нужно представлять материалы, а также созданием высокотехнологичных интерактивных порталов Президента и Правительства РФ и сайтов ключевых министерств. Однако данные достижения в малой степени коснулись простых граждан, которые в большинстве своем реально не почувствовало появление нового высокотехнологичного и удобного канала получения в электронном виде государственных услуг [4].

Согласно же данным нового доклада ООН E-Government Survey 2016, опубликованного 28 июля 2016 года, мировым лидером по уровню развития электронного правительства является Великобритания. Второе и третье места в списке заняли Австралия и Корея. Россия потеряла в рейтинге восемь позиций по отношению к 2014 году и теперь занимает 35 место. Россия также вошла в список Топ-50 стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан (E-Participation, электронное участие), представленный в этом же исследовании. Здесь страны ранжируются по уровню участия граждан в управлении и принятии государственных решений с использованием ИКТ. Россия заняла в этом рейтинге 34 место [5].

Несмотря на достаточно высокое место в рейтинге ООН сравнение уровня развития ЭП в России с состоянием ЭП других стран показало, значительное отставание от лидеров по основным показателям.

Были выявлены причины, которые привели к такому состоянию.

1. Стремление повысить позиции России в международных рейтингах, особенно, в индексе развития ЭП ООН. Данное стремление приводит к сосредоточению внимания в первую очередь на достижении тех показателей, которые непосредственно дают повышение в этих рейтингах [2].

2. Решения по электронному правительству в России не отвечают темпам научно-технологического прогресса.

3. Непоследовательность в реализации стратегии формирования ЭП, тактические просчеты, отсутствие единого руководителя проекта, ответственного за его выполнение.

4. Недооценка значимости и возможностей ЭП для повышения эффективности государственного управления, низкая компетентность большинства чиновников в рассматриваемом вопросе, низкий уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.

5. Неразвитость ин­фраструктуры и высокая стоимость ИКТ услуг в муниципальных образованиях, недостаточный уровень конкуренции по доступу предоставления услуг через Интернет и использованию ИКТ

6. Недостаточное развитие нормативно-правовой базы. Например, нет закона, который регулирует электронный документооборот.

7. Отсутствие программ обучения оказания и получения различных услуг в электронном виде. Чтобы электронные услуги получили такое же признание, как и соответствующие им "бумажные" услуги, они должны быть конфиденциальными и защищенными от несанкционированного доступа. Также для привлечения граждан к получению услуг в электронной форме должна быть снижена ее стоимость по сравнению с традиционной "бумажной" формой [4, c.95-96].

7. Невозможность полного осуществления услуги через Интернет, требующая взаимного обмена информацией, проведения платежей или иных действий с применением электронной цифровой подписи

Изучая уровень развития электронного правительства в России, следует также учесть, что нельзя сбрасывать со счетов и объективные трудности, обусловленные эффектами мас­штаба задач. Зарубежная практика свидетельствует о том, что чем меньше государство при прочих рва­ных условиях, тем легче осуществляется переход к электронному правительству. [9, с 39].

Анализируя данные причины, можно выделить главные условия успеха внедрения ЭП:

- развитие нормативно-правовой базы;

- поддержка общественных инициатив и участия крупного бизнеса.

- наличие политической воли лидеров государства реализовать ЭП;

- осуществление процедур контроля над ходом реализации, включая общественный контроль;

- обеспечение адекватного масштабности проекта финансирования;

- готовность бюрократии к реализации проекта;

-обеспечение легальности электронных услуг,

- удешевление и более широкое внедрение мобильной связи, открывающая доступ к данным компьютерной инфраструктуры с использованием различных быстро развивающихся технологий обмена данными [4, с.97]

Успешный опыт внедрения технологий ЭП показывает, какие в целом необходимо предпринять меры для построения эффективного электронного правительства. При этом под эффективностью электронного правительства можно понимать комплексную и унифицированную информационно-коммуникационную среду, масштабный информационно-коммуникационный ресурс, а также систему, которая реально может обеспечить органам власти, неправительственным структурам, бизнесу, населению, гражданину качественное взаимодействие, направленное на оперативное использование электронных способов управления, особенно в ходе оказания услуг. Примерами данных мер являются:

  1. Необходимость включения ИКТ в комплекс мер по модернизации, которые бросают вызов действующим нормам государственного управления. [8, c. 20].

  2. Все большая необходимость в профессионалах.

  3. Наличие лидерства и энтузиазма отдельных личностей и организаций.

  4. Сотрудничество с частным сектором.

  5. Тесное сотрудничество различных организаций, чье взаимодействие не может ограничиваться только технической стороной. Сотрудничество должно основываться на базе интересов потребителей и быть налажено с учетом экономической эффективности.

  6. Внедрение ЭП может оказаться трудным, дорогостоящим и рискованным делом, сопряженным с необходимостью реформ. Сопротивление реформам может привести к неоправданным расходам и упущенным возможностям. Становлению ЭП также препятствуют технологические сбои, оторванные от реальности политические требования, дискретное финансирование, неэффективное управление проектом [4, с.99].

Подводя итоги, следует отметить, что уровень развития электронного правительства пока не достиг желаемого значения, но в тоже время, учитывая наши территориальные пространства, масштабы, отечественными достижениями в сфере развития ЭП можно даже гордиться.

Список использованной литературы:

1.Дубова Н. ITSM для электронного правительства/ «Открытые системы» 27.05.2011, [Электронный ресурс].: http://www.osp.ru/itsm/2011/05/13014271.html

2. Бершадская Л., Чугунов А. В., Трутнев Д. Р. Электронное правительство России: есть или кажется? [Электронный ресурс]: http://old.ci.ru/inform21-22_13/p_04.htm

3.Левашов А., Электронное правительство: «Ростелеком» останется единственным исполнителем еще на 2 года/ 9.01.2015, [Электронный ресурс]: http://www.cnews.ru/news/top/elektronnoe_pravitelstvo_rostelekom

4.Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы// Полис: Политически исследования. 2013.-№1.- С.86-99

5. Рейтинг электронного правительства ООН/ 29.07.2016, [Электронный ресурс]:http://www.tadviser.ru/index.php/Статьи:Рейтинг_электронного_правительства_ООН

6.Рудычева Н. ИКТ в госсекторе: основные тренды [Электронный ресурс]:http://www.cnews.ru/reviews/gov2015/articles/ikt_v_gossektore_osnovnye_trendy/

7.Стожилова А.И. Проблемы развития электронного правительства в регионах России// Стратегия устойчивого развития регионов России. 2013. -№ 13. -С. 99-104.

8. Тарасов А. «Электронное правительство» как эффективный механизм государственного управления// Проблемы теории и практики управления. 2013. - №9. – С. 8-21.

9.Швецов А. Российское электронное правительство в контексте мирового опыта// Проблемы теории и практики управления. 2013. - №4. – С. 31-39.

Просмотров работы: 2033