РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ ДИП «СОНОР» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ ДИП «СОНОР»

Сектяева А.А. 1, Андреева Л.Д. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многими исследователями отмечается, что процесс усвоения знаний и умений возбуждает познавательные интересы тем более, чем больше ребенок осознает их значимость, лично заинтересован в них и успешно «конструирует» ход своего мышления в процессе усвоения знаний. Основу их активизации составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны педагога.

Познавательный интерес – это интерес к приобретению знаний. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала [3].

Многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать и писать. А ведь чтение художественной литературы - это источник, который питает любознательность, дает пищу воображению, чувствам, развивает логику. Великий педагог В. А. Сухомлинский придавал этому огромное значение. Он сравнивал «чтение с окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, на наш взгляд, одна из важных задач дошкольных образовательных учреждений и школы. Для выполнения этой задачи использование ДИП «Сонор» подходит как один из эффективных средств.

Богатая в интеллектуальном и стратегическом плане, она открывает перспективы для размышлений, как для дошкольников, так и для исследователей. Богатая в творческом плане: стимулирует воображение, дает возможность для создания все новых и новых вариантов игры» [1].

Но использование ДИП «Сонор» как средство формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста недостаточно соответствуют требованиям ФГОС. Мы предлагаем интегрированное использование уникальных возможностей ДИП «Сонор» с охватом следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Для того, чтобы изучить процесс формирования интереса детей к чтению посредством ДИП «СОНОР», провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе выявили уровни сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностику провели по методике Самыкиной С.В..

На формирующем этапе работу начали с создания условий:

- создание пространственной предметно-развивающей среды;

- совместная деятельность с воспитателем;

- самостоятельная деятельность детей;

- организация работы с родителями [2].

В целях формирования у дошкольников интереса к художественной литературе нами был разработан план работы по использованию игры «Сонор» с использованием художественной литературы.С детьми экспериментальной группы занимались 3 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в различной форме.

Основные способы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Структура непосредственной образовательной деятельности включает: обучение ДИП «Сонор» (настольный вариант) через использование сказок и игровых ситуаций.

Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Удачливый охотник» можно провести, как игру-инсценировку «Байанайдаах булчут-сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Птичка и Ала Могус», «Кот и мышка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому педагог должен быть проводником в обучении детей игре «Сонор» в семье, прежде всего, заинтересовать родителей.

Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. С этой целью мы организовали мастерскую по изготовлению атрибутов к сказкам, книжек самоделок, соревнования по сказкам. Такие мероприятия повышают интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Предлагали родителям рекомендации по подбору книг для домашней библиотеки.

Сравнительные показатели сформированности интереса к чтению

На контрольном этапе эксперимента анализ данных показал, что у детей видны значительные улучшения в восприятии художественного текста, умении ориентироваться в мире, у детей контрольной группы улучшения незначительные. У детей экспериментальной группы произошли следующие изменения: появился интерес к игре, дети научились самостоятельно играть в игру ДИП «Сонор», с большим удовольствием рассказывают художественные произведения, различают по жанрам.

Список литературы:

  1. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 2007. – 422 с.

  2. Самыкина С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2 -3 классов. Самара- 2014. С. 217

  3. 35.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 426 с.

Просмотров работы: 286