Рано утром начинают съезжаться гости в национальных костюмах и украшениях. Ысыах начинается с торжественной церемонии открытия праздника, на котором белый шаман произносит праздничный алгыс с обращением к духам земли и всем святым небесным духам, называя всех по имени. Звучат молитвенные заклинания и прошение милости и благословения. Затем алгысчыт угощает духов-хозяев земли кумысом и приглашает всех на праздник.
После праздничного угощения и концерта проводятся национальные спортивные игры, конные скачки. Традиционными национальными видами спорта являются прыжки – «куобах», «кылыы», вольная борьба и перетягивание палки. Спортивные игры выявляют силу, ловкость и мужество. Победителю присваивается титул «Урун Уолаан» (герой олонхо). Для мальчиков все эти виды спорта проводятся отдельно от взрослых, и они с удовольствием участвуют в состязаниях. Для того, чтобы достойно выступить, они посещают кружки и секции по национальным видам спорта.
Конкурс национальных костюмов, летние праздничные наряды, высокохудожественные выступления певцов, тойуксутов, олонхосутов развивают эстетические чувства у подрастающего поколения. Для воспитания девочек в духе народных традиций проводится конкурс «Туйаарыма Куо».
Во время праздника люди танцуют хороводный танец с песнями под названием осуохай. Запевала воспевает начало лета, расцвет природы, благопожелания и поздравления. Некоторые запевалы могут петь по три дня подряд без остановки, на ходу придумывая слова. На ысыахе 2015 г. якутяне вошли в список рекордов Гиннеса, организовав самый огромный хоровод в мире.
Кроме городского (сельского) большого ысыаха традиционно каждое дошкольное образовательное учреждение, школа заканчивают учебный год праздником ысыах. Вместе со взрослыми дети приобщаются к национальным традициям. На праздник приглашаются родители, почетные гости, подводятся итоги года. Празднику предшествует большая подготовительная работа. Все компоненты образовательных областей – познавательное, речевое, музыкальное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное – объединяются общей темой и реализуются во всех видах детской деятельности, вплетаясь в общую канву подготовки к празднику. Коллективный выход на природу, красивый праздник, участие в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных играх вместе с родителями оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.
Во время ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На ысыахе люди придерживается праздничного этикета [2]
Ысыах - долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему – шьют праздничные наряды и делают убранства. На ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.
Ысыах - совокупность воспитательных воздействий на личность, в ходе праздника воспеваются любовь и преданность родным местам, возрождаются старинные формы почитания предков. Воспитательное значение ысыаха заключается в освоении традиций своего народа, его духовно-нравственных идеалов [1]
Таким образом, якутский народный праздник ысыах является средством приобщения детей к традициям родного народа, его духовно-нравственных идеалов.
Использованная литература
Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Якутск: ИД СВФУ, 2013
Уткин К.Д. Педагогические основы народного праздника ысыах. – Якутск: Ситим, 1994