НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ЫСЫАХ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО НАРОДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ЫСЫАХ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО НАРОДА

Тотонова Ю.Ю. 1, Николаева Л.В. 1
1СВФУ имени М.К. Аммосова Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. У якутского народа с древних времен существует самый главный якутский национальный праздник, который знаменует собой наступление лета после долгих зимних месяцев. Ысыах - это единственный праздник, который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. Якутское название праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». В прошлом кульминацией праздника ысыах действительно был обряд, в ходе которого шаманы кропили кумысом огонь. Совершалось это действие в честь «светлых божеств», к которым у якутов, как у многих других скотоводческих народов, причислялись, прежде всего, божества плодородия. Не случайно светлым духам жертвовали кумыс. Эта традиция связана с еще одним древним культом — культом коня. Перед праздником торжественно устанавливали сэргэ (коновязь) с якутским национальным орнаментом, украшали и обустраивали тусулгэ (местность, где проводится ысыах). Восстанавливаются старинные постройки якутов в форме балагана, урасы, украшенные салама, изделиями народных промыслов: различных меховых ковров, вышитых бисером чепраков, берестяной и деревянной посуды, изделиями из кости и др.

Рано утром начинают съезжаться гости в национальных костюмах и украшениях. Ысыах начинается с торжественной церемонии открытия праздника, на котором белый шаман произносит праздничный алгыс с обращением к духам земли и всем святым небесным духам, называя всех по имени. Звучат молитвенные заклинания и прошение милости и благословения. Затем алгысчыт угощает духов-хозяев земли кумысом и приглашает всех на праздник.

После праздничного угощения и концерта проводятся национальные спортивные игры, конные скачки. Традиционными национальными видами спорта являются прыжки – «куобах», «кылыы», вольная борьба и перетягивание палки. Спортивные игры выявляют силу, ловкость и мужество. Победителю присваивается титул «Урун Уолаан» (герой олонхо). Для мальчиков все эти виды спорта проводятся отдельно от взрослых, и они с удовольствием участвуют в состязаниях. Для того, чтобы достойно выступить, они посещают кружки и секции по национальным видам спорта.

Конкурс национальных костюмов, летние праздничные наряды, высокохудожественные выступления певцов, тойуксутов, олонхосутов развивают эстетические чувства у подрастающего поколения. Для воспитания девочек в духе народных традиций проводится конкурс «Туйаарыма Куо».

Во время праздника люди танцуют хороводный танец с песнями под названием осуохай. Запевала воспевает начало лета, расцвет природы, благопожелания и поздравления. Некоторые запевалы могут петь по три дня подряд без остановки, на ходу придумывая слова. На ысыахе 2015 г. якутяне вошли в список рекордов Гиннеса, организовав самый огромный хоровод в мире.

Кроме городского (сельского) большого ысыаха традиционно каждое дошкольное образовательное учреждение, школа заканчивают учебный год праздником ысыах. Вместе со взрослыми дети приобщаются к национальным традициям. На праздник приглашаются родители, почетные гости, подводятся итоги года. Празднику предшествует большая подготовительная работа. Все компоненты образовательных областей – познавательное, речевое, музыкальное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное – объединяются общей темой и реализуются во всех видах детской деятельности, вплетаясь в общую канву подготовки к празднику. Коллективный выход на природу, красивый праздник, участие в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных играх вместе с родителями оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.

Во время ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На ысыахе люди придерживается праздничного этикета [2]

Ысыах - долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему – шьют праздничные наряды и делают убранства. На ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.

Ысыах - совокупность воспитательных воздействий на личность, в ходе праздника воспеваются любовь и преданность родным местам, возрождаются старинные формы почитания предков. Воспитательное значение ысыаха заключается в освоении традиций своего народа, его духовно-нравственных идеалов [1]

Таким образом, якутский народный праздник ысыах является средством приобщения детей к традициям родного народа, его духовно-нравственных идеалов.

Использованная литература

  1. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Якутск: ИД СВФУ, 2013

  2. Уткин К.Д. Педагогические основы народного праздника ысыах. – Якутск: Ситим, 1994

Просмотров работы: 506