ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Репина Е.В. 1, Николаева А.В. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ДОУ педагоги сталкиваются с многочисленными проблемами: встречаются дети с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе малыши и прочие. Причины данных нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и особенно самим детям.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.

Основной текст.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок начинает усваивать ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни, но дошкольный период особенно значим для вхождения ребенка в мир широких социальных отношений.

У ребенка социальный опыт приобретается в общении с окружающим миром. Общение предполагает взаимопонимание людей. В каждой группе детского сада слаживается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти ситуацииочень остро переживаются детьми. Недостаточное взаимопонимание становится причиной острых конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Социальное развитие дошкольников характеризуется уровнем усвоения нравственных норм и руководства ими в отношениях человека с окружающим миром, в его поведении, действиях и поступках в процессе обучения и воспитания (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин.)

Сознательное поведение в различных ситуациях (если оно не противоречит культурным нормам), а также социальная компетентность (потребность добиваться соблюдения этих норм другими) является показателем социального развития.

Задачи педагогов:

  1. Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;

  2. Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);

  3. Учитывать индивидуальные и половые различия;

  4. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;

  5. Уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;

  6. Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.

  7. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально-педагогических проблем ребенка.

Также необходимо выделить основную цель педагогов: воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, а также с самим собой (познание самого себя).

Основные этапы социального развития:

- младенчество - постижение азовобщения, жесты, мимика, звуки;

- от 6 месяцев до 2 лет - ситуативное, практическоевзаимодействие с ближайшимокружением;

- 3 года - начало общения сосверстниками;

- от 4 до 5 лет – Общениеэмоциональноокрашенное, направленное на познание;

- от 6 до 7 лет – личностноеобщение, формированиеиндивидуальности

Методика.

Пути и методы:

- специально-организованное воздействие;

- спонтанное развитие;

- игровая деятельность (коммуникативная деятельность-исследовательская деятельность-предметная деятельность).

Детская игра- вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из мощных средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.Фактически ребенку разрешается проявлять собственную инициативу только в игре. Во всех остальных случаях он должен подчиняться требованиям взрослых.Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения.

Тем не менее, дошкольникам кроме игры важны беседы, упражнения, чтение, учеба, наблюдение и обсуждение.

Факторы влияния на социальноеразвитие:

- частота контактов с ребенком;

- эмоциональнаянасыщенность контактов;

- информативность.

Таблица 1.

Возрастные нормы поведениядетей

3 года

4 года

5 лет

6 лет

•нуждается в поддержке своейинициативы в играх и действиях посвоим правилам

•различными способами привлекает к себе вниманиеокружающий

•удачнее складываются одиночныеигры с предметами и игрушками, чемгрупповые

•взаимодействия со сверстникамискладываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны

•нуждается в оценке своих действийвзрослыми (особенно положительной)•может достаточно понятно выражатьсвои мысли и заявлять о своих потребностях. •часто не хочет проявлять заботу одругих, открыто протестует противподобных предложений

•в своих занятиях предпочитаетсверстников взрослым.

• отдает предпочтение коллективным играм

•нуждается во вниманиисверстников и в признании ими своих успехов

• инициативен, любознателен, судовольствием и безболезненноучаствует в поиске выхода иззатруднительных положений.•тяжело и неадекватно переноситотверженность сверстниками•может проявлять заботуомладшем или животном

•может соблюдать правила

очередности

•может проявлять сострадание изаботу о близких

•соблюдает распорядок дня и с удовольствием егоподдерживает

•разоблачает любое отступлениеот принятого порядка в поведении взрослых. Но судовольствием выслушиваетобъяснения и допускаетвнесение изменений, если егопривлекают к обсуждению

•с удовольствием ябедничает

•интересуется оценкой своего труда со стороны сверстников ивзрослых

•удерживает принятую на себяроль до окончания игры

•проявляет сострадание и заботуо близких

•испытывает потребность всотрудничестве и умеетподчинять свои интересы правилам игры•предпочитает постоянныхпартнеров для совместных игр.Предпочтения могут перейти вдружбу

•активно интересуетсяотношением к себе окружающих•может солгать

• с большим удовольствиемябедничает•непоседлив, но может подчинитьсвою активность не оченьотдаленным целям

•может занять младшегоинтересным для него занятием

Таким образом, краткий обзор основных проблем социального развития дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

- социальное развитие представляет собой сложныйпроцесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к окружающему миру;

- социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

- поведение вырывается из власти конкретной ситуации и начинает определяться субъективным намерением, что делает поведение произвольным. В этом смысле развитие произвольности на протяжении детского возраста связано, с точки зрения К. Левина, с умением формулировать намерения и следовать им.

Ссылки на источники:

  1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.

  2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.

  3. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 160 с.

Просмотров работы: 460