РОЛЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МАЛОГО ГОРОДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МАЛОГО ГОРОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система органов власти города является ключевым звеном в реализации мер социально-экономического развития города. Она должна определять перспекти­вы развития, его тактические и стратегические цели, а также пути и методы их достижения. Для этого она наделена вполне конкрет­ными полномочиями, правами и обязанностями в рамках общего­родской и федеральной систем управления.

Основная функция власти в любом городе – это обеспечение четкой и согласованной работы всей целостной системы управления функ­ционированием и развитием территории. В конечном счете, это за­бота о нуждах людей, их благополучии.

Эффективное функционирование власти в городе и реали­зация хозяйственных связей во многом определяются качеством исходных материалов и информации, поступающей в ее органы, их анализом и обобщением в первичных звеньях управления. Об эффективности власти и качестве управления хозяйственными связя­ми в целом можно судить только по конечным результатам, т.е. по тем изменениям, которые вызваны целенаправленным воздейст­вием на жизнедеятельность города.

Органы власти в городе являются социальным институтом, призванным увязывать интересы жителей и действующих в нем многочисленных государственных и частных систем, создавать и поддерживать благоприятные условия для формирования хозяй­ственных связей, удовлетворения личных и коллективных потреб­ностей горожан. Для результативной работы городских органов власти необходимы профессиональные знания и опыт кадров управления, соответствующие личностные и организаторские качества.

Важная функция власти – анализ процессов взаимодействия человека с природой: вопросы охраны, защиты и воспроизводст­ва окружающей среды. В настоящее время во многих малых городах не удалось достигнуть положительного эффекта.

Другая важнейшая функция городской власти – создание бла­гоприятных условий для развития производства.

В экономически развитых странах социальный и экономичес­кий эффект власти и управления оценивается с учетом оздоров­ления окружающей среды, создания необходимых условий для производства, так как эффективная экономика позволяет полу­чить ресурсы для восстановления и охраны естественной природ­ной среды.

Вместе с тем для городской власти с производством связаны не только проблемы внешней среды, но и такие вопросы, как налоговый и кредитный режим, формирование инфраструкту­ры (транспорта, дорог, газо-, тепло- и водоснабжения, связи, энергетики). Органы местного управления черпают финансовые ресурсы для решения социальных и экономических программ главным образом из сферы материального и нематериального производства. Поэтому власть должны интересовать и чисто ком­мерческие результаты тех производств, которые функциониру­ют на территории города, а также хозяйственные связи, которые при этом используются.

Таким образом, город является сложным социально-экономи­ческим и территориальным образованием, место которого в систе­ме власти и хозяйственных связей определяется его функциональ­ным назначением – удовлетворять широкий круг потребностей населения, и выполнять соответствующие обязательства перед го­сударством.

В последнее время наметилась тенденция к пе­ресмотру множества традиционных представлений относительно закономерностей сохранения, функционирования и развития го­рода как целостного социально-экономического и производствен­ного организма. В этой ситуации важно осознание властью горо­да объективной необходимости его постоянного обновления и развития.

На современном этапе развития российской экономики социально-экономические процессы в городе постоянно развиваются. Пе­ремены становятся важнейшим индикатором жизнеспособности современных городов. Поэтому, чтобы соответствовать современ­ным потребностям развития, нужно быть готовым к переменам, в том числе и городу.

Рост социально-экономических параметров развития города является следствием изменений и характеризуется сдвигами в за­данных рамках. Сдвиги эти не простираются далее количествен­ных значений модели, не разрушая ее целостности.

В ходе постепенного накопления изменений и перемен город в некий момент достигает определенного предела своего социаль­но-экономического роста и оказывается все менее способным обеспечивать дальнейшее саморазвитие и порядок. В результате он ставится перед необходимостью выбора альтернативы: либо согласиться с неизбежностью деградации, либо предпринять уси­лия по развитию с целью перехода в качественно новое состояние и на более высокий уровень функционирования.

Социально-экономическое развитие города связано с качест­венными и структурными переменами в нем, суть которых сво­дится к формированию иной среды его функционирования, адап­тированной к изменившейся ситуации, и способной обеспечивать динамическое равновесие, которое отличается следующими при­знаками:

  •  
    • стабильностью, способствующей достижению текущих целей;

    • восприимчивостью и способностью к нововведениям;

    • необходимой продолжительностью для обеспечения надле­жащего изменения в целях и средствах;

    • адаптивностью, требующейся для соответствующей реакции на внешние и внутренние возможности и требования.

Таким образом, социально-экономическое развитие города можно трактовать как процесс, ориентированный на постоянное сохранение его динамического равновесия посредством целена­правленного использования имеющегося потенциала и условий внешней среды.

Для решения проблем социально-экономического развития со­ответствующие подразделения администрации города должны концентрировать свои усилия на определении целей, задач и на­правлений деятельности города, разработке технологии их дости­жения с тем, чтобы обеспечивать регулярный переход экономики из одного состояния в другое, способствующее повышению эф­фективности удовлетворения потребностей населения.

Как известно, социально-экономическое развитие города может происхо­дить как в эволюционной, так и в революционной форме. Однако в цивилизованных странах домини­рует эволюционное и контролируемое развитие.

На практике в городах понятию “развитие” придается более кон­кретный смысл. В одном случае развитием считают организацион­ные перемены (изменение власти, перераспределение полномочий и ответственности власти, субъектов хозяйствования и т. п.), во вто­ром – изменение отношений собственности, в третьем – коррек­тивы параметров бюджета, в четвертом – рост объемов производ­ства, розничного товарооборота и услуг населению.

Нередко участники программ и процессов социально-эконо­мического развития города воспринимают перемены как следствие изменений, простирающихся столь далеко, что они требу­ют отказа от прежней практики его функционирования. Как показывает опыт, иногда безоглядный отказ от наработанных методов и подходов ведет к расточительному обращению с ре­сурсами. Полученные ранее достижения могут послужить мощ­ным фундаментом для развития, а традиции – живительным источником идей, укрепляющих новое строительство.

Для социально-экономического развития городов исключи­тельное значение имеет уровень восприимчивости персонала, работающего в системе власти, и в первую очередь руководите­лей, к изменениям и переменам, понимание объективной необ­ходимости новшеств и гибкости управления для руководства го­родом.

Все более ценным качеством руководителей администрации городов становится видение будущего, умение использовать это качество для соответствующей ориентации управленческой коман­ды и каждого члена коллектива.

Видение перспективы вырабатывается в раздумьях о будущем развитии города. Есть основания утверждать, что в процессе кол­лективного обсуждения может быть сформирован согласованный образ будущего. При этом акцент должен делаться не на ближай­ших изменениях, а на конструктивных отличиях будущего состо­яния города от нынешнего.

Вслед за этим желательно разработать нормативы и детальные программы действий, используя для этого самые разнообразные методы и приемы, учитывающие традиции и ценности соответст­вующего города.

Каждый руководитель городской администрации имеет свое видение путей решения той или иной проблемы, которое соответствует его философии и стилю поведения. Важнейшим шагом в работе над составлением программы развития города сле­дует признать формирование такого образа будущего (видения про­блем и возможностей их решения), который готово принять по­давляющее большинство руководителей и населения города.

При этом важно быть разумно консервативными и не расте­рять достижений прошлого, но вместе с тем приумножить их, привнося изменения и перемены, отвечающие духу времени и тре­бованиям окружающей среды.

В процессе текущего управления развитием города целесооб­разно добиваться того, чтобы предсказуемость преобладала над неопределенностью, стабильность над динамичностью.

Для эффективного управления развитием города важно по­нимание того, что сама необходимость развития объективно обусловлена свойствами дезорганизации (хаоса) и организации (порядка), присущими всякой социальной системе. В теории управления эти категории соответствуют понятиям гибкости и стабильности.

Теоретическое осмысление рассматриваемой проблемы при­водит к выводу, что социально-экономическое развитие города есть процесс преодоления противоречий упомянутых двух на­чал и обеспечения их относительно равновесного состояния.

Динамичная внешняя среда города, обусловливающая по­требность в изменениях и развитии, заключает в себе все факто­ры, в рамках которых ей приходится действовать.

Таким образом, процесс развития города – это не просто поиск и реализация некоторой совокупности мер по осуществлению тех или иных перемен, а творческая стратегия власти.

Осуществляемые в нашей стране перемены макроэкономичес­кого порядка не сумели переломить тенденции и сформировать реальные предпосылки востребова­ния потенциала экономических реформ в городах, обеспечить рост инвестиций, поэтому реформы на уровне макроэкономики долж­ны быть дополнены радикальными преобразованиями на уровне российских городов, что является важнейшей задачей местных органов власти.

Просмотров работы: 332