ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Григорьева Н.Н. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первоклассник – новый этап в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Поступление в школу предполагает начало нового периода у еще вчерашнего дошкольника – начало младшего школьного возраста. Момент начала школьного обучения ребенка должен быть точно согласован с периодом его наилучшей готовности к нему. И таким периодом является возраст 6–7 лет.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но нередко бывает такое, что ребёнок начинает отставать в учёбе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Вот здесь и прослеживается противоречие: умеет, но не хочет; знает, но не справляется. Почему? Ответ на этот вопрос показывает актуальность данной темы.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком современная школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Именно в начальной школе, на первом этапе обучения, начинается разделение учащихся по успеваемости.

Сложность приспособления ребенка к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка к школе. Известна роль ведущей деятельности – ролевой игры в психическом развитии дошкольника. К концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой к обучению. У ребенка меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус ребенка – он хочет учиться, особенно тогда, когда это желание поддерживается.

Вот эта способность понимать и устойчиво удерживать особую роль ученика и является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учебную и подчиниться ее требованиям, необходимым условиям. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексию (личностную, интеллектуальную), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать), социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности.

Поэтому очень важно, во-первых, установить, что же собой представляет учебная деятельность, а во-вторых, как следует ее формировать, чтобы она в максимально возможной степени способствовала личностному и индивидуальному развитию учащихся.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению, т.е. переход ребенка на новый возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности являются: интеллектуальная готовность (или, шире, – готовность познавательной сферы); личностная (в том числе мотивационная); социально-психологическая готовность; готовность эмоционально-волевой сферы.

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и словесных основ словесно-логического мышления.

Интеллектуальная готовность предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и умениями. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками».

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Здесь важно подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнуть важность не объема знаний, а качества мышления.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, самому себе. Развитие самосознания, становление самооценки младшего школьника зависят от успеваемости и особенностей общения учителя с классом, от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем.

В период обучения в начальной школе происходит освоение ребенком новых социальных ролей: отличника, троечника, лентяя, члена общественной организации и т.д.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других и т.д.

Психологическая готовность во многом определяется также уровнем волевого развития. Для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя. Ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения. Важно умение сосредоточиться, удерживать свое внимание на определенной деятельности, умение слушать учителя, не отвлекаясь.

Также важную роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощрять самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворять его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться.

С целью исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе и проверки их общей успеваемости, нами была проведена диагностика отношения ребенка к обучению в школе среди учащихся 1 «Д» класса МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары Чувашской Республики, была выявлена сформированность «внутренней позиции школьника» и проведено исследование реальных психологических особенностей ребенка.

Можно констатировать, что большинство детей являются в основном готовыми к школе. Они психически подготовлены к поступлению в школу и с радостью идут учиться. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «Я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования школы, касающиеся его поведения, отношения со сверстниками, подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел.

Таким образом, благополучность протекания этого периода влияет на успешность овладения учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, а также на его отношение к школе и учению в будущем.

Дети, не достигшие к моменту поступления в школу необходимого уровня готовности, но зачисленные в первый класс, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. Важно обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта.

Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

Литература:

  1. Адаптация детей к школьному обучению : Учебное пособие / сост. И. П. Иванова, О. В. Патеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 94 с.

  2. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу : Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – Москва : Издательский центр «Академия», 1996. – 240 с.

  3. Волков, Б. С. Психология младшего школьника : Учебное пособие. – Москва : Академический Проект, 2005. – 208 с.

  4. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под редакцией В. Е. Клочко. – Москва : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.

  5. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков : Справочник для учителей и воспитателей. – Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.

Просмотров работы: 1005