Иными словами, налоговая оптимизация представляет собой легитимное, эффективное налоговое планирование начислений и уплат в бюджет. Использование легальной оптимизации налогов позволит избежать множества проблем и негативных последствий (табл.1).
Проблемы |
Последствия |
|
Неосмотрительность при выборе контрагента |
► |
Увеличение сумм НДС к уплате |
Недостаточность средств для ведения финансово- хозяйственной деятельности |
► |
Уменьшение сумм по возмещению входящего НДС |
Несоответствие показателей налоговой нагрузки фирмы со средними цифрами по отрасли |
► |
Отказ налоговых органов в принятии расходов по налогу на прибыль |
Ведение бухгалтерского учета в несоответствии с законодательством |
► |
Штрафы и начисления пеней за неуплату налогов |
Таблица 1 – Проблемы и последствия использования нелегальной оптимизации
Налоговое планирование является совокупностью конкретных действий налогоплательщика по снижению налоговых выплат в бюджет, направленных на рост финансовых ресурсов организации. Комплекс действий по налоговому планированию охватывает регулирование величины и структуры налоговой базы, воздействие на эффективность принятия управленческих решений и обеспечение своевременных расчетов с бюджетом, согласно срокам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации. [1, с.245]
Основными принципами налогового планирования являются:
1) легитимность и законность методов оптимизации налогооблажения.
2) Рационализация затрат, т.е. выгоды от экономии на выплате налогов должны превышать затраты предприятия по оптимизированию налогообложения.
3) Принцип диверсификации, т.е. предприятие в случае неблагоприятного воздействия внешних факторов на один из применяемых способов оптимизации, должно адаптироваться под быстрое изменение системы налоговой оптимизации.
4) Принцип конфиденциальности означает, что руководство предприятия должно стремиться к тому, чтобы доступ к информации был, как можно ограничен.
5) Принцип автономности подразумевает, что воздействия по налоговой оптимизации должны иметь минимальную зависимость от внешних участников.
Существуют различные способы оптимизации налогообложения, в зависимости от содержания, характера и особенностей деятельности фирмы.
Одним из основных способов оптимизации налогообложения является выделение имеющихся в компании структурных подразделений в самостоятельные хозяйственные структуры.
Главной целью данного способа оптимизации налогообложения является снижение налогового бремени, путем сокращения сумм, уплачиваемых в бюджет, в связи с повышением расходной части фирмы. К примеру, вместо штатной единицы «бухгалтер» или «программист» - создание таких компаний или открытие ИП, которые оказывают соответствующие услуги, и заключение договоров с ними на абонентское обслуживание, то есть передача определенных функций на аутсорсинг.
Многие отечественные и зарубежные предприятия уже давно используют аутсорсинг в целях оптимизации налогообложения.
Понятие аутсорсинг стремительно вошло в практику бизнеса и получило действительно широкое распространение. Его называют «феноменом XX века», а также «величайшим открытием бизнеса».
Сам термин «аутсорсинг» произошел от английских слов «outside resource using» и переводится как: «использование внешних ресурсов». Аутсорсинг подразумевает собой использование фирмой-заказчиком на контрактной основе ресурсов сторонней организации.
Возникновение и развитие аутсорсинга связывают с развитием процесса разделения труда и глобализации мировой экономики.
Официально термин аутсорсинг был введен в 1989 г., когда компания Eastman Kodak наняла сторонние организации в целях приобретения, запуска и сопровождения систем обработки информации. Первоначально аутсорсинг был развит в сфере производства товаров.
На сегодняшний день аутсорсинг быстро набирает силу по всей цепи занятости от рабочих профессий, до программистов, медиков, финансовых аналитиков. В ближайшее десятилетие аутсорсинг станет мощным фактором перемен в динамике рынка рабочей силы. Аутсорсинг направлен на повышение эффективности производства товаров и услуг, усиление конкурентоспособности фирм, использующих аутсорсинг.
В последнее время аутсорсинг получил широкое развитие в сфере услуг, таких как финансовых, юридических, расчетных.
Сегодня существует большое количество форм аутсорсинга. В зависимости от особенностей функционирования, целей и задач конкретного предприятия применяется соответствующая форма аутсорсинга. Наиболее распространенными формами можно назвать следующие:
ИТ-аутсорсинг
кадровый аутсорсинг
аутсорсинг бухгалтерии. [4]
В условиях стремительного развития и роста количества предприятий малого и среднего бизнеса, когда имеет место быть высокий спрос на услуги квалифицированного бухгалтера, тема бухгалтерского аутсорсинга в России особенно актуальна. Основной целью аутсорсинга в бухучете является снижение издержек коммерческой деятельности предприятия, поиск наиболее оптимальных режимов налогообложения, эффективное взаимодействие с налоговыми органами и иными инстанциями, что позволяет повысить эффективность бизнеса в целом. [2]
Согласно 2 п. статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ:
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично
Передача выполнения определенных бизнес-процессов сторонней организации позволяет:
применять новые методы и технологии при налоговом планировании;
избежать и узнать о часто допускаемых ошибках в области функционирования фирмы (поскольку в арсенале аутсорсинговой компании имеется опыт работы в различных отраслях предпринимательства);
сэкономить значительные средства (сократить до 30% издержки) организации, за счет обслуживания сторонними специалистами;
сконцентрироваться на основном бизнесе;
повысить качество и надежность выполняемых работ (подтверждается гарантиями);
передать все общение с контролирующими органами на фирму-исполнителя. [3]
Аутсорсинговая компания поможет решить множество проблем с бухучетом, возникающих при ведении бизнеса. Но при всех несомненных плюсах, у бухгалтерского аутсорсинга есть и недостатки. Самый главный из них –возможность утечки информации. Именно опасаясь этого, владельцы бизнеса зачастую не обращаются к компании-аутсорсеру. Для того, чтобы не ошибиться в выборе независимой бухгалтерской компании, необходимо следовать нескольким простым правилам:
С аутсорсинговой компанией обязательно заключается договор, в котором прописывается гарантия соблюдения конфиденциальности, ответственность за проведенную работу.
Рекомендуется выбирать компанию, являющуюся не ИП, а юридическим лицом, в этом случае больше шансов, что специалисты компании – профессионалы, ценящие свой труд. Юридическое лицо работает более прозрачно, сотрудники получают хороший соцпакет, что, несомненно, привлекает специалистов высокого класса.
В штате аутсорсинговой компании должны быть разные специалисты, в частности, юрист – для решения возможных налоговых споров, специалист IT-сферы – для своевременной и грамотной установки новейшего программного обеспечения. Интересным направлением работы компании-аутсорсера является также подготовка бухгалтерских кадров. Если клиент решил перейти от аутсорсинга к ведению бухгалтерии своими силами, независимая компания, зная основные нужды своего клиента, может подготовить для него грамотного бухгалтера. Либо компания может подобрать стороннего специалиста, то есть выполнить функции HR-отдела для своего клиента. Естественно, такая многопрофильность будет более привлекательной для фирмы-заказчика.
Крайне желательно, чтобы персонал аутсорсинговой компании был разного возраста, опыт и мудрость старшего поколения прекрасно дополняются энергией молодых специалистов со знаниями передовых технологий. [5]
Проблемы налогообложения предприятий заключены, прежде всего, в отсутствии высококлассных специалистов, стоимость работы которых достаточно высока. На подобные издержки предприниматели часто не желают тратить свои доходы. В результате складывается противоположная ситуация – высокие налоговые платежи и штрафы снижают эффективность ведения бизнеса. Поэтому, чтобы получать высокую прибыль, следует уделять внимание оптимизации налогообложения предприятия и привлекать для этого профессионалов: или в штат, или работать со специалистами на аутсортинге (договор со сторонней компанией).
Только в этом случае оптимизация налогообложения малого бизнеса максимально приблизит предприятие к успеху.
Список использованной литературы:
1. Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов М.: Налоговый вестник, 2011. 352 с.
2.Трунина В. Ф. Преимущества и недостатки бухгалтерского аутсорсинга в России [Текст] / В. Ф. Трунина, В. А. Стародубцева // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 192-194.
3. http://efsol.ru/solutions/tax-optimization-and-management-of-tax-risk.html
4. http://www.i-ias.ru/publikacia/outsourcing_optimizacia.html
5. http://www.audit-escort.ru/plusi_i_minusi_buhgalterskogo_autsorsinga/