ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ОТ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ОТ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Картошкина И.М. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, в связи с этим и специфику работы с ними.

Семейный контекст сильно влияет на становление отношений и всю последующую деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи, как школе, так и вне школы, а так же являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.

Данное исследование направлено на изучение специфики и особенностей отношений подростков с родителями. Актуальность данного теоретико-экспериментального исследования определяется необходимостью глубокого понимания особенностей отношений подростка с его ближайшим окружением.

Методологической основой работы являются принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений, представления о формировании и развитии личности подростка (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

В исследовании были использованы следующие методические средства: модифицированный вариант опросника «Подростки о родителях!» (ADOR) и шкала тревожности Ч. Д. Спилбергера.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №42 г. Чебоксары», среди учащихся 6 «В» класса. Всего в исследовании приняли участие 30 подростков, школьники в возрасте 12-13 лет,19 мальчиков и 11 девочек.

По результатам диагностики детско-родительских отношений, подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная директивность: показатели занимают второе место по численным значениям. На третьем месте находится непосредственность, затем - автономность, и на последнем - враждебность.

Обращает на себя внимание отсутствие выраженной автономности со стороны родителей. На это указывает средние значения полученных результатов: они демонстрируют преобладание контроля над автономностью.

Зачастую, занятые зарабатыванием денег и выживанием родители проводят с детьми мало качественного времени. Несмотря на изменение общественного мнения и распространение психологических знаний среди населения, которые приводят к отказу от принятых ранее жестко-авторитарных взглядов на воспитание детей, среди родителей учащихся данного класса выявлен высокий уровень директивности. Подросткам не предоставляется свобода и самостоятельность в необходимой им мере.

Соотношение показателей враждебности и позитивного интереса со стороны родителей приближается к трем, что говорит о том, что, с точки зрения подростков родители положительно относятся к своим детям, имеют выраженный искренний, безоценочный интерес к ним.

Значительное преобладание позитивного интереса к детям над враждебностью означает, что, несмотря на значительную занятость родителей, дети не остаются без их внимания, заботятся об успешности и результатах своих детей, предполагая, что высокая результативность в учебе и соответствие их требованиям обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь. Поэтому подростки испытывают интерес, внимательность и озабоченность к содержанию их внутренней жизни.

Из всей обследуемой нами выборки 10% подростков оценивают отношение со стороны своих родителей как частично враждебное. С другой стороны, подростки, оценивающие свои взаимоотношения с родителями как имеющие недостаточный позитивный интерес с их стороны насчитывается 18%, а подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие достаточный позитивный интерес с их стороны - 57%.

Самую меньшую разницу средних значений имеют показатели автономности и непоследовательности. Это объясняется тем, что непоследовательность отношений родителей к детям является причиной автономного отношения. Родители не знают особенностей своих детей и пытаются пробовать различные приемы, как поощрения, так и наказания. Чем большую директивность и эмоциональное отвержение испытывают подростки со стороны своих родителей, тем большую непоследовательность их поступков и отношений они отмечают.

Неоднозначно понимается подростками такой стиль детско-родительских отношений, как директивность. Как указывалось выше, к лидерству и власти, которое может выражаться в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка. Как указывалось выше, авторы методики под директивностью понимают, прежде всего, стремление к лидерству и власти, которое может выражаться в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка. Несмотря на то, что директивные родители заставляют подчиняться нормам поведения, принятым в обществе, отмечено, что сами подростки понимают отсутствие контроля. Постоянное сравнение с кем-то, осуждения, отвержения и система жесткого пошагового контроля подростками приравнивается к отсутствию доверия, уважения и принятия их индивидуальных мнений.

Общая картина восприятия подростками отношения к ним со стороны родителей зависит от пола подростков незначительно: у девочек уровень автономности на 12% больше и уровень позитивного настроения на 15%.

Полученные с помощью шкалы тревожности Ч. Д. Спилбергера результаты ситуативной тревожности продемонстрировали следующие: низкий уровень тревожности у 35%, средний- у 50%, высокий-у 15%.Среднее значение ситуативной тревожности по выборке равно 35,1. Среднее статистическое значение личностной тревожности равно 42.Результаты личностной тревожности: низкий уровень у 14% подростков, средний у 69%, высокий у 17%. Более высокое значение личностной тревожности может быть обусловлены некоторыми факторами, но прежде всего это связано с пониманием целей тестирования подростками, психологическим климатом на момент исследования. Анализ значения уровня тревожности от пола показывает, что уровень личностной тревожности у девочек несколько выше, а уровень ситуативной тревожности несколько ниже, чем у мальчиков, но это различие статически незначимо.

Зависимость значения ситуативной и личностной тревожности от возраста подростков, не имея явной выраженной связи показателей с возрастом. Это объясняется тем, что все участники являются учащимися 6 класса.

Анализ результатов показывает, что показатели ST зависят от показателей LT (в тех случаях, когда личностная тревожность подростка является высокой, то и ситуативная тревожность также является высокой). Можно, таким образом, предположить, что ситуативная тревожность является составной частью личностной тревожности.

Анализ зависимости значения личностной тревожности от позитивного интереса со стороны родителей показывает, что отсутствие такого интереса со стороны родителей определяет высокую тревожность у подростков, в особенности у девочек. Возрастание позитивного интереса со стороны родителей способствует снижению личностной тревожности. Подобная закономерность может быть объяснена тем, что позитивный интерес родителей подростки видят, прежде всего, в наличии помощи и поддержки со стороны родителей, их заинтересованность достижениями своих детей.

Анализ зависимости личностной тревожности подростка от директивноcти родителей указывает на прямую зависимость этих величин друг от друга. При меньшем значении директивности значение личностной тревожности увеличивается, т.е. при навязывании подростку чувства вины со стороны родителей подростки становятся высоко тревожными.

Анализ соотношения враждебного стиля воспитания и обеих видов тревожности говорит о линейной зависимости этих величин. Чем более выражена враждебность, тем выше уровень тревожности. Влияний враждебного стиля воспитания со стороны родителей может быть объяснено тем, что враждебные родители прежде всего агрессивны, критичны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отвержения.

Анализ зависимости личностной тревожности от автономности родительского воспитания свидетельствует об отсутствии корреляции. Отсутствие зависимости может быть обусловлено тем, что современные подростки понимают автономное поведение родителей по-разному. Оно может ассоциироваться у них с отгороженностью, чрезмерной бесстрастностью, а может восприниматься как предоставление свободы и независимости.

В данной работе нами была рассмотрена проблема зависимости уровня тревожности от стиля детско-родительских отношений в семье. Цель данной можно считать достигнутой. В ходе исследования мы выяснили, что существует прямая зависимость между стилем отношения взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей.

Литература

1. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева – Санкт - Петербург: Речь, 2008. – 248 с.

2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – Москва: Юрайт, 2014. – 640 с.

3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 304 с.

Просмотров работы: 608