ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И АВИАПЕРЕВОЗЧИКОМ ПРИ СОЗДАНИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И АВИАПЕРЕВОЗЧИКОМ ПРИ СОЗДАНИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Крутенко А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших проблем взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний является проблема незащищенности туроператоров. Нет корпоративной системы защиты интересов туроператоров в сфере гражданско-правовых отношений при взаимоотношении с другими хозяйствующими субъектами. Существует диспропорция в договорных отношениях туроператоров с перевозчиками, а также в нормативно-законодательной базе. Более того, сегодня существует явный крен в сторону потребителя. В итоге все риски ложатся на плечи туроператоров – из Египта они вывозили туристов за свой счёт, из Таиланда после наводнения также за свои деньги. В целом наш туристический рынок мало контролируем как административно, так и экономически. Данная картина произошла при банкротстве авиакомпании «Wind Jet».

Те туристы, у которых авиабилет входил в состав туристского продукта, приобретенного у туроператоров, вправе обращаться с требованиями о возмещении убытков к туроператору. В случае отказа от удовлетворения требований туристы вправе обратиться в суд. При этом финансовое обеспечение в данной ситуации «работает» и возмещение может быть выплачено туристу добровольно или в судебном порядке. Туроператоры в данной ситуации будут принимать решение – производить выплаты за счет собственных средств или привлекать к выплатам организации, предоставившие им финансовое обеспечение. Это будет зависеть от размера подлежащей выплате суммы - и в случае если эта сумма будет значительной (для разных операторов это понятие разное – 200, 300, 800 тыс. рублей), операторы сочтут более практичным привлечь к осуществлению выплат фингарантов.

Интересно, что случай с Wind Jet наглядно проиллюстрировал тот факт, что подчас приобретать туристские продукты у турфирмы безопасней, чем бронировать билеты и организовывать туры самостоятельно через интернет, ибо «самостоятельные» путешественники остались с авиакомпанией один на один и никаких механизмов защиты наподобие финансовых гарантий в этом случае не предусмотрено.

Добавим, что алчные перевозчики попытались воспользоваться проблемами туроператоров, и резко задрали цены на свои альтернативные рейсы. Некоторые авиакомпании, которые сейчас ведут переговоры с туроператорами о замене Wind Jet, выставляют запредельные цены, пользуясь сложившейся ситуацией. Разумеется, туроператоры из-за этого понесут дополнительные потери.

Задержка рейсов это самая распространенная проблема, которая сильно роняет имидж в первую очередь туроператора, от которого продан тур. С ней россияне сталкиваются каждые новогодние праздники и в обычные дни, когда турпоток из страны резко увеличивается. В ожидании своего рейса люди вынуждены проводить часы, а порой и дни в аэропортах. При этом далеко не всегда авиакомпании выполняют требования Федеральных авиационных правил и предоставляют туристам в случае задержек проживание в гостинице и питание.

В случае задержки рейса авиакомпания в соответствии с федеральными авиационными правилами обязана предоставить туристу: 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов; прохладительные напитки при ожидании отправления рейса более 2 часов; горячее питание, если отправление рейса задерживается более чем на 4 часа и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время. Помимо этого, авиакомпания обязана поселить пассажиров в гостинице, если вылет задерживается более чем на 8 часов в дневное время или более чем на 6 часов в ночное время. Авиакомпания также обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет. Все услуги должны оказываться бесплатно [25;174].

Если авиакомпания отказывается выполнять свои обязанности, а вам приходится тратить деньги на питание или размещение в гостинице, сохраните любые документы, подтверждающие это: чеки из отеля или ресторана аэропорта, квитанции за телефонные разговоры, поездки на такси и т.п. Не забудьте взять справку/поставить отметку в авиабилете на стойке регистрации или у представителя авиакомпании о том, во сколько реально был отправлен ваш рейс. Можно также сделать видеозаписи, фотосъемку и зафиксировать на пленке пассажиров, ожидающих своего рейса в аэропорту. Чтобы возместить любые убытки, понесенные в связи с задержками рейса, вы можете в течение 6-ти месяцев обратиться к перевозчику с претензией, либо в течение трех лет в суд. К иску обязательно приложите все документы, отражающие ваши траты и подтверждающие факт задержки.

Но, несмотря на все вышесказанное, туроператор колоссально роняет свое лицо и имидж, т.к. все неудачи и нестыковки в туре будут ассоциировать именно с ним.

В это связи туркомпания мало защищена перед перевозчиком. В результате, туроператору остается лишь перекладывать свою ответственность на плечи турагентств и прописывать в агентском договоре право туроператора заменять рейс и откладывать его, но только лишь с предварительном уведомлении о том. На практике часто такие уведомления приходя, когда турист уже на отдыхе, а рейс обратно изменился. В этом случае ответственность за оповещение ложиться на гида.

Российский союз туриндустрии (РСТ) обратился в органы исполнительной власти в сфере авиации и туризма с просьбой остановить диктат авиакомпаний по отношению к туроператорам. В частности, организаторы путешествий недовольны тем, что турфирмы не имеют права корректировать заказанные объемы мест в самолетах. По их мнению, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, влияющих на исполнение договорных обязательств по перевозке, таких как стихийные бедствия или политическая нестабильность, ответственность должны нести обе стороны.

Напряженная ситуация, сложившаяся на туристическом рынке России, во многом обусловлена практикой взаимоотношений авиакомпаний с туроператорами, работающими на массовых направлениях. Принципы сотрудничества игроков рынка в сфере организации чартерной и блок- чартерной перевозки автоматически перекладывают основные финансовые риски на плечи турфирм. А в условиях, когда, по оценкам экспертов, не менее 40% туров на массовых направлениях продаются ниже себестоимости, это может спровоцировать дальнейшее снижение устойчивости туроператоров и вызвать очередные банкротства», — отмечается в письме вице-президента РСТ Юрия Барзыкина [8;352].

Одной из самых больших проблем авиакомпаний и туроператоров являются разногласия, появляющиеся в ходе взаимоотношений. Достаточно крупные игроки часто не могут договориться между собой о ценах, полетном расписании, блоках мест, штрафных санкциях. А поскольку агентом в данной ситуации будет выступать туроператор, то авиакомпания всегда будет диктовать свои условия договорных отношений.

Так совсем недавно возникли трения между «Tez tour» и «Трансаэро». В предстоящем зимнем сезоне «TEZ Tour», скорее всего, не будет пользоваться перевозкой авиакомпании «Трансаэро» на большинстве своих направлений. Как сообщил медиадиректор туроператора Роман Рыбаков, ни одно из предложений «Трансаэро» не вызвало интереса компании. Ни о каком разрыве отношений речи, конечно, не идет. «Мы, как и раньше, продолжаем сотрудничать с «Трансаэро» как агент. Кроме того, чартерная перевозка на наши зимние направления еще в процессе формирования. То есть совершенно нельзя исключать, что мы, кроме авиакомпаний, уже задействованных в полетной программе, а это «Аэрофлот», Thai Airways, IFly, S7, Nord Wind, «Уральские авиалинии», OrenAir и Nord Star, добавим борта других перевозчиков». Кроме того, он заметил, что сохранится перевозка на регулярных рейсах «Трансаэро», например в Вену.

Ранее уже возникали ситуации, когда сотрудничество между «Трансаэро» и TEZ Tour ослаблялось. Сперва, весной 2009 года, когда компании не смогли договориться о ценах на летнюю перевозку. Но в итоге разногласия быстро были урегулированы. А ровно год спустя вновь появились слухи о «разводе» туроператора и перевозчика, но компании опровергли их [9;48].

Перевозкой вполне могут заинтересоваться такие крупные партнеры «Трансаэро», как «Библио Глобус», «Трансаэро Тур» и «Натали Турс».

Как показывает статистика в последнее время, авиаперевозки выходят на первое место среди других видов транспортировки. Это обусловлено в первую очередь расширением границ путешествий, увеличивается количество туров короткой продолжительности. Этим собственно и вызван интерес туристических компаний к авиаперевозкам. Самолеты становятся популярны в мире. Передвижение внутри страны иногда даже удобнее на самолете, чем на поезде или автомобили. Прежде всего, это связано с экономией времени. Например, авиабилеты Москва - Норильск будет дешевле приобрести в оба конца сразу, чем по одному в разное время. Авиаперевозки в туризме играют ведущую роль по простым причинам. Это очень быстрый и удобный способ добраться из одной страны в другую, сервис на самолетах более привлекателен, авиакомпании выплачивают проценты туристическим агентствам, чтобы последние привлекали больше туристов к авиаперелетам.

Развитие воздушного транспорта происходит очень быстро и достаточно динамично, и с каждым годом авиакомпании закрепляют свои позиции в системе мирового транспорта. Сегодня во всем мире существует более 1300 авиаперевозчиков. Около 1,5 млрд. людей перевозится в среднем в год. Международные рейсы осуществляют более 470 авиакомпаний, среди них 250 обеспечивают регулярные рейсы. Сеть международных авиарейсов обеспечивает перелеты по всем географическим регионам, рейсы осуществляются в более 150 государств.

Туристические фирмы плотно сотрудничают с авиаперевозчиками и находятся в тесном контакте. Во-первых, туристические агентства бронируют места с последующим выкупом, бронирование и выкуп билетов через систему бронирования. Во-вторых, у каждого агентства есть договор с авиакомпанией на количество мест на регулярных рейсах. Существует организация чартерных рейсов турфирмы. Зная все тонкости и особенности авиаперевозок, туроператор может правильно выбрать удобный и выгодный путь туристических перевозок. Туристической компании необходимо разбираться в правильности бронирования билетов, знать тарифы и скидки, действующие в авиакомпании. Обязательное условия работы туроператора с авиалиниями это заключение агентского соглашения. Некоторые из авиакомпаний считают все турфирмы своими агентами, но если брать во внимание тот факт, что агентское соглашение подразумевает под собой работу со стоками. Это означает, что агентство может само продавать авиабилеты компании перевозчика, как для своих клиентов, так и просто пассажиров, это значительно упрощает процедуру бронирования. Например, во многих агентствах вы можете приобрести авиабилеты Москва Тиват авиакомпании "Аэрофлот Российские Авиалинии" при этом, не обращаясь в авиакомпанию. В этом случае туристическая фирма является продавцом билета авиакомпании. Таким образом, туроператор сам выписывает билет и имеет специальное оборудование и право доступа к сети бронирования конкретной авиакомпании.

Также между туроператорами и авиалиниями может быть подписан договор на квоту мест регулярных рейсов. На условия договора может влиять жесткость квоты. Если квота мест жесткая, то на турфирму ложится ответственность продажи билетов. Независимо от причины не реализованных билетов, в любом случае турфирма отвечает за них. При этом она владеет специальными льготами и скидками. На регулярных рейсах часто бывают дополнительные скидки. Получить скидку на авиабилеты Москва Амстердам можно в случае плохого заполнения рейса. При договоре мягкой квоты мест авиакомпания ограничивает сроки бронирования и выкупа билетов. Эти ограниченные сроки предусмотрены для того, чтобы авиакомпания смогла сама реализовать не проданные билеты или отдать их другим агентствам.

Таким образом, самая главная головная боль туроператоров при взаимоотношениях с авиакомпаниями это навязанные невыгодные договорные обязательства. Туроператоры вынуждены заключать их, также как турагенты подписывать невыгодные для себя условия сотрудничества с туроператорскими компаниями. В результате получается, что авиаперевозчик ни за что не отвечает, а вся вина лежит на туроператоре, который подписал договор и тем самым согласился на его условия.

Оказание услуг по авиаперевозкам туроператором «Библио Глобус»

Туристический оператор «Библио Глобус», основанный в 1994 г. входит в состав ГК «Библио Глобус». В настоящее время Группа Компаний объединяет туроператорскую компанию «Библио Глобус», Торговый Дом «Библио Глобус» - один из старейших книжных магазинов в России, открытый в 1957 году и управляющую компанию. Туристический оператор «Библио Глобус» все 18 лет специализируется исключительно на выездном туризме, предлагая пляжный отдых, круизы, комбинированные туры. География предложений – популярные курорты в странах Юго-восточной Азии, Южной и Северной Америки, а также Европы и Африки.

Первым операторским направлением, открытым в 1994 году, стал Кипр, который на сегодняшний день продолжает занимать устойчивую позицию на рынке. С 1995 г. «Библио Глобус» является лидером кипрского направления. В 2001 году туроператором было открыто новое направление – Таиланд. С 2005 г. ассортимент направлений туроператора стал значительно расширяться. В 2005 г. «Библио Глобус» вышел на Тунис, с 2008 г. на Кубу и Доминикану, с 2009 г. на Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Сингапур, и Мальдивы.

В 2010 году к ассортименту направлений были добавлены: США, Мексика, Греция, ОАЭ, Израиль.

В апреле 2010 г. «Библио Глобус» разработал новую версию собственной системы он-лайн бронирования и запустил ее на сайте www.bgoperator.ru. В 2011 году к ассортименту представленного турпродукта добавились еще 15 направлений, а именно Египет, Болгария, Иордания, Индия, Чехия, Австрия, Италия, Бразилия, Аргентина, Китай и Гонконг, а также отдых на островах — Маврикий, Филиппины, Сейшелы, Ямайка, Шри-Ланка. На сегодняшний день полный ассортимент предложений включает 30 направлений. В 2012 году к ассортименту направлений были добавлены Италия, Франция.

В ноябре 2012 г. «Библио Глобус» открыл впервые для российских туристов курорты Пуэрто-Плата с прямыми перелетами из Москвы и Санкт-Петербурга.

В декабре 2012 г. Впервые в истории российского туризма запускаются десятидневные цепочки на рейсах авиакомпании «Трансаэро» из Москвы на Краби - южную провинцию Таиланда, консолидатором которых выступил туроператор «Библио Глобус».

В декабре 2012 г. "Библио Глобус" разработал новый интерфейс по подбору туров, который позволяет по принципу корзины наполнять базовый турпакет любыми выбранными услугами в режиме онлайн.

С 1 января 2013 года «Библио Глобус» открыл прямую полетную программу на Ямайку на рейсах АК «Трансаэро»

В 2013 году к ассортименту направлений были добавлены Турция, Хорватия, Черногория.

В начале мая 2013 г. «Библио Глобус» стал первым туроператором, открывшим собственный автоматизированный визовый отдел, который обрабатывает заявки на визы в страны шенгенского соглашения, а также на Кипр, в ОАЭ, Болгарию, Хорватию, Китай, Сингапур, Доминиканскую Республику, Мексику, Вьетнам, Таиланд, Египет, США и другие.

Впервые турагентам, сотрудничающим с туроператором «Библио Глобус», при полной оплате заявки, за месяц до даты вылета, предоставлена возможность выбора места на рейсах авиакомпании «ТРАНСАЭРО». Это стало возможно благодаря инновационному сервису, разработанному совместно с авиакомпанией «ТРАНСАЭРО». На сайтах авиаперевозчиков выбор места на борту самолета осуществляется за 12 или 24 часа до вылета.

Выбор места на борту самолета через туроператора «Библио Глобус» будет осуществляться двумя способами. Прежде всего на сайте компании www.bgoperator.ru через новую активную ссылку внутри заявки - «Выбор места», при бронировании туров на рейсах «ТРАНСАЭРО», а также через терминал, который установлен в одном из розничных офисов продаж на ул. Покровка. В перспективе аналогичные терминалы будут установлены в других розничных офисах туроператора "Библио Глобус", а также в аэропортах и крупных торговых центрах.

Отметим, что выбор места происходит в формате 3D, благодаря чему на экране монитора можно увидеть не только количество свободных мест в салоне, но и количество зарегистрированных пассажиров на рейс по полу и возрасту.

Привлекательность данной услуги, по мнению директора офиса розничных продаж туроператора «Библио Глобус» Людмилы Кравченко, заключается в том, что турист, выбирая место в самолете, может определиться с соседом. По ее словам, данная услуга начинает активно пользоваться спросом среди молодежи.

На предстоящий летний сезон регистрация на рейс и выбор посадочных мест на бортах авиакомпании «Трансаэро» через туроператора «Библио Глобус» станет возможна более чем для 200 тысяч туристов, вылетающих из Москвы и Санкт-Петербурга на Кипр, в Грецию, Тунис и Египет. В перспективе компания планирует расширить список регионов вылета, где будет возможен выбор места на борту самолета за месяц до даты вылета.

Новую технологию уже успели оценить сотрудники турагентств, отправляющих туристов из Москвы на курорты Греции. Напомним, что 20 мая из Московского аэропорта Домодедово были впервые отправлены рейсы «Трансаэро» на Ираклион и остров Кос, пассажиры которых были зарегистрированы через туроператора «Библио Глобус».

Таким образом, около 400 пассажиров сразу прошли на специальные стойки Drop Off, где можно оперативно сдать багаж, - прокомментировали в пресс-службе Московского аэропорта Домодедово.

Кроме того, в планах компании выдача посадочных талонов не только на вылеты из России, но и на возвраты. Например, выбор места на борту самолета уже доступен из Шарм-Эль-Шейха в Москву.

Эксперты туристического рынка утверждают, что возможность регистрации на рейс и выбора места на борт самолета впервые передана авиакомпанией российскому туроператору. Это сделано для того, чтобы разгрузить стойки регистрации в аэропортах и увеличить пропускную способность.

В новом сезоне туроператор «Библио Глобус» впервые на рейсах авиакомпании «Трансаэро» поставил десятидневные цепочки в Хургаду из Казани, Уфы, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Самары, Тюмени и Челябинска. Полетная программа стартует с конца сентября и продлится до середины марта.

уроператор «Библио Глобус» в этом году значительно расширил географию полетов с прямыми вылетами на курорты Таиланда, ОАЭ и Египта, увеличив в два раза количество гарантированных блоков мест на рейсах авиакомпаний «Трансаэро», «Ютейр», «Air Arabia».

По сравнению с прошлым годом к прямым вылетам в Пхукет и Бангкок из 5 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань) добавились еще 10 регионов.

Впервые туроператором «Библио Глобус» был получен собственный блок мест на авиаперевозку в Бангкок из Ростова-на-Дону, Перми, Тюмени, Челябинска, Омска, Владивостока, Хабаровска, а также в Пхукет из Красноярска, Самары, Тюмени, Уфы, Перми, Ростова-на-Дону. Перелет осуществляет авиакомпания «Трансаэро».

По словам директора офиса туроператора «Библио Глобус» в Екатеринбурге Галины Желонкиной, в этом году на зимний период блок мест на авиарейсы в Бангкок из Екатеринбурга по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 70%.

Значительно расширилась региональная полетная программа по ОАЭ. Кстати, в прошлом году на зимний период блочная перевозка в Дубай была доступна только для туристов из Москвы, Уфы и Екатеринбурга. В этом году этот список пополнили еще 6 регионов России: Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь, Красноярск.

Кроме того, блок мест на авиаперевозку в Дубай из Уфы по сравнению с прошлым годом увеличился на 85%, из Екатеринбурга — на 50%.

Авиаперелеты в Дубай из всех вышеперечисленных регионов кроме Екатеринбурга выполняет авиакомпания «Трансаэро». Из Екатеринбурга в Шарджу перелеты осуществляет компания «Air Arabia».

Стоит отметить, что в связи с открытием нового направления — Египта с апреля 2011 года, «Библио Глобусом» на зимний период был получен блок мест на прямые чартерные рейсы в Хургаду из 10 регионов России (Казань, Уфа, Новосибирск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Самара, Пермь, Ростова-на-Дону) и в Шарм-Эль-Шейх из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону.

Новая региональная полетная программа будет действовать до конца марта 2012 года. Онлайн бронирование турпакетов с включенной стоимостью авиабилетов по выгодным тарифам доступно на сайте компании.

По словам генерального директора туроператора «Библио Глобус» Илоны Киреевой, турагентствам, работающим с компанией, в зависимости от процента повышенной комиссии, могут быть доступны турпакеты по выгодной стоимости за счет наличия большого количества авиабилетов на данных направлениях по цене блочной перевозки.

Также она прокомментировала, что высокая технологичность программы онлайн бронирования «Библио Глобуса» позволяет турагентствам не только самостоятельно формировать тур с полным пакетом услуг, но и выкупать его по выгодным тарифам, отслеживая динамику изменения стоимости турпакета в зависимости от роста спроса среди туристов на отели, авиарейсы и даты заездов.

Преимущества новой региональной полетной программы также оценили представители туркомпаний Южного и Уральского федеральных округов. Комментируя приход туроператора «Библио Глобус» в регионы с выгодными тарифами на блочную перевозку, они прогнозируют приток туристов на курорты ОАЭ и Таиланда за счет снижения стоимости турпакета.

После заключения контракта между «Библио-Глобусом» и «Трансаэро» на рынке случилась легкая паника. Подозревали, что компания Туголукова получила двух-трехкратные скидки на билеты по сравнению с прочими операторами. «Если «Библио-Глобус» выходит на направление, цены оказываются ниже плинтуса — не на 10%, а на 30–50%», — удивляется менеджер одной из отраслевых ассоциаций. Александр Туголуков не отрицает, что когда осваивает новое направление и берет на себя большие объемы, то работает жестко: его система автоматически снижает цену предложения.

«Я продаю все места в самолете, пусть даже за доллар, — поясняет он. — Места «гореть» не должны».

Конкуренты не комментируют активность «Библио-Глобуса». «Натали Турс», «Нева-тур», S7 Tour, Tez Tour, Pegas Touristik — все отказались отвечать на вопросы Forbes. Однако известно, что туроператоры один за другим принялись догонять «Библио-Глобус» по части IT. Так, в 2010 году динамический прайс-лист разработала компания Tez Tour. Система «Библио-Глобуса» регулярно подвергается DDoS-атакам, меняется только их интенсивность. Но Александр Плешаков считает, что «сейчас лидерство «Библио-Глобуса» в IT-продукте несомненно и в ближайшие год-два конкурентный продукт в активном использовании, видимо, не появится».

В настоящее время «Библио Глобус» имеет собственную систему поиска и бронирования авиабилетов, через которую как турагентство, так и туроператор может приобрести перелет без покупки турпакета.

На сайте «Библио Глобуса» запущен новый сервис по бронированию авиабилетов на регулярные рейсы авиакомпаний Трансаэро, Qatar и Emirates.

Продажи осуществляются по публичным тарифам авиакомпаний. На билетные заявки действуют те же правила онлайн-регистрации, что и при покупке туров. Билеты выписываются сразу после полной оплаты заявки.

На текущий момент через сайт туроператора можно купить билеты по самым популярным направлениям. В перспективе количество направлений, доступных для бронирования и покупки авиабилетов, увеличится. Как отмечает компания, данной услугой уже пользуются не только представители турагентств, но и частные клиенты, зарегистрировавшиеся на сайте www.bgoperator.ru. По мнению большинства турагентств, благодаря появлению этой функции сотрудничать с «Библио Глобусом» стало еще удобнее, несмотря на то, что сервис еще молодой и во многом экспериментальный.

Сегодня в аэропорту Шереметьево запущены в работу два терминала самообслуживания «Библио Глобус», которые осуществляют 24-часовую поддержку клиентов туроператора. С их помощью туристы могут самостоятельно зарегистрироваться на рейс, выбрав себе место в самолете, а также распечатать документы, не обращаясь на стойку регистрации.

Терминалы оборудованы программой видеосвязи: при всех возникших затруднениях можно связаться с менеджером компании, который проконсультирует и ответит на все возникшие вопросы.Таким образом, терминалы дублируют функционал стойки турпоператора в аэропорту. Их существенным преимуществом является возможность обслуживания во время обеденных и технических перерывов стойки, а также более комфортное обслуживание туристов благодаря отсутствию очередей. Отметим, что стойка регистрации «Библио Глобус» находится на 1-м этаже зоны вылета терминала F рядом с бизнес-залом, а терминалы самообслуживания — на 2-м этаже напротив центрального входа, рядом с кафе. Таким образом, с помощью терминалов самообслуживания «Библио Глобус» обеспечил своим туристам техническую и информационную поддержку в аэропорту Шереметьево 24 часа в сутки.

Так концептуально можно обозначить работу «Библио Глобус» в сезоне 2013. Для удобства турагентов и отдыхающих была создана интерактивная карта полетов, где в онлайн режиме отображаются текущие вылеты воздушных судов из всех регионов. Чтобы быть еще ближе к своим туристам, «Библио Глобус» установил на своем сайте онлайн-видеочат с туристами, отдыхающими в египетском отеле Хургады – Sindbad Aqua Hotel 4*.

На сайте туроператора значительно быстрее стал происходить выбор и расчет стоимости экскурсионных пакетов, однодневных экскурсий и дополнительных услуг, благодаря запуску нового интерфейса при подборе тура. В ближайшее время для удобства работы с клиентами туроператор «Библио Глобус» планирует установить в аэропортах Москвы терминалы, позволяющие получать посадочные талоны на рейсы «Трансаэро».

Исходя из вышесказанного, можно заметить, что туроператор «Библио Глобус» на сегодняшний день имеет все возможности, чтобы далеко обогнать ближайших конкурентов, с одной стороны благодаря имиджевым авиакомпаниям, с которыми он сотрудничает, а с другой – при помощи своих уникальных онлайн сервисов. В первую очередь это бронирование мест в салоне самолета задолго до вылета. Это единственный туроператор, у которого есть подобный сервис.

Заключение

Проделав работу по анализу взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний на российском туристском рынке, мы пришли к следующим выводам:

На российском авиарынке сегодня присутствует несколько компаний, которые задают тон всем российским авиаперевозкам. При этом можно выделить две крупнейшие компании «Аэрофлот» и «Трансаэро», которые по всем показателям превосходят своих конкурентов: по уровню обслуживания, по авиапарку, по объему перевозок, по комфорту и т.д. Это влияет напрямую на отношение пассажиров и туристов к туроператорам, которые сотрудничают с вышеозначенными перевозчиками. Анализ показал, что большинство пассажиров готовы немного переплатить за перелет, но при этом воспользоваться услугами именно этих авиакомпаний. Вместе с тем, далеко не все туроператоры имеют возможность заключить договорные взаимоотношения с этими перевозчиками, что позволяет заполнить борта более мелких компаний. При этом речь идет в основном уже о чартерных авиаперевозках.

Нами были выделены основные проблемы, которые являются той «стеной», мешающей развитию российского чартерного рынка. Во-первых, авиакомпании, авиаброкеры, турфирмы, регулирующие органы часто преследуют собственные интересы. В России нет четкой законодательной базы по вопросу чартерных перевозок, что вызывает различные накладки. Во-вторых, вопросы качества обслуживания и безопасности до сих пор не решены. В-третьих, серьезной проблемой по-прежнему остается монополизация отдельных сегментов рынка как со стороны авиаперевозчиков, так и со стороны турфирм – каждый старается отхватить кусочек побольше. В-четвертых, и это, пожалуй, самое главное, рынок не вошел в стадию здоровой конкуренции участников. Тем не менее, в целом в ближайшие годы отечественный рынок чартерных перевозок продолжит динамично развиваться.

Серьёзными конкурентами, пытающимися активно внедриться в потенциально очень перспективный рынок российских авиаперевозок, являются зарубежные бюджетные лоукост-компании. Благодаря авиабилетам, которые зачастую в 2, а то и более раз дешевле билетов на регулярные рейсы российских авиакомпаний, сегодня турист может организовать самостоятельный отдых по более низким ценам, что турпакет у туроператора. Это может привести к перераспределению туристского потока.

Серьёзной проблемой договорных отношений туроператоров и авиакомпаний является то, что такие договора часто ущемляют права туроператоров.

В частности, организаторы путешествий недовольны тем, что турфирмы не имеют права корректировать заказанные объемы мест в самолетах. По их мнению, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, влияющих на исполнение договорных обязательств по перевозке, таких как стихийные бедствия или политическая нестабильность, ответственность должны нести обе стороны.

Напряженная ситуация, сложившаяся на туристическом рынке России, во многом обусловлена практикой взаимоотношений авиакомпаний с туроператорами, работающими на массовых направлениях. Принципы сотрудничества игроков рынка в сфере организации чартерной и блокчартерной перевозки автоматически перекладывают основные финансовые риски на плечи турфирм. А в условиях, когда, по оценкам экспертов, не менее 40% туров на массовых направлениях продаются ниже себестоимости, это может спровоцировать дальнейшее снижение устойчивости туроператоров и вызвать очередные банкротства.

Таким образом, самая главная головная боль туроператоров при взаимоотношениях с авиакомпаниями это навязанные невыгодные договорные обязательства. Туроператоры вынуждены заключать их, также как турагенты подписывать невыгодные для себя условия сотрудничества с туроператорскими компаниями. В результате получается, что авиаперевозчик ни за что не отвечает, а вся вина лежит на туроператоре, который подписал договор и тем самым согласился на его условия.

Нами были проанализированы взаимоотношения туроператора «Библио Глобус» как сильнейшего игрока на рынке туруслуг с авиакомпаниями.

Данная компания имеет долгосрочный договор с регулярной авиакомпанией «Трансаэро» и другими российсикми и зарубежными перевозчиками. Огромным плюсом турпакетов «Библио Глобуса» является включение так называемого топливного сбора за перелет в состав туров, что значительно облегчает задачу по выявлению окончательной стоимости предложения.

После покупки и оплаты забронированного турпакета туроператор предлагает выбрать места в салоне самолета, для чего в личном кабинете на официальном сайте «Библио Глобуса» физическое лицо или менеджер турагентства может загрузить схему салона самолета.

Перед пользователем предстанет реальная расстановка кресел в авиалайнере с проставленными номерами мест и подсвечивающейся информацией, связанной с возможностью занять то или иное кресло.

Пассажиру останется лишь выбрать подходящее место и забронировать его за собой, нажав курсором на соответствующий значок. После этих нехитрых манипуляций система бронирования через некоторое время, которое может занять даже несколько дней, выпишет посадочный талон с искомым местом, который следует взять с собой на посадку. При регистрации на рейс пассажир сможет сразу пройти на сдачу багажа и на основании этого самого посадочного талона пройти на борт судна.

Таким образом, данный сервис невероятно удобен, однако действует только лишь в отношении перелетов авиакомпании «Трансаэро» и имеется только у туроператора «Библио Глобус». Исходя из вышесказанного, можно заметить, что туроператор «Библио Глобус» на сегодняшний день имеет все возможности, чтобы далеко обогнать ближайших конкурентов, с одной стороны благодаря имиджевым авиакомпаниям, с которыми он сотрудничает, а с другой – при помощи своих уникальных онлайн сервисов. В первую очередь это бронирование мест в салоне самолета задолго до вылета. Это единственный туроператор, у которого есть подобный сервис.

Литература

  1. Авиаперевозки уходят в штопор. Коммерсантъ», № 225 (4042) от 10.12.2008.

  2. Азар В.И. Транспорт и туризм. – М.: Транспорт, 2007

  3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2007.

  4. Гинзбург Е.С. О некоторых актуальных проблемах развития авиационного транспорта России / Актуальные исследования пространственной организации экономики в РГУ им. И.Канта. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2008. С. 20-29.

  5. Гинзбург Е.С. Совершенствование пространственной организации авиационного транспорта России путем формирования сети авиахабов / Регион сотрудничества. Выпуск 2 (54). Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2009. С. 72-81

  6. Горин В.С., Махарев Э.И. Продажа услуг пассажирского транспорта. – М.: Высшая школа, 2010.

  7. Громов Н.Н. Тенденции развития воздушного транспорта России / БТИ Бюллетень транспортной информации. Сентябрь 2005 (123).

  8. Гуляев В.Г. Туристские перевозки. – М.: Финансы и статистика. 2007.

  9. Евсейчев Ю.А. Основы транспортного сервиса. – Новосибирск: СГУПС, 2005.

  10. Иевлева С.В. Региональные авиакомпании в условиях неопределенности рынка пассажирских перевозок. Автореф. дис. канд. экон.н. Сыктывкар, 2006. 21 с.

  11. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  12. Ильина Е.Н. Индустрия авиаперевозок. М., 2004.

  13. Ильина Е.Н. Узловая функция туроперейтинга в развитии Российского туризма. //Теория и практика физической культуры №8 2000г.

  14. Клепцова Л.Н. Рынок транспортных услуг. – Кемерово: КepГТУ, 2005.

  15. Мелехин В.Б., Мусадаев Ш.И. Информатизация как фактор повышения эффективности управления авиационными пассажирскими перевозками// Транспортное дело России, 2006, № 6.

  16. Менеджмент на транспорте / под ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  17. Метелева Ю.А./Регулирование деятельности воздушного транспорта: гражданско-правовой аспект// Право и Экономика – 2007 №9 стр. 84-87

  18. Минаев В.А. Безопасность транспортной среды туризма. – М.: Советский спорт, 2007.

  19. Миргородская Е.О. Государственное регулирование рынка авиауслуг: теория и практика. М.: ОАО Типография «Новости», 2001.

  20. Митницкий JI. К какому виду деятельности относится продажа авиабилетов. "Авиатранспортное обозрение" №45, 2003.

  21. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  22. Мусадаев Ш.И. Анализ условий организации пассажирских авиаперевозок в России и основные направления их развития// Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона. Сборник научных трудов. Часть 5. –Махачкала: ДГТУ, 2005.

  23. Мусадаев Ш.И. Атрибуты качества обслуживания авиапассажиров в рейсах// Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона. Сборник научных трудов. Часть 5. –Махачкала: ДГТУ, 2005.

  24. Мусадаев Ш.И. Особенности перевозки пассажиров на воздушном транспорте// Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона. Сборник научных трудов. Часть 6. –Махачкала: ДГТУ, 2006.

  25. Осипова О.Я. транспортное обслуживание туристов: Учебн. Пособие для студентов высш. учебн. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  26. Пантелеев О. Интерес к электронным билетам. "Авиатранспортное обозрение" №49, 2004.

  27. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.

  28. Сервис на транспорте / под ред. В.М. Николашина, Н.А. Зудилина, А.С. Синицына. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  29. Столяревская Е.А. Анализ мирового рынка авиаперевозок// Современные технологии международного маркетинга / под ред. Ноздревой Р.Б. М.: МГИМО (У), 2004. 16 с.

  30. Тематический обзор, «Региональные авиаперевозки», М., "Авиатранспортное обозрение" №48, 2003.

  31. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ 22 ноября 2008 г. №1734-р). М.: Минтранс России, 2008.

  32. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма. Ростов-на-Дону, 2005.

Просмотров работы: 757