ВЛИЯНИЕ ЯКУТСКИХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ЯКУТСКИХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Aлександрова Н.Н. 1, Николаева Л.В. 2
1Северо-Восточный Федеральный университет им.М.К.Аммосова Педагогический институт группа ДО-14
2Северо-Восточный Федеральный университет им.М.К.Аммосова Педагогический институт кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время вопросы нравственного воспитания детей становятся все более актуальными. Как известно, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому нравственное развитие ребенка ставится на первое место в воспитании. Развитие нравственности у детей – неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений. Именно в дошкольные годы, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, чувства эмпатии, гуманности.

Сказки - один из основных видов творчества якутов. В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости. Для сказок характерно светлый оптимизм, жизнеутверждающее начало, вера в силу простого человека, в победу добра над злом. Поэтому - то народ любит и бережно хранит их как ценное наследие прошлого [3, с.20]. Сказки складывались в течение столетий и в своем развитии они изменялись в тесной связи с развитием всего уклада жизни. Сказки живут в настоящее время как в устном исполнении, так и в книгах, будучи записаны от народных сказочников или обработаны советскими писателями.

Сказка по-якутски называется «кэпсээн» или «остуоруйа». По мнению Э.К. Пекарского «кэпсээн» - это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» - искаженное русское слово «история». B.Л. Серошевский также считал, что «кэпсээн» - настоящая якутская сказка, а «остуоруйа» в сущности, нечто иное, как русская сказка. Сказки - остуоруйа рассказывали в основном вечером, после дневных забот. Эмоциональная сила сказок особенно оповещалось тогда, когда их рассказывали опытные сказочники и сказочницы настоящие мастера слова [5]

Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание [5, с. 15]. Жанру волшебной сказки свойственна гиперболизация, сказочники используют гиперболу при описании внешнего вида персонажей, их силы, красоты, различных их качеств. Например: «зарезал быка, не вмещающегося в речке», «шуба, сшитая из шкур со спины 30 быков», «идет шум, от которого земля содрогается». Одной из особенностей сказки народа саха являются имена персонажей, которые даются в виде определений, характеризующих их функции в сказке. Классическим образцом в этом плане является сказка «Старуха Таал - Таал». У бабушки Таал-Таал сыновей зовут Глаза-глаза, Нос- нос, Уши- уши, у Чаачахаана - Волосяное горлышко, Травяная нога, Лиственная грудь, Пузырная голова, Травяные штанишки, Мозг на макушке. Эти дети все умирают и как бы смерть их предопределена именами, характеризующими их недолговечность. Имена - характеристики можно встретить и в других сказках: Ненасытный обжора, Мэник-мэнигийээн, Хороший Юдьюйэн и другие [5, с. 25] Имена-характеристики выполняют не только номинативную функцию, но и характеризующую, заменяя их описание внешности, личных качеств, их функции в сказке. В цветовой символике белый цвет обозначает счастье, добро, красоту, а черный - горе, несчастье, зло. В сказке народа саха широко используются различные средства художественной выразительности, придающие ей неповторимый, удивительный национальный колорит. Сказки народа саха отличаются тем, что сказочник верит в происходящее событие, в ее достоверность. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы (Алаа Могус, Чаачахаан, бабушка Таал- Таал, Мэник-Мэнигийээн и др.), выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника - делают сказку средством для воспитания и развития детей.

У якутов широко распространены сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне и находчивой девушке, о глупцах, дураках, о шаманах и попах, о чертях и богах, о несчастной доле, о счастье, как это отмечено выше. Герои бытовых сказок добиваются победы при помощи ловкости, хитрости, а иногда и плутовства. Противники оказываются недогадливыми и недалекими и легко попадаются на их уловки [5, с. 27]

Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определения образов и символов в сказках[2, с. 23].

Во время педагогической практики мы провели методики на выявление уровня нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, где участвовали 12 детей.

  1. Методика " Два домика". Автор Репина Т.А. Цель: изучить характер отношений со сверстниками и их симпатии и антипатии к членам группы.

  2. Беседа по сказкам. Цель: Анализ сказки, изучение влияния сказок на поведение детей. В данной методике использовались якутские сказки "Тураах хара дьуьуннэммитэ», “Кэччэгэй балыксыт», «Кутэр чыычаах икки», «Таал-таал эмээхсин»

  3. Методика «Закончи историю». Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как доброта – злость, щедрость - жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте, т.к. эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Из ответов детей можно сделать вывод, что детям понравились якутские сказки, они с удовольствием слушали, эмоционально реагировали, с большой активностью принимали участие в обсуждении сказок. На наш взгляд, якутская народная сказка более сильно воздействует на чувства детей старшего дошкольного возраста, заставляя их сопереживать, содействовать.

Таким образом, якутские сказки помогают воспитывать гуманные чувства у детей, такие, как доброта, отзывчивость, уважение к старшим, милосердие, а также умение определять, где хороший или плохой поступок. Методы работы по развитию гуманных чувств у дошкольников 4-5 лет позволяют обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение их в лучшую сторону.

Список использованной литературы

  1. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса. – М., 2006

  2. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В. Гербова.– М., 2005.

  3. Сивцев Д.К. Якутские сказки/ Д.К. Сивцев - Суорун Омоллоон, П.Е. Ефремов. Пер. С.И. Шуртаков В.Н. Федоров. Вступ. Статья Сем. П. Данилова. Худ. И.И. Попов. Якутск: Кн. Изд - во, 1990. - 336 е.

  4. Фесюкова JI.B. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольной возраста/Л.В. Фесюкова. - Харьков «Фолио», 1997. - 460 с.

  5. Эргис Г.У.Саха остуоруйалара /Г.У. Эргис. - Дьокуускай: Бичик,1996. - 374 с.

Просмотров работы: 322