Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3].
Объектом нашего исследования является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, нам кажется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным краем.
Предмет исследования:система работы по патриотическому воспитанию.
Так же целью исследования являетсяразработкаметодического пособия по патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
Гипотезой исследования заключалась вформировании основ патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут учтены следующие принципы:
1. Энциклопедичности
2. Наглядности
3. Систематичности и доступности,
Исходя из данной гипотезы, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить уровень знаний и представлений о родном крае детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты занятий по патриотическому воспитанию
В эксперименте участвовало 10 детей.
Цель педагогического эксперимента было определение уровня знаний и представлений о родной стране, родном крае детей старшего дошкольного возраста.
Исследования уровня сформировании знаний проводилась отдельно с каждым ребёнком, в спокойной, непринужденной обстановке в виде беседы, наблюдения и анкетирования родителей.
Полученные данные беседы свидетельствуют о том, что дети имеют недостаточные представления о родной стране. Как показывают исследования, уровень знаний у 20% детей - высокий уровень; 30% - средний уровень; 50% - низкий уровень, так как, в этой группе детей не проводилась систематическая работа по ознакомлению с родным краем.
Кроме того как основу патриотического воспитания в дошкольном возрасте составляет чувство привязанности к дому, семье, бережное отношение к вещам, эстетические чувства, в процессе наблюдения было обращено внимание:
а) на ответственное отношение к делу, умение доводить начатое до конца, ответственность за группу;
б) бережное отношение к окружающему (книгам, игрушкам, природе, труду взрослых);
в) привязанность к дому;
г) умение выделять красоту природы, окружающего мира;
д) доброжелательное толерантное отношение к детям в группе и другим.
В ходе наблюдения было выявлено, что большинство детей не умеют доводить начатое дело до конца.
На прогулках, стараясь привлечь внимание детей к тому, как чисто на наших площадках, к тому, что это сделал дворник, и что надо стараться поддерживать эту чистоту, уважать чужой труд, услышала от Алеши такую фразу: «Это же его работа, поэтому пусть и убирает» - это свидетельствует о том, что данный ребенок не уважает труд взрослого.
Дети практически не ссорились, умеют договариваться между собой, с удовольствием принимают в свой коллектив новеньких детей.
Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам воспитания любви к родному краю работа с родителями, изучение удовлетворенности родителями работой воспитателей группы по патриотическому воспитанию детей, выяснение запросов родителей, знаний родителей о родном городе. Для решения поставленной цели была подготовлена анкета для родителей.
В ходе анкетирования мы узнали, что воспитание патриотических чувств у детей, 85% родителей считают актуальной проблемой.
Анализ анкет показал, что необходимо повышать уровень представлений и отношений детей и их родителей к родному краю. Необходимым направлением данной работы является взаимодействие ДОУ с семьей, с целью создания единого образовательного пространства, создания атмосферы сотрудничества с родителями в воспитании детей.
В настоящее время чрезвычайно стала проблема патриотического воспитания детей. Особенно остро требуются методические материалы, рекомендации, предназначенные для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
По результатам исследования была разработана система работы по ознакомлению с родным краем, способствующая воспитанию патриотических чувств, мы распределили их по блокам: «Мой родной поселок», «Наша родина Якутия», «Истрия России. Государственные символы РФ», «Защитники страны», «Великая Отечественная Война», проведена апробация 1 блока, где включены разные формы образовательной деятельности.
Список использованная литература
Виноградова А.М: Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: «Просвещение», 1989. - 95 с.
Никонова, Л.Е. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. / Л.Е Никонова. - М.: «Просвещение», 1989. с. 56.
Суслова, Э.К. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет. – М.: Сфера, 2003. – 248 с.