Магистральный трубопровод можно рассматривать как встроенный в природную среду чужеродный элемент, с чем связана более высокая степень его уязвимости для агрессивных воздействий природной среды по сравнению с другими техническими объектами. В общем случае система «магистральный трубопровод – природная среда» характеризуется сложным набором прямых и обратных связей, проявляющихся во взаиморазрушающих процессах, значительно снижающих надежность магистралей.
Важно найти пути наименьшего взаимного влияния: техногенного – на окружающую природу со стороны сооружения и природных катаклизмов на трубопровод. Современные магистральные газопроводы диаметром до 1400 мм с рабочим давлением до 10 МПа представляют собой по существу взрывоопасный и пожароопасный сосуд протяженностью в тысячи километров, разрушение которого связано с крупномасштабными экологическими потерями, в первую очередь, из-за механических и термических повреждений природного ландшафта.
Статистический анализ отказов, происходящих на строящихся и действующих магистральных газопроводах, показал следующее: из всей совокупности отказов на газопроводах при испытаниях и эксплуатации произошло около 10% отказов со значительным экологическим ущербом.
Негативное воздействие трубопроводов на природную среду на этапах строительства и эксплуатации характеризуется ответной реакцией со стороны окружающей среды, выражающейся в трех формах:
адаптационной (локальным, статистическим смещением равновесия);
восстановительной (или самовосстановительной), характеризующейся полным возвратом экосистемы «объект – природа» в исходное состояние;
частично восстановительной (или невосстанавливаемой), характеризующейся необратимым сдвигом экосистемы от исходного (равновесного) состояния.
Таким образом, любое промышленное воздействие обуславливает определенный комплекс локальных потерь, имеющих соответствующую ответную реакцию в природе.
Источниками комплексного воздействия на окружающую среду являются строительство и эксплуатация:
технологических и вспомогательных газовых объектов;
постоянных подъездных дорог к объектам;
временных дорог;
временногожилпоселка строителей;
временной производственной базы и складского хозяйства;
временного водоснабжения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения [1].
Формирование антропогенного ландшафта в процессе строительства и эксплуатации трубопровода имеет огромное значение. Это имеет прямое влияние к функциональному развитию биогеоценозов, естественной миграции животных, развитию гидрогеологических, климатологических и других естественных процессов на месте расположения трубопровода.
Магистральные трубопроводы имеют большую протяженность, они пересекают почти все природно-климатические регионы. По всей территории России рассредоточены искусственные трубопроводные сооружения, которые находятся в сложном взаимодействии с окружающей средой. Взаимовлияние трубопроводных комплексов и природной среды носит негативный характер. Отсюда и основные задачи: во-первых, минимизировать техногенные воздействия в период строительства и эксплуатации трубопроводов, во-вторых, ослабить негативное влияние природных компонентов на надежность и безопасность трубопроводных объектов.
Поэтому при изыскании трасс, проектирование трубопроводных систем особое внимание следует уделять вопросам геоэкологии, в том числе с привлечением данных дистанционного зондирования Земли; аэрокосмического спектрозонального изображения местности [2].
Литература
Нефтегазовое строительство. - Москва: Издательство ОМЕГА, 2005
https://znaytovar.ru/gost/2/Metodicheskie_rekomendaciiMeto352.htmlРоссийское акционерное общество «Газпром». Методические рекомендации по применению аэрокосмических методов для диагностики трубопроводных геотехнических систем и мониторинга окружающей среды.