Владельцы торговых розничных сетей пришли к пониманию того, что если соблюдать определенные технологии продвижения товара, это обеспечит конкурентные преимущества относительно других сетей. Одной из таких технологий является система мерчандайзинга, которая используется в деятельности розничных предприятий и является необходимой, так как магазинам в условиях острой конкуренции все сложнее заинтересовать требовательного покупателя.
Оптимальная планировка торгового зала, правильно и точно расставленное оборудование для торговли, выкладка товаров и другие инструменты мерчандайзинга повышают как лояльность покупателей, так и прибыль организации.
Цель работы изучить особенности мерчандайзинга в магазине бытовой техники.
Для того чтобы достичь все цели мерчандайзинга используют различные средства и методы, которые позволяют сократить расходы на внутримагазинную информационную и всю маркетинговую коммуникационную деятельность за счет минимизации дополнительных усилий для привлечения познавательных ресурсов посетителей торгового зала.
Основные правила мерчандайзинга, которые часто применяются в магазинах бытовой техники:
«Лицом к лицу». Товары необходимо располагать так, чтобы покупатель видел их с любого ракурса, мог прочитать всю информацию. Для привлечения внимания ставят несколько одинаковых ярких упаковок вместе.
«Основные марки». Необходимые потенциальному покупателю бренды лучше размещать в самом начале полок перед другими подобными группами товаров. Психология утверждает, что в свою пустую корзину покупатель положит больше товаров именно основных марок.
«Полки в приоритете». При выкладке товаров на торговом оборудовании следует расставлять на самом видном и первом месте наиболее популярную и прибыльную для магазина продукцию. Это правило распространяется и на товар по акции и скидочные товары, которые должны привлекать внимания.
Правило «нижних полок». Там размещают продукты, которые покупатели приобретают обязательно и без дополнительной рекламы: большие эконом. упаковки, мелочи для домашнего хозяйства. В магазине бытовой техники нижние полки в основном задействуют для размещения запасов или упаковок.
Правило «верхних полок». На них выкладывается более дорогая и имиджевая продукция, которая нуждается в привлечении внимания для более быстрой продажи.
«По размеру упаковки». Правило требует выставлять слева от покупателя маленькие по габаритам упаковки, а справа – большие.
Расположение «среди конкурентов». Хороший способ поднять продажи – разместить партию более нового товара среди хорошо зарекомендовавшего себя конкурента.
Для более верного размещения необходимо также учитывать несколько факторов:
частота покупки определенного товара;
габариты и вес;
количество сортов или видов;
время, которое необходимо на осмотр товара, упаковки или инструкции.
Выкладка зависит даже от маршрутов покупателей по магазину, ширины стеллажей и имиджа всей торговой точки.
На российском рынке представлено множество различных форматов торговли электроникой и бытовой техникой. Бытовая техника также активно распространяется и продается во всех гипермаркетах. Самыми крупными торговыми точками на рынке розничной торговли города Брянска являются: «М.Видео», «Media Markt», «Техносила», «Эльдорадо». В этих магазинах имеется все, что необходимо потребителям для дома: холодильники, стиральные машины, телевизоры, аудио и видеоаппаратура, компьютерная и офисная техника и др. Площадь у всех гипермаркетов очень велика. На данный момент, в связи с быстрой сменой ассортимента и высокой конкуренцией, особую актуальность приобретают технологии продвижения продукции в точках продаж. Мерчандайзеры тщательно следят за соблюдением расстановки товаров в торговом зале и за отсутствием пустых мест на полках.
Рассмотрим мерчандайзинг бытовой технике на примере магазина «Эльдорадо» г. Брянск.
Торговая сеть «Эльдорадо» является одним из лидеров розничной торговли техники. Компания имеет сложившуюся хорошую репутацию в своем секторе рынка и предлагает всем клиентам обширный ассортимент и выбор продукции.
Основная цель планировки торгового зала и проектирования схемы размещения торгового оборудования в данном магазине – это создание комфортного и понятного для покупателей торгового пространства и эффективное его пользование.
Главный принцип выкладки товара – это правильное его распределение по функционалу.
В данном магазине разделение торгового зала на зоны разделяется по следующему принципу:
- «Черная техника» – сюда относятся вся аудио и видеоаппаратура, телевизоры, электроника, компьютеры и другая техника для досуга.
- «Белая техника» – в эту группу входят: холодильника, плиты, микроволновые печи и другая бытовая техника.
- «Все для досуга» – к этой группе относятся теле, фото, видеотехника.
- «Музыка» – музыкальные центры и авторадио.
- «Чистота в дома» – это пылесосы, очистители и увлажнители воздуха.
- «Кухня» – к данной группе относится вся крупная и мелкая бытовая техника.
- «Красота и здоровье» – это фены, бритвы, плойки, эпиляторы и прочее.
- «Связь» – мобильные телефоны и аксессуары.
- «Компьютеры» – компьютеры, ноутбуки, а также аксессуары и комплектующие.
Очень важно соблюдать в магазине принцип товарного соседства. Все товары должны быть распределены по группам и находится рядом с близкими по своему назначению. Например, холодильники рядом с плитами, плиты с вытяжками, а телефоны с фотоаппаратурой и компьютерами.
В магазине «Эльдорадо» принцип товарного соседства распределен очень грамотно, а главное удобно для потребителей. Заходя в отдел, покупателю представлен широкий обзор групп товаров, размещенных каждый в своей группе, и придя в магазин можно по вывескам к каждой технике понять, где что находится. Также очень важно расположение дополнительных и сопутствующих товаров. Это, например, фильтры к пылесосам, к вытяжкам; к плитам и варочным панелям – посуда для приготовления пищи.
Вся крупная бытовая техника – это холодильники, плиты, стиральные машины, товары целевой группы. В торговом зале «Эльдорадо» они размещены подальше от входа по периметру торгового зала. Это удобно для покупателей, потому что, если крупная техника стоит в центре, она закрывает обзор и занимает много места.
Плиты и стиральные машины расположены прямо от входа по правой стороне. Они размещены в зале в два ряда для удобного осмотра и выбора. Над плитами размещены вытяжки. Для демонстрации встраиваемой техники предусмотрены специальные стеллажи.
Стиральные машины размещены с учетом их конструктивных особенностей. В магазине «Эльдорадо» они находятся прямо от входа по левой стороне, начиная с моделей меньшего размера и дальше по возрастанию. Также учитывается их функциональное назначение. Сопутствующие товары (мешки для стирки и средства для смягчения воды) расположены на стеллаже, который находится в непосредственной близости.
Товары, которые относятся к красоте и здоровью расположены по левую сторону на специальных невысоких стеллажах для удобного обзора и возможности подержать их в руках.
Телевизоры и плазменные панели расположены в глубине зала. Но из-за ярких включенных экранов их можно увидеть сразу же при входе в магазин. Телевизоры всегда демонстрируются включенными. Яркие цвета и подвижные картинки привлекают покупателей. Рядом на стеллажах расположены фото, видео техника и аудиосистемы.
Вся мелкая бытовая техника расположена в центральной части торгового зала на специально оборудованных стеллажах. Это дает возможность покупателям внимательнее и лучше рассмотреть представленный им товар.
Товары, которые имеют высокую степень импульсивного спроса, размещены рядом со входом по правую сторону. Это телефоны, MP3-плееры, и сопутствующие им товары. В этом же отделе на соседних стеллажах располагаются компьютеры, ноутбуки, аксессуары и комплектующие.
В магазине «Эльдорадо» расположение всех групп товаров внимательно и эффективно продумано, постоянно изучается и корректируется, для того чтобы посетителям было приятно и удобно делать покупки.
Выкладка электроники в данном торговом зале осуществляется вертикальным способом по виду или по назначению. Это выглядит таким образом: на одном стеллаже представлено сетевое оборудование и аксессуары связи: (модемы, веб-камеры и др.), а на другом стеллаже представлены все средства мультимедиа (колонки, микрофоны, наушники).
На пристенном и островном оборудовании на более оптимальном уровне выкладывают основной товар, который обеспечивает наибольший объем прибыли в магазине, а на верхних и нижних стеллажах расположены сопутствующие товары. В данном магазине это расположено таким образом: на стеллажах с оргтехникой на уровне глаз выкладывают принтеры и многофункциональные устройства, на верхней – картриджи, на нижней – офисная бумага в крупных упаковках. Таким образом, пределах общей доступности покупателя находятся все товары определенного назначения.
В прикассовой зоне, которая располагается по левой стороне сразу же от входа, находится мелкий и сопутствующий для основного товар, это: батарейки, диски, салфетки. Это также основное место для продажи носителей информации, батареек, сувениров, компьютерных аксессуаров и проведения специальных распродаж и акций.
С целью стимулирования спроса на новые модели крупной бытовой техники, которые интересны и привлекательны по своему дизайну и функционалу, в центре или в специальных зонах торгового зала размещены демо-модели (стиральные и посудомоечные машины).
Во время продажи мелкий бытовой товар представлен «лицом к покупателю». Так, например, «лицом» утюга является его ручка. Чайники размещены боковой стороной, чтобы можно было увидеть его конструкционные особенности ручки и «носика». Фены и другие приборы размещены для покупателя так, что он может взять его в руки и опробовать. Это очень правильно и удобно, так как многим покупателям важно лично убедиться в удобстве и работоспособности приобретаемого товара.
В магазине «Эльдорадо» все товары находятся без упаковки, обязательно собраны и готовы к демонстрации. Все это контролируется продавцами и проверяется руководством. Продажа технической сложной бытовой техники обязательно сопровождается ее демонстрацией в собранном, технически исправном виде.
Если в соответствии с требованиями стандартов, технического паспорта, инструкции по эксплуатации у покупателя нет возможности самому собрать и подключить бытовую технику, то сборку и установку осуществляет сервисный отдел магазина на дому у клиента. Это указывается в POS-материалах, которые размещены в торговом зале. Основное конкурентное преимущество данного магазина – это организация бесплатной доставки приобретенной техники в указанное покупателем место.
В торговом зале магазина «Эльдорадо» большое внимание уделено оформлению ценников и информационной поддержке покупателя. Здесь установлена и обеспечена система навигации, которая позволяет покупателям свободно ориентироваться в торговом пространстве. Информация о скидках и акциях размещена по всему периметру магазина, особенно в местах продажи товара, которые принимают в этом участие. Такая же информация размещена в прикассовой зоне.
Персонал магазина «Эльдорадо» всегда вежлив по отношению к покупателям, обладает всей необходимой информацией и знаниями о функциях и назначении продаваемых товаров и готов к внимательному обслуживанию клиента.
Подведя итог, можно сказать, что магазин «Эльдорадо» обустроен с соблюдением принципов и правил мерчандайзинга. Весь товарный ассортимент хорошо обозревается, находится в доступе покупателя с удобными подходами. Все товары имеют ценники, которые легко читаются. Также в магазине приятная атмосфера. Ведь покупателю очень важно приходя в магазин видеть приятную обстановку, которая способствует к совершению покупки. Соблюдение основных правил мерчандайзинга для достижения комфорта и максимального удобства в магазине бытовой техники позволит увеличивать спрос на товар, будет способствовать росту активности покупателей.
Список использованных источниковБизнес. Финансы. Оксфордский словарь: - М.: Директ МедиаПаблишинг, Весь Мир, 2012. - 7550с.
Часова О.В. Реклама. Теория и практика // Актуальный подход в трейд-маркетинге: аудит коммуникаций в местах продаж. – 2013. - №2. – с.14-21.
Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице - М.: Питер, 2013. - 256 с.
Как оборудовать магазин электробытовой техники//Торговое оборудование. - №12 (78) - 2003
Сорокина М.В. Менеджмент в торговле. Учебное пособие. - М.: Бизнес-пресса, 2004.