РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ

Семенова Е.Е. 1, Николаева Л.В. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие творческих способностей детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. В ФГОС уделено большое внимание проблеме развития творческих способностей дошкольников и поставлены задачи перед педагогами для их реализации.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей дошкольного возраста является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее эффективно развиваться.

Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу [3].

Нами разработан план работы по развитию творческих способностей детей посредством приобщения детей к народным промыслам Якутии. Тематика занятий: «Моя северная республика», «Чудесная береста». «Ярмарка народного творчества», «Береста в якутских сказках», встреча с народными мастерами «Встанем в круг, друзья!», презентация «Народные умельцы», «Якутские узоры», «Ньургун Боотур», развлечение «Волшебная береста». На занятиях предлагаются различные творческие задания. Цель занятий - закрепить умение вырезать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал и др.) по образцу, отработать технические навыки, показать способы накладывания бересты, развитие воображения, художественно-изобразительных навыков и творчества.

Несложные работы дети выполняли без эскиза. Работы со сложным сюжетом, большим количеством деталей изготовляются по эскизу. Эскиз к будущей работе дети выполняли карандашом. В эскизе особое внимание уделяли общей композиции работы. С помощью композиции определяли поло­жение фигур и предметов в пространстве. Например, центральным звеном в одной композиции выступает избушка, в другой – елочка, стоящая на фоне леса. Аппликация по олонхо «Ньургун Боотур» передает чувства ее героев, отношения между ними.

Успех выполнения аппликации во многом зависел от того, как дети, вырезая детали узора, изображения, владеют ножни­цами. Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо было стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. Очень мелкие детали, дополняющие апп­ликации, следовало вырезать небольшими ножницами. Часто на занятии использовали слайды, на которых делали частичный показ рисования нужного элемента. Дети рисовали узор, используя последовательность, указанную в слайде.

В конце занятия из детских работ мы составляли выставку создавая настенный коврик, чудесную полянку или макет юрты. Сюжетная компоновка работ вызывала у детей радость и удивление, и вос­хищение от результатов своего творчества.

Также для решения воспитательных и обучающих задач мы также рассказывали старшим дошкольникам о берестяном промысле народа саха, показывая образцы готовых изделий.

Использованная литература

  1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: учебно-методическое пособие/ Р.С. Буре. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 144 с.

  2. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 320 с.

  3. Кудрявцев, В.Т. Воображение и его роль в познании / В.Т. Кудрявцев. - М.: изд. МГУ, 2009. – 327 с.

  4. Неустроев, Б.Ф. Якутские орнаменты / Б.Ф. Неустроев. - Якутск: Ситим, 1994. – 72 с.

Просмотров работы: 198