МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В данной статье дается описание аудиторного занятия, где на основе выполнения студентами-инофонами разнообразных видов учебной деятельности с целью получения теоретических знаний, выработки необходимых умений и навыков их применения в практике устной и письменной речи происходит формирование лингвокультурной компетенции.

Обучение иностранных студентов лексике, связанной с повседневной сферой жизни человека, является одной из главных ступеней на пути освоения русского языка как иностранного (далее – РКИ). В соответствии с требованиями Государственного стандарта по русскому языку как иностранному уже на элементарном уровне владения языком иностранец должен осуществлять успешную коммуникацию в рамках темы «Семья». На наш взгляд, изучение данной темы имеет большой потенциал для формирования линговкультурной компетенции инофонов, т.к. семья, являясь общечеловеческой «универсалией», отмечена этнокультурной спецификой, и ее понимание детерминировано социально-правовыми и культурными особенностями жизни этноса, находящими выражение в национальной концептуальной системе. Структурной единицей данной системы является концепт как ментальная сущность, совокупность представлений, понятий, ассоциаций и переживаний, сопровождающих слово.

Мы полагаем, что освоение русской культуры на основе лингвокультурных концептов может стать продуктивным способом обучения РКИ в современном вузе, т.к. он предполагает активизацию когнитивной деятельности студента по овладению знаниями, представлениями, которые были выработаны определённым лингвосоциумом.

В подтверждение данной гипотезы нами было разработано и апробировано аудиторное занятие по РКИ в инокультурной группе.

Начало занятия традиционно оформляется организационным моментом, в рамках которого происходит приветствие и установка учебной аудитории на положительный психологический настрой в постижении новых знаний.

На следующем этапе с целью самостоятельной формулировки темы занятия студентам предлагается разгадать кроссворд, ключевым словом которого является имя существительное «семья». Тематика вопросов данного кроссворда связана с обозначениями членов семьи: («Кем приходится Вам отец Вашей мамы…?», «Какое первое слово произносит ребёнок?»),знаниями русского языка(«Назовите последнюю букву русского алфавита», «Сколько гласных звуков в русском языке?» и т.д). После выявления ключевого слова преподаватель спрашивает студентов, догадались ли они, как будет называться тема занятия. Данная логика мотивационного этапа объясняется требованием Государственного образовательного стандарта, утверждающего необходимость самостоятельного выведения учащимися темы и цели каждого занятия в целях активизации их аналитических способностей и умений целеполагания.

Далее в соответствии с принципом изучения языка с опорой на культурный компонент (соизучения языка и культуры), инофонам предлагается семантизировать пословицы о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Согласие да лад в семье клад», «В семье дружат − живут не тужат». Обращение к пословицам при обучении РКИ, по нашему мнению, является целесообразным по причине того, что русские пословицы и поговорки занимают ведущее место среди национально-маркированных языковых средств как репрезентантов специфической, ментальной информации о культуре и традициях русского народа. Работа по обучению иностранцев наиболее употребительным пословицам и поговоркам русского языка также способствует обогащению их фразеологического лексикона.

В рамках этапа организации деятельности учащихся по созданию «нового знания» студентам предлагается составить ассоциативный портрет лингвоконцепта «семья», в результате анализа которого будут выявлены культурно-специфические компоненты восприятия семьи у представителей иной культуры. Данный прием предлагается реализовать следующим образом: на доске изображено большое сердце − «сердце семьи». Инофоны должны перечислить сокровища, хранящиеся в этом сердце, т.е. назвать слова, ассоциирующиеся для них с семьей, родными, домом: любовь, доброта, крепость, уют и т.д.В процессе записи слов преподаватель просит учащихся назвать часть речи озвученного ими слова, затем подобрать однокоренные слова и составить с указанными лексемами словосочетания для выявления их лексической сочетаемости. Такой вид работы способствует усвоению новых слов с учётом многообразия их лексических и грамматических связей.

По окончании создания ассоциативного портрета мы считаем целесообразным предложить студентам-инофонам самостоятельно сформулировать значение слова семья и обратиться к толковым словарям для сопоставления своей и официально закрепленной точек зрения на семантизацию данной лексемы.В проведении данной работы преподавателю могут помочь учащиеся, которым дано опережающее задание по поиску значений слова «семья» в соответствующих источниках.

Мы настаиваем на необходимости реализации словарной работы на занятиях по РКИ, т.к. она предусматривает обогащение как активного, так и пассивного словаря учащихся новыми лексемами и расширение его новыми значениями уже известных лексем.

Далее студентам предлагается обратиться к разделу «Семья» нашей авторской рабочей тетради для выполнения различного рода языковых упражнений, позволяющих зафиксировать в памяти лексические единицы, понять их системную и контрастивную ценность.

Поскольку лексическое богатство русского языка не может усваиваться стихийно, необходимо осуществлять тематическо-групповой отбор лексем, рекомендуемых к изучению. В соответствии с данным принципом учащимся предлагается перечислить лиц, составляющих семью, а затем выполнить в рабочей тетради упражнение № 3, в котором к лексемам, содержащимся в первом столбце (бабушка, отец, сестра, прадедушка, дядя) нужно подобрать соответствующие им лексемы из второго (дочь, брат, внучка, племянница, правнук) путём установления между ними родственных связей.

По окончании выполнения данного упражнения школьникам предлагается семантизировать лексему «род». Преподаватель обращает внимание на тот факт, что в русском языке корень «род» является частотной корневой морфемой знаковых понятий в жизни человека (родители, родные, родина). В доказательство данного утверждения студенты производят морфемный разбор каждого слова.

Следующим заданием, рекомендованным к выполнению, является упражнение № 4 «Кто кому кто?». Инофоны, в соответствии с заданными преподавателем синтаксическими конструкциями, отвечают на вопросы: «Кто Вы для своей мамы?», «Кто называет Вас сыном?», «Кто Вы для матери Вашей мамы?», «А как Вы называете ее?», «У брата Вашей мамы есть дети: сын и дочь. Кем они Вам приходятся?», «Как называют отца мужа?». На последний вопрос могут знать ответ не все иностранные студенты, поэтому преподавателю целесообразно обратиться к семантизации исконно славянских терминов родства (деверь, золовка, зять, невестка, свёкор, свекровь, самобрат, свояк, сноха, тёща, тесть, шурин) и показать их лексическую сочетаемость в рамках контекстного употребления.

Затем студентам предлагается выполнить упражнение № 5 «Кто в доме живёт» на поиск лексем, относящихся к теме «Семья».

Далее преподаватель утверждает мысль о том, что в каждой семье существуют свои традиции; спрашивает, знают ли инофоны значение данного слова, при необходимости поясняет его толкование.

В целях развития навыков аудирования в качестве эталонного текста рекомендуется прослушать текст «Семья в России» и ответить на ряд вопросов, связанных с его содержанием. Это способствует активизации внимания, развитию навыка понимания содержания и аналитической способности выявления наиболее существенных фактов из потока звучащей речи. Наблюдение изучаемых на данном занятии терминов родства в представленном тексте помогает иностранцам также лучше понять их значение и закрепить в памяти на ассоциативной основе.

На этапе организации деятельности учащихся по применению «нового знания» ученики выполняют коммуникативное-ситуативное упражнение (Упражнение № 6: «Представьте, что Вас пригласили на телепередачу, посвящённую Дню народного единства, в рамках которой Вам нужно рассказать о национальных семейных традициях»). Данное коммуникативное упражнение способствует формированию умений использования лексики в собственных речевых высказываниях и контролю сформированности речевых навыков и умений, расширению и дополнению знаний об изучаемых понятиях.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение о своей семье, состоящее из 7-10 предложений. В сочинении могут быть описаны совместное времяпрепровождение с родственниками, семейные традиции, запоминающиеся ситуации, произошедшие в семье и т.п. Особенно стоить отметить, что в тексте сочинения должны присутствовать термины родства, изученные на данном занятии.

В рамках этапа рефлексии студенты должны построить дом, символизирующий человеческое счастье. Для построения фундамента дома из лексем семья, карьера, материальное благополучие, друзья, душевное спокойствие, образование, отдых и развлечения ученикам предлагается выбрать одну, являющуюся, по их мнению, главной составляющей счастливой человеческой жизни.По итогам проведенного занятия инофоны выбирают «кирпичик» «семья» как основу построения счастливого дома и человеческой жизни.

В заключение каждый из студентов должен продолжить фразу: «Семья – главная составляющая моего счастья, потому что…». Данная работа помогает в развитии речи, активизации мыслительной деятельности, направленной на логическое обоснование собственной позиции.

На завершающем организационном этапе преподаватель благодарит студентов за проведённое занятие.

Так, можно сделать вывод, что система упражнений, которой оперирует преподаватель на данном занятии, способствует формированию лингвокультурной компетенции путём повышения уровня знаний о семье в русской культуре у студентов, для которых русский язык является неродным.

Просмотров работы: 329