Наверняка, многие финансовые специалисты, которые работали в сфере розничной торговли, сталкивались с необходимостью открытия убыточных торговых точек. Компания заведомо не рассчитывает на получение высокой прибыли, но при этом открывает магазин в престижном торговом центре или в районе более удачливого конкурента. Идеальным в таком случае является выведение магазина на самоокупаемость. Но даже если это невозможно, предприятие все равно может поддерживать жизнедеятельность такой торговой точки за счет других, более прибыльных магазинов.
В России такое предпринимательское решение считается скорее политическим. Но, по сути, компания таким способом зарабатывает имидж, повышая тем самым, стоимость своей деловой репутации. К тому же, в определенный момент предприятие может выбиться в лидеры и превзойти конкурентов. Хотя и риски, безусловно, существуют. Неконтролируемое «раздувание имиджа» может стать причиной не только огромных убытков, но и банкротства.
Гудвилл (goodwill) – термин, означающий деловую репутацию, имидж, бизнес-связи компании, которые имеют стоимостную оценку.1
Для оценки бизнеса необходимо проведение определенных мероприятий и определение стоимости активов. В первую очередь, недвижимость, оборудование, складские запасы, машины, финансовые вложения, ценные бумаги и интеллектуальную собственность.
Оценить надо будет и эффективность работы предприятия, как в прошлых, так и в будущих периодах. При этом подробно изучить доходы и расходы компании. Использовать можно сравнительный метод, который позволяет спрогнозировать перспективы развития компании, а также оценить её положение в конкурентной среде. Для этого все финансовые показатели организации сопоставляются с показателями компаний-аналогов. При необходимости можно провести и организационный анализ деятельности предприятия. Он позволяет подробно изучить бизнес-процессы компании, оценить их эффективность и спрогнозировать перспективы развития бизнеса.
Заметим, что само понятие «гудвилл» было введено западными экономистами, которые определили, что на стоимость любой продукции, услуги или целого бизнеса влияет его репутация, надежность и статус. Они разработали специальный расчет, позволяющий оценить стоимость такой наценки. Что касается, российского аналога goodwill, то в статье 150 ГК РФ выделено понятие деловой репутации, которая включена в состав нематериальных благ.
Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», в данную группу входят не только произведения искусства, изобретения и товарные знаки, но и деловая репутация. Причем ПБУ 14/2007 рассматривает как положительную, так и отрицательную деловую репутацию.2
Так, для целей бухучета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным способом. Как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении целой компании или её части и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки.
Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта нематериальных активов (п. 43 ПБУ 14/2007).
А отрицательная деловая репутация рассматривают как скидку с цены, которая предоставляется покупателю. Причиной такой стоимости актива может стать стабильных покупателей, низкое качество продукта, отсутствие навыков маркетинга и деловых связей, а также низкая квалификация персонала.3
Заметим также, что компания вправе амортизировать приобретенную деловую репутацию в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) линейным способом (п. 44 ПБУ 14/2007). Что касается отрицательной деловой репутации, то ее в полном объеме относят на финансовые результаты компании в качестве прочих доходов в полной сумме, а не равномерно, как этого требовало Положение в прежней редакции. Нормы ПБУ 14/2007 в отношении учета отрицательной деловой репутации приближены к МСФО.
В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности гудвилл – это разница между стоимостью объединения бизнеса и справедливой стоимостью чистых активов предприятия. Если все компания имеет положительную деловую репутацию, то её необходимо систематически проверять ее на обесценение. И если все таки такие факторы существуют, то расходы на данную переоценку должна быть отнесены на прочие расходы.
А вот negative goodwill (т.е. отрицательная деловая репутация) может возникнуть в том случае, если цена приобретения бизнеса ниже справедливой стоимости активов и обязательств на дату приобретения. В этом случае гудвилл относят на прочие доходы.
Пример:
В начале 2014 года компания А выкупила у компании Б все активы и обязательства. Цена сделки составила 300 000 долл. Сразу после покупки, новый владелец провел переоценку полученных от компании Б активов и обязательств. Их рыночная стоимость на дату сделки составила 260 000 долл.
При этом обесценение деловой репутации составляет 10% в год.
В итоге, величина гудвилл будет равна: 300 000 – 260 000 = 40 000 долл.
В соответствии с МСФО, именно эту стоимость деловой репутации компания А зарегистрирует в учете.
В конце 2014 года компания А делает корректирующую проводку на обесценение деловой репутации на сумму: 40 000 долл. * 10% = 4 000 долл.
Следовательно, стоимость деловой репутации на конец 2012 года составит: 40 000 – 4 000 = 36 000 долл.
Таким образом, деловая репутация – это целостное представление как о субъекте, осуществляющем определенный вид деятельности, которое складывается из восприятия и оценки этой деятельности различными группами на протяжении всего жизненного цикла предприятия. Формирование положительной деловой репутации – залог конкурентоспособности и продолжительного динамичного развития. Деловая репутация становится необходимым орудием для упрочнения своих позиций на рынке труда и финансовом рынке. Высокая оценка гудвилла облегчает доступ к различным ресурсам (кредитным, материальным, финансовым, трудовым и т. д.), а также обеспечивает защиту во внешней среде.
Это будет необходимо увеличить эффективность и деятельность компании будет оценить, что. В прошлом, и, следовательно, в будущих периодах В этом исследовании подробно доходы и расходы компании. Вы можете использовать сравнительный метод, так что вы можете предсказать перспективы компании для того, чтобы оценить свое положение в конкурентной среде. Чтобы сделать это, все финансовые показатели деятельности компании в сравнении со своими сверстниками. При необходимости, проводить и организационно анализ компании. Это позволяет детально изучить бизнес-процессы компании, поставили так оценить их эффективность и перспективы для развития бизнеса.
В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности гудвилла - разница между стоимостью объединения бизнеса и справедливой стоимости чистых активов предприятия. Стоит отметить, так, что если компания имеет положительный деловой репутации, так что он должен регулярно проверяться на наличие обесценения. И если эти факторы не возникло, так что количество такого переоценки должны быть переданы в другие расходы.
Стоит отметить, так так что, так если компания имеет положительную репутацию, так поэтому они должны быть проверены на регулярной основе, так есть нарушения. И если эти факторы появились, так так что сумма такой переоценки переносится на другие расходы. Негативный образ, так связанный с том случае, так если это может быть, так затраты на приобретение ниже, так чем рыночная стоимость бизнеса активов и обязательств на дату приобретения является. Образ организации в премии, так уплаченной покупателем должен быть составлен так, так в ожидании будущих экономических выгод в рассмотрении, так и, так следовательно, так учитываются в качестве отдельного пункта в инвентаре нематериальных активов.
Для бизнеса, так необходимой для проведения определенных мероприятий, так и оценки скорости активов. В основном из-за собственности, так так что устройство в качестве резервов, так так что машина, так так что инвестиции, так ценные бумаги и интеллектуальную собственность.
Это будет необходимо оценить эффективность и функционирование предприятия, так и в прошлом, так и, так таким образом в будущих периодах. В этом исследовании, так подробное доходов и расходов компании. Вы можете использовать сравнительный метод, так так что делает его возможным прогнозировать перспективы для компании, так чтобы оценить свои позиции в конкурентной среде. Чтобы сделать это, так все финансовые показатели компании по сравнению с аналогами. При необходимости, так реализации организационных и анализа. Это позволяет детально изучить бизнес-процессов компании для того, так чтобы оценить их эффективность и прогнозировать перспективы корпоративного развития.
Список литературы:
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.12.2007
Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. - М.: ТК Велби, 2013, 368с.
Микерин Г.И., Недужий М.И. ,Павлов Н.В., Яшина Н.Н. «Международные стандарты оценки». Кн.1:Перевод, комментарии, дополнения;- М. 2014. 583с
Николаева С.А., Бакшинскас В.Ю., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы. Правовое регулирование, учет и налогообложения. - М.: «Аналитика-Пресс», 2013-264с.
Грязнова А.Г. Оценка бизнеса / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. - М.: Финансы и статистика, 2014. -509с.
1 Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. - М.: ТК Велби, 2008, 368с.
2 Николаева С.А., Бакшинскас В.Ю., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы. Правовое регулирование, учет, налогообложения. - М.: «Аналитика-Пресс», 2008, 264с.
3 Микерин Г.И., Недужий М.И., Павлов Н.В., Яшина Н.Н. «Международные стандарты оценки». Кн.1: Перевод, комментарии, дополнения;- М., 2000. 583 с.
5