ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Григорьева М.С. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [1, стр.102 ]

Опираясь на вышеизложенные данные, мы решили провести исследование, для того чтобы выявить готовность сегодняшних детей к школе. Данное исследование стоится на выявлении и использовании комплекса методик, направленных на изучение психологической и социальной готовности к школе; на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций первоклассников (проверка слуха); на уровень развития познавательной деятельности.

Многие страны проявляют повышенный интерес к этой проблеме. Большинство крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогике, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, И.В.Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова и др.).

Проблема готовности ребенка к школе возникла совсем недавно, и скорее всего это обусловлено ранним вовлечением ребенка в школьную жизнь. Для определения готовности ребенка к школьному обучению следует выделять педагогическую и психологическую подготовку к школе.

Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение элементарными школьными навыками, такими, например, как знать буквы и цифры, писать и считать. Но на практике оказывается, что этих навыков бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность. Этот факт очевиден и для большинства педагогов, и для большинства родителей. Но многочисленные формы организации подготовки будущих школьников чаще всего именно на это и нацелены, при этом развивающие занятия подменяются школьной программой 1-го класса. [1, стр.123 ]

Мы решили проверить педагогическую готовность ребят, которые совсем недавно пришли учиться в школу. На базе одного из первых классов мы провели методику раскрывающию уровень развития познавательной деятельности школьников. Суть методики заключалась в следующем: каждому ребенку было дано по три слова, они должны были объяснить смысл данных слов. Было протестировано 25 человек. Из них 19 человек набрали высокий уровень, то есть смогли объяснить все три слова, 4 человека смогли объяснить только 2 слова и набрали средний уровень, а 2 человека смогли объяснить только одно слова и они получили низкий уровень развития познавательной деятельности.

Сделав подсчеты, мы пришли к следующим выводам: большинство детей справились с тестом и смогли объяснить значения данных слов. В 1 классе дети имеют высокий уровень развития познавательной деятельности. Они очень смышлены и умны, и можно с уверенностью сказать, что эти дети готовы к обучению в школе. Значит, многие дети педагогически подготовлены к обучению в школе.

Гораздо большее значение для успешного школьного старта имеет психологическая готовность.

Отечественный психолог Д.Б.Эльконин считает, что успешность школьного обучения обеспечивает формирование предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относит умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей и переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. [6, стр. 243 ]

В последние годы проблема школьной готовности разрабатывается Н.В. Нижегородцевой в рамках функционально-генетической теории академика В.Д. Шадрикова.

Н.В. Нижегородцева в структуре школьной готовности выделяет три аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.

Важным аспектом в структуре школьной готовности выделяют физиологическое развитие ребенка. Ведь если ребенок заболеет во время учебы, либо он имеет заболевание, связанное с умственной деятельностью, то учебный процесс для этого ребенка становится тяжелее, так как это влияет на его успеваемость. Физиологическое развитие ребенка является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Важно до поступления в школу выявить у ребенка возможные так называемые помехи, которые будут мешать школьнику овладевать знаниями, и устранить их. Если, например ребенок плохо слышит, даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей он может столкнуться с серьезными трудностями в период начала школьного обучения. Так как для полноценного усвоения материала важно не только зрительное восприятие информации, но и слуховое.

На базе этого же класса мы провели методику определяющую уровень развития физиологических функций, таким образом решив проверить слух первоклассников.

В задании были предложены пары слов, слушая которые, ребенок должен был выделить одинаковые, после первого задания предлагались слоги, где ребенок должен был услышать и найти разные пары. Было протестировано 25 человек, из которых 12 – набрали высокий уровень, а 13 – средний уровень. Дети многие не понимали задания, приходилось объяснять каждому, так как работали индивидуально с каждым ребенком и опрашивали каждого по очереди. После объяснения и примера они начинали работать.

По результатам можем сделать следующий вывод: у детей речевой слух развит средне, дети еще не усидчивы, слушать и вникать получается тяжело, но при замедленном повторении они все же могут повторить все то, что им скажешь.

Если же состояние здоровья и физические возможности будущего ученика не учитываются, то это может не только привести к осложнениям в период школьной адаптации, но и нанести серьезный вред состоянию ребенка, вызвать негативное эмоциональное отношение к учению и к школе.

Социальная готовность – это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Мы проверили готовы ли дети в новым формам общения и хотели ли они в школу. Для этого провели тестирование на социальную и психологическую готовность к школе.

Детям было озвучено 10 утверждений, кто соглашался с ними, то ставили «+», а кто не соглашался «-». Было протестировано 31 учеников. Из этого количества 17 человек набрали от 8 до 10 плюсов, а остальные 14 человек от 4 до 8 плюсов. Дети быстро поняли смысл задания и хорошо с ним справились.

По результатам тестирования можно сделать следующие выводы: Большинство детей относится к высокому уровню, а это значит что психологическая и социальная готовность к школе у них преобладает в высшей степени. Они подготовлены к школе и хотят учиться и получать знания. Остальные 13 человек относятся к среднему уровню. 6 из 13 человек отметили больше плюсов на первые пять вопросов – это значит, что эти дети мечтают о новых друзьях и играх. 5 человек ответили положительно на вторую часть вопросов больше нем на первую – у них представление о школе сформировано и отношение к школе положительное. Еще есть три человека, которые ответили в равной части на первую и вторую половину вопросов – это те дети, которые хотят найти друзей, а так же положительно относятся к школе. Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что социальная и психологическая готовность первоклассников к школе находится на высоком уровне, то есть дети готовы к обучению психологически.

Таким образом, несмотря на положительные результаты нашего исследования в целом все же есть дети, которые не совсем сформированы и мало подготовленный к школьной жизни. Но важно не считать таких детей не «готовым» в буквальном смысле этого слова, а самим помочь им освоиться и учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Для того, чтобы выявить готовность обучения ребенка к школе важно в первые дни пребывания первоклассников позвать психолога, провести с детьми беседы и тестирования для определения их готовности к учебному процессу.

Список литература

  1. Дубровина И.В. Психологическое развитие дошкольников. М.,2005

  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.,2001.

  3. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

  4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005.

Просмотров работы: 511