Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется посредством законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политике есть деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.
Социальное управление можно обозначить, как управление человека человеком. Оно влияет на поведение людей, объединенных в группы, коллективы, классы. Люди, как производительная сила общества познают и используют законы развития природы и общества1.
Социальное управление имеет свои отличительные характеристики, отделяющие его от остальных видов управления. В качестве особенностей социального управления Д.Н. Бахрамом были предложены следующие2.
- управление людьми;
- автономия объектов управления;
- социальное управление – сознательное.
Государству принадлежит серьезная роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию этих объектов, а также их использование для выполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.
Следует иметь ввиду, что воздействие государства на социальные процессы и его участие в этих процессах не сводится только к мерам экономической поддержки слабо защищенных слоев населения, государственного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ. Социальная политика государства означает одновременно обеспечение социальных прав и свобод граждан, гарантированных конституцией страны, действующими законами.
В сфере управления социальной сферой перед государством стоит цель: удовлетворять социальные потребности населения, поддерживать достойный уровень жизни, корректировать резкие отличия в доходах и потреблении населения, а также предоставлять населению социальные услуги и социальные гарантии, закрепленные в основном законе страны. Данное направление государственной политики составляет одну из важнейших сфер его деятельности и является 1 из инструментов управления социально-экономическим развитием общества3.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»4. А это означает, что государственные органы управления должны проводить активную социальную политику, ориентировать экономику на решение социальных задач.
Общественная стратегия страны считается один с основных приборов осуществлении общественных справедлив и независимостей лица. Уровень её осуществлении высказывает, в первую очередь в целом, степень общественной безопасности жителей и считается методом усовершенствования степени существования в стране.
Система осуществления социальных прав и свобод включает в себя четыре компонента, таких как:
- общественную политическому деятелю страны;;
- нормативно-правовые акты, ее закрепляющие и отражающие;
- механизмы и средства реализации;
- граждане, как основные потребители5.
В подтверждении и продолжении конституционных положений в России установлен и разрабатывается широкий перечень условий, характерных социальному государству, а непосредственно:
- демократическая организация государственной власти;
- высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства;
- правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства;
- существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики;
- ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;
- наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости6.
На общенациональном уровне, социальная политика является одним из важнейших направлений внутренней политики государства, связанным с воспроизводством социальных ресурсов и обеспечением, как стабильности социальной системы, так и динамичности её развития. Социальная политика реализуется посредством социальных мероприятий и осуществления программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами, а также частными корпорациям, общественными организациями. Главная задача это разрешать возникающие противоречия между интересами различных субъектов общества, между текущими и стратегическими его интересами.
По мере экономического развития общества растет значение социальной сферы, оказывающей прямое воздействие на главную производительную силу – человека.
Как показывает мировая практика, развитие социальной сферы укрепляет внутренний рынок и создает предпосылки устойчивого экономического роста. На современном этапе своего развития Российская Федерация столкнулась с большим количеством острых социальных проблем, требующих нахождения приемлемых экономических маршрутизаторов, способных концептуально переломить сложившееся положение, с целью акцентуации основных экономических, административных и политических ресурсов на повышении уровня качества жизни граждан. В данном случае вектора социально-экономических преобразований должен быть направлен на принципиальную переоценку возможных путей комплексного изменения социальной сферы в направлении более качественного состояния общественной системы.
Управление социальным развитием на каждом общественном уровне представляет собой комплекс мер по выявлению и разрешению существующих социальных проблем. Следовательно, социальную политику можно определить и как деятельность субъектов власти различного уровня, направленную на управление социальным развитием общества.
Очевидно, что Российская Федерация обязана повышать эффективность и стабильность социальной политики, однако государству для полного решения многих социальных вопросов требуется время. Такие проблемы, как: обеспеченность населения жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других вопросов, которые входят в современное понятие "качество жизни", периодически обостряются. Это связано не только с неэффективной ресурсной обеспеченностью социальной политики, но и с недостатками в ее практическом осуществлении. В настоящее время социальная политика, включая федеральный и региональный уровни, далеко не всегда реализуется как единое целое. Например, часть населения в России находится на грани бедности из-за сложных экономических обстоятельств. Государство стремиться вести борьбу с бедностью с помощью назначения различных социальных пособий и выплат малоимущим, поощрений трудовой деятельности, укрепления законодательства о социальной защите. Но бедность по-прежнему остается важной проблемой. Из этого следует, что для искоренения данной проблемы необходимо создать единую социальную политику, которая распространяется на все сферы жизни общества.
Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач необходимо ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния населения.
Реализация мероприятий по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и предпринимательства позволит решить в регионе ряд социальных задач:
- создать новые рабочие места;
- повысить уровень занятости населения, доходы.
В качестве практических рекомендаций по совершенствованию взаимодействия реального социального секторов отечественной экономики мы предлагаем:
- разработать систему стандартов развития социальной сферы, ориентированную на стабильное повышение объема и качества предоставляемых социальных услуг, с определенной моделью, где степень приоритетности факторов развития социальной сферы во взаимодействии реального и социального секторов российской экономики получил своё институциональное закрепление.
.
Список литературы:
Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и №7-ФКЗ // Российская газета. №7. 21.01.2009.
Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 2011. С. 7-12.
Бутова Т.В.,Дунаева А.И.,Удачин Н.О. Взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем на местном уровнне//Муниципальная академия. - 2012. №2. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и №7-ФКЗ // Российская газета. №7. 21.01.2009.
Институт прав человека в России//Колл. авторов. Саратов. 2010. С. 110.
Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д-ра юрид.наук, профессора А.П. Коренева. — М.: Московский университет МВД России, Щит-М, 2013. — 396 с.
Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 2002. С. 74.
1 Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. заслуженного деятеля наукиРоссийской Федерации, д-ра юрид.наук, профессора А.П. Коренева. — М.: Московский университет
МВД России, Щит-М, 2013. — 396 с.
2 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 2011. С. 7-12.
3 Бутова Т.В.,Дунаева А.И.,Удачин Н.О. Взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем на местном уровнне//Муниципальная академия. - 2012. №2.
4 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и №7-ФКЗ // Российская газета. №7. 21.01.2009.
5 Институт прав человека в России//Колл. авторов. Саратов. 2010. С. 110.
6 Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 2002. С. 74.