IX Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ МОНИТОРИНГА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аверина Е.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Мы живем в стремительно изменяющемся мире, веке непомерного роста нового знания и трудно предвидеть какие профессиональные задачи будут решать сегодняшние учащиеся и какие технологии они будут использовать, например, лет через десять. Поэтому образование должно меняться, «опережая время», если мы хотим подготовить выпускника способного к социальной адаптации.

Сегодня достаточно ясно определен вектор развития современной системы образования и сформулирован социальный заказ общества и государства общеобразовательной системе. Задача современного образования – перевести учащегося в режим саморазвития и самообразования. Особенно актуально это применительно к быстро меняющимся и перспективным направлениям развития науки и техники, одними из которых являются в настоящее время информационные и коммуникационные технологии. Поэтому для учителя информатики и ИКТ решение задачи по организации учебного процесса, направленного на приобщение учащихся к самостоятельному освоению быстро меняющихся технологий является наиболее острым и востребованным.

Но, к сожалению, часто бывает так: мы видим цель, но не всегда видим пути достижения этой цели. То есть вопрос: «Какие результаты мы должны получить?» для преподавателя неизбежно порождает другой, не менее значимый, вопрос: «А как это сделать?». Перед преподавателем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая систему оценивания. И он, зачастую, пытается новые задачи решать старыми педагогическими технологиями и приемами. Из этого можно сделать вывод о том, что современные занятия требуют изменений в системе преподавания и методах оценки.

Мы должны осознавать, что процесс оценивания - непрерывный процесс, который начинается с выявления потребностей учащихся (именно этим обеспечивается мотивация в начале изучения темы) до демонстрации понимания и проверки приобретенных умений. И каждый этап имеет свой арсенал методов и инструментов. Таким образом, мониторинг оценки учебных достижений учащегося можно разбить на пять этапов:

  1. Выявление потребностей учащихся. Цель этого этапа -определение знаний, умений и опыта, с которыми учащиеся начинают выполнение работы, их эмоционального и психологического настроя.

На этом этапе деятельности предпочтительным является использование сквозных методик оценивания. К таким инструментам относится, прежде всего, таблица «Знаю – Интересуюсь – Узнал» (З-И-У), которую можно организовать с помощью Google Таблицы.

Предлагаемый вариант таблицы «Знаю – Интересуюсь – Узнал» может включать следующие разделы:

  • Что мы исследуем (познавательные универсальные учебные действия);

  • Как мы проводим исследование (регулятивные универсальные учебные действия);

  • Как работаем вместе (коммуникативные универсальные учебные действия).

Перед началом работы учащиеся совместно с преподавателем всей командой или индивидуально заполняют первые два столбца (Знаю – Интересуюсь) таблицы З-И-У. Для преподавателя – это особый процесс познания своих воспитанников, для учащихся – самопознания. Затем результаты обобщаются. Вывод должен мотивировать ребят к активной познавательной и продуктивной деятельности в команде.

Данная методика хорошо интегрируется с другими техниками формирующего оценивания, нацеленными на выявление потребностей учащихся. И, прежде всего, это мозговой штурм. Например, заполнение таблицы можно проводить в команде, коллективно обсуждая образовательные результаты, которые ребята хотят получить в ходе проекта (столбец «Интересуюсь»), одновременно ранжируя потребности (формируя список приоритетов). В этом случае мы переходим к комплексной (интегрированной) оценке потребностей участников проекта, сочетающей мозговой штурм, визуальное ранжирование, аналитическую и прогностическую деятельность.

Говоря о практических рекомендациях по организации мозгового штурма по заполнению таблицы З-И-У, остановимся также возможно, например, использование технологии Tricider. В данном онлайн-сервисе преподаватель организует тему для обсуждения, в которой учащиеся могут предлагать свои решения поставленной задачи/проблемы, оставляя комментарии. Далее они могут проголосовать за наиболее удачное решение или добавить свой аргумент за или против.

  1. Развития самостоятельности и взаимодействия. Цель этого этапа - оценка способности учащихся брать на себя ответственность за собственное обучение, формирование навыков межличностного общения.

На данном этапе занятия учащимся предлагается провести SWOT-анализ (Strengths - сильные стороны, Weakness - слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы) своей деятельности, выявить свои личные (или группы) сильные и слабые качества, возможности и угрозы извне. Первый этап заключается в выделении участниками наиболее важных личностных качеств, свойств (как положительных, так и отрицательных), навыков, которые заносятся в таблицу (Рис.1). Организовать это можно с помощью любого текстового редактора (WordPad, MS Word, Google Документ и т.д.).

Рис.1

Таким образом, левый столбец характеризует личность ученика, правый – образовательную среду, условия, в которых он находится.

  1. Мониторинг прогресса. Цель этого этапа - мониторинг, оценка продвижения учащихся. К инструментам этого этапа можно отнести:

  • таблицу продвижения;

  • форма для организации познавательной рефлексии.

Таблицу продвижения легко организовать с помощью Google Таблицы (предоставив доступ по ссылке с возможностью редактирования учащимся (Рис. 2)), MS Excel или MS Word.

Рис. 2

Для создания формы организации познавательной рефлексии можно использовать различные сервисы для создания опросов (LearningApps.org, Kahoot.it, Quizziz.com и др.) или использовать инструмент компании Google - Формы (Рис. 3)

Рис.3

  1. Этап проверки понимания. Цель этого этапа - развитие представлений о способах учебной деятельности.

  • Онлайн-опросники;

  • Ментальные карты.

Для организации онлайн-опросников для проверки понимания учащимися материала существует множество сервисов. Так, например, можно применить Kahoot.it. Для использования необходим любой гаджет с подключенным интернетом.

Ментальная карта (карта ума, от англ. mindmapping) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативный способ записи, анализа и упорядочивания информации.

Чтобы использовать в качестве проверки инструмент ментальная карта есть также онлайн-сервисы для ее создания. К таким сервисам относятся bubbl.us, popplet. (Рис.4)

Рис. 4

  1. Этап демонстрации понимания и умения. Цель этого этапа - доказательство понимания и умения, оценивание продуктов учебной деятельности.

  • Метод портфолио;

  • Лист оценки качества информационного продукта.

Применение метода портфолио на этапе понимания и умения возможно при использовании Wiki-технологии, сервиса Blogger, сервиса Google Диск и др.

Лист оценки качества информационного продукта создается с помощью любого текстового редактора (Рис.5)

Рис.5

Любой преподаватель хочет, чтобы его учащиеся были успешны. И, конечно, каждый связывает это с накопленными обучаемыми знаниями, умениями, опытом, способностью к адаптации в обществе. Все это, несомненно, связано с умением учащегося оценивать свои возможности, условия, цели и, конечно, результаты. Ведь оценивание должно стать стимулом, импульсом к развитию. Современную образовательную систему необходимо воспринимать как институт концентрированной передачи социального опыта подрастающим членам общества, продуктивность работы которого будет определяться и сформированными у выпускника навыками оценивания и это зависит в первую очередь от компетенции педагога.

Список использованных источников

  1. Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века : Учеб. пособие — 108-е изд., перераб. — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

  2. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012.

  3. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.