СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Леонтьева А.В. 1, Дедюкина М.И. 2
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова Педагогический институт
2СВФУ, педагогический институт, кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Происходящие в обществе преобразования ставят новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности являются одним из элементов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности.

Уникальным средством развития творческих способностей детей является сюжетно-ролевые игры. Д,Б.Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности и играет большую роль в развитии творческих способностей детей.

Цель статьи – анализ проведенного исследования по определению уровня творческих способностей дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

В экспериментальной работе принимали участие 20 детей МБДОУ №82 «Мичээр» г.Якутска, из них 10 детей контрольной группы и 10 – экспериментальной. Для диагностики мы использовали работы Н.Я.Михайленко, А.Н.Короткова. Детям были предложены следующие задания:

Задание № 1. "Способность оригинально обыграть игрушку".

Задание № 2. "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?"

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

В результате проведенной работы было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей.

Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров или взрослого. В своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов. Не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития творческих способностей

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Низкий

Средний

Высокий

2

6

2

20

60

20

3

5

2

30

50

20

Таким образом, дети показали в основном средний уровень развития творческих способностей, что нацелило нас на разработку проекта «Сюжетно-ролевые игры по развитию творческих способностей детей».

Игры направлены на развитие таких важнейших компонентов твор­ческих способностей как творческое мышление и воображение в до­школьном возрасте.

Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей взрослый может только тогда, когда он увлечен сам.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии. М., 2009, № 6. – с. 212

  2. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Кудрявцев В. Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - 2009 №9 – с. 52-59

  3. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009. – с. 98

  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2009. –с. 360

Просмотров работы: 762