ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Иванова П.Е. 1, Макарова Т.А. 1
1СВФУ ПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Фольклор является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи».

Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций [2, с 223].

Данная проблема раскрыта в трудах: Выготского Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрыты данные о психологической природе воображения и творчестве, механизме творческого воображения, о зоне ближайшего развития. Об особенностях речевого творчества детей - в работах Аносовой Л.Р., Сохина В.А., Тамбовцевой А.Г., Ушаковой О.С. и другие.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Леонтьев А.А., Щерба Л.В., Пешковский А.А., Гвоздев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А.).

В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников [1, c 159].

С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование в МБДОУ « Центр развития ребенка-Детский сад №82 «Мичээр» г. Якутска. На этапе констатирующего эксперимента нами были обследованы 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Были подобраны и использованы диагностические методики авторов О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной: диагностика развития связной речи у старших дошкольников, диагностика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста и методика составь рассказ.

По результатом исследования было выявлено, что у 40% детей низкий уровень развития речевого творчества. Низкий уровень связной речи детей определяется тем, что эти дети плохо понимают прочитанное, отвечают на вопросы не по содержанию и не способны пересказать сказку, короткие рассказы. Дети не способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они не могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средний уровень развития речевого творчества детей. Эти дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы.

Высокий уровень развития речевого творчества показало 10% детей. Дети используют средства выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор, в повествованиях, элементов описания. Эти дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Мы пришли к выводу, что с помощью фольклора можно развить речевое творчество детей. Фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру: якутские народные сказки «Куобах», «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус»; пословицы: «Куттас онноо5ор бэйэтин кулугуттэн куттанар», «Отонноотоххо оңоойук туолар»; загадки: «өрүүтун ургук, куруутун куттас баар уһу» (куобах), «Иһигэр былас муостаах киирбит» (Алаа Мо5ус) и другие.

Ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников.

Таким образом, процесс формирование развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: использовать в работе принцип обогащения мотивации речевой деятельности: специально подобрать загадки, сказки, русские народные игры: отбор фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию, применить поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевого творчества.

Список использованной литературы

1. Алексеева, М.М., Речевое развитие дошкольников /М.М. Алексева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2006. –159с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 2005. –223с.

Просмотров работы: 522