Причиной этому служит повышение роли информации, превращение ее в одну из движущих сил не только производственной, но и общественной жизни. Благодаря стремительному развитию аппаратных средств компьютеры перестали являться предметом роскоши, следовательно, внедрение компьютерных технологий в образовательную систему является достаточно логичным и необходимым шагом в развитии информационного мира в целом.
Данная проблема находится в приоритете еще и потому, что является относительно новой. Нет опыта предыдущих веков, как в традиционной педагогике. Развитие происходит сразу в нескольких направлениях. Появился новый термин «Информационная педагогика», который соединяет в себе разные концепции и теории сложившиеся в рамках педагогики, информатики, кибернетики, психологии и лингвистики.
Компьютеризацию обучения можно определить как в узком, так и в широком смысле. В узком – это применение компьютера как средства обучения. В широком – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
Приоритетной целью компьютеризации считается подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, а так же повышение качества обучения путем внедрения средств информатизации.
Специфика компьютера как нового вида технических средств обучения состоит в следующем:
Большой объем памяти современных компьютеров, дает возможность хранить и использовать массивы учебной информации;
Умение анализировать вопросы и ответы обучающегося;
Диалоговый режим связи учебного материала с учащимся;
Воспроизведение функций преподавателя;
Адаптивность, позволяющая изучить и повторить учебный материал;
Возможность в автоматизированном режиме проводить многократный сбор, а так же анализ о статистической информации о работе всего класса.
К сожалению бесконтрольное использование современных информационных технологий может привести и к негативным последствиям, таким как:
Потенциальный вред здоровья;
Опасность свертывания социальных контактов как в производственной так и в общественной жизни
Преобладание игровой компоненты над учебной
В настоящее время педагогические возможности средств информационных технологий реализуются не в полной мере. Использование ЭВМ в образовательных целях вносит значительные изменения в деятельность обучающегося. Компьютер освобождает его от выполнения рутинных операций, позволяет не обращаться к педагогу за необходимой информацией, дает возможность приобщиться к исследовательской работе, освобождает от страха совершить ошибку. Вместе с тем компьютер не должен вытиснять из учебного процесса педагога. Современные информационные технологии не в состоянии заменить традиционную технологию полностью.
Главными функциями преподавателя в процессе обучения с использованием компьютера являются: выбор учебного материала и заданий, составление рабочего плана, контроль и коррекция процесса обучения.
Основными целями преподавателя здесь считаются:
Подготовка ученика к жизни в информационном обществе;
Подготовка специалист в ИТ сфере;
повышение эффективности образования.
Также хотелось бы сказать об основных направлениях применения вычислительной техники в учебном процессе.
Обычно выделяют следующие:
Учебное;
Профессиональное;
Орудийное;
Досуговое;
Учительское;
Организационное;
Предвузовское.
Таким образом внедрение компьютеров полностью изменяет учебный процесс. Компьютер способен изменить всю структуру и методы работы учителя вне урока и соответственно на самом уроке. Это позволяет говорить о том, что в настоящее время происходит рождение новых систем обучения, опирающихся на использование компьютерных технологий.