ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСЕЯ СИДОРЕНКО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСЕЯ СИДОРЕНКО

Климов И.В. 1
1Православная гимназия святителя Иоанна
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная работа посвящена личности выдающегося священнослужителя и педагога, митрофорного протоиерея Алексия Сидоренко. Отец Алексей стоял у истоков возрождения духовного образования в Тобольске в 90 –е годы двадцатого века. Тобольская Духовная семинария была первым в Сибири духовным учебным заведением Русской Православной церкви, возрожденным после многих лет гонения на церковь. Отец Алексей имел ученые степени кандидата философии, кандидата богословия, а также был доцентом Тобольской Духовной семинарии и Сургутского Государственного университета.

Однако, после его кончины в 2012 году, память о нем стирается. Студенты, знавшие отца Алексея уже выпустились, и память о нем сохраняется только среди учеников отца Алексея, которые сами стали преподавателями и учеными. Нам представляется важным сохранить память выдающегося ученого, нашего земляка, чтобы его имя звучало на конференциях и в печати.

Данное исследование особо актуально в год столетнего юбилея революционных событий 1917 года, так как дает возможность показать вклад отца Алексея Сидоренко в дело духовного возрождения нашей страны.

Целью работы является изучение биографии и литературного наследия ученого.

Методы исследования:

  1. Изучение СМИ и литературы об отце Алексее.

  2. Опрос коллег отца Алексея по семинарии

  3. Изучение фотографий и других предметов отца Алексея

  •  
    1. Биография протоиерея Алексея Сидоренко

Биографию Отца Алексея можно разделить на два периода:

  1. 1955 – 1990 гг.

  2. 1990 – 2012 гг.

Первый период включает детство, школьные и студенческие годы. Нам было важно показать те духовные искания, которые привели его в Московскую духовную семинарию.

Второй период относится к деятельности ученого в период работы в Тобольской Духовной семинарии.

1. Алексей Константинович Сидоренко родился в 1955 г. в деревне Кольцово Омской области. С раннего детства Алексей испытывал непреодолимое стремление к приобретению знаний. Еще будучи ребенком, он очень много читал, что уже в школьные годы привело к ухудшению зрения.

По окончании восьмилетней школы Алексей по настоянию родителей поступил в Омский техникум транспортного строительства, который окончил в 1974 г. Затем он работал старшим инженером в одной из омских организаций и готовился к поступлению в университет.

Хотя Алексея крестили в детстве, он все же проводил образ жизни обычного молодого человека советской эпохи. Главное, что его отличало от сверстников – стремление к знаниям. Книги, по его собственному признанию, были его “слабым местом”. Он по-прежнему много читал, самостоятельно изучил английский язык и владел им впоследствии в совершенстве.

Постепенно приобретенные знания привели Алексея … к вере в Бога. диссертацию сначала по богословию, а затем по философии.

В 1982 г. Алексей с отличием окончил дневное отделение филологического факультета Омского государственного университета и стал работать в сельской школе учителем русского языка и литературы. В школе Алексей проработал недолго. В его жизни наступил сложный период неопределенности: молодому учителю, обретшему веру во Христа, невыносимо стало пребывание вне храма.

Алексей принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. Но осуществить это в советском государстве, тем более, молодому человеку, было крайне сложно, да и небезопасно. Тем не менее, в 1983 г. Алексей, чтобы хоть как-то быть ближе к Церкви, устроился кочегаром в Никольский храм г. Омска, став его прихожанином. Это был серьезный шаг. Алексей не только порывал со своим прошлым, но и вставал на путь конфронтации с идеологической машиной советского государства, все еще стремившейся к уничтожению религии в стране.

Понимая, что нельзя всю жизнь провести в кочегарке –молодой человек определился с послушанием его на клиросе.

Это ставило Алексея в еще более непростое положение, в котором он сразу подпадал под пристальное внимание структур, отвечавших за контроль над Церковью. В советском государстве Церковь была особой зоной, куда заходить было небезопасно, но еще опаснее было становиться на клирос, т.е. заявлять о себе, как о “церковнике”. “Этим, – писал впоследствии отец Алексей, - выявлялось, что у тебя это серьезно. Что ты – не просто из любопытства, мол, забежал свечку поставить или «паску посвятить». У тебя это серьезно. На тебя надо было посмотреть попристальнее”.

Пребывание Алексея на клиросе доставило ему понимание действительных взаимоотношений советского государства и Церкви. Атеистическая власть, при декларируемом принципе отделения государства от Церкви, на самом деле практически всесторонне ее контролировала. Прежде всего, она в большой степени влияла на подбор и расстановку людей в храме, особо “курируя” при этом священников и создавая всевозможные искусственные препятствия в их деятельности. “Это была разветвленная сеть, - вспоминал отец Алексей, - уполномоченный со своим аппаратом и своими осведомителями; … отдел КГБ по работе с верующими со своей сетью осведомителей; идеологические отделы обкома, горкома и райкома партии…” То есть человек, становившийся “религиозником”, расценивался соответствующими органами либо открытым, либо затаившимся врагом. Таким врагом для идеологических структур советского государства и стал Алексей, испытав на себе все “прелести” его антирелигиозной политики.

В советском городе, каковым являлся Омск и в котором вера поэтому по определению должна была “изживать” саму себя, церковное послушание Алексея на клиросе не осталось незамеченным.

По указанию первого секретаря обкома КПСС г. Омска в университет была направлена специальная комиссия с проверкой. Алексею позвонил декан филологического факультета и, указав на возможные нежелательные последствия его шага, призывал “одуматься” своего бывшего ученика. На клиросе время от времени появлялись какие-то люди и, провоцируя Алексея, предлагали ему вступить в “тайное общество” – для подготовки к “грядущему концу света”. Наконец, посмотреть на “потерянного для социалистического общества” человека в храм, как на экскурсию, специально стали приходить студенты, иногда во главе с преподавателем. Алексей оставался тверд в своих намерениях, однако, круг его общения с этого времени значительно сузился: его поддерживали лишь супруга Галина и иеромонах Борис, который был его духовным отцом.

Само клиросное послушание Алексею сначала давалось сложно. Хоть он и имел филологическое образование, однако читать и петь на церковно-славянском языке ему было непросто. Со временем Алексей справился с трудностями и впоследствии вспоминал: “Постепенно мне стала прозрачна и понятна служба, ее логика. Раскрылись книги, зазвучали дивные тексты … Служба становилась богословской школой. Октоих, Постная Триодь, Цветная Триодь раскрыли свое содержание, в котором сосредоточено высокое богословие”. Уже будучи священнослужителем отец Алексей прекрасно знал богослужебный устав, любил читать за богослужением и его чтение всегда было ясным и предельно понятным.

Три года провел Алексей на клиросе, возрастая в вере и одновременно испытывая давление со стороны государственных органов. Впоследствии тема борьбы советского государства с Церковью будет очень близка отцу Алексею, и он посвятит ей целый цикл статей в епархиальной печати.

В 1986 г. в городе Тара Алексей был рукоположен в сан диакона, а в следующем году – в сан пресвитера. Следующие три года отец Алексей нес послушание клирика Крестовоздвиженского собора г. Омска. Одновременно он исполнял обязанности секретаря архиепископа Омского и Тюменского Феодосия, который, видя исключительную образованность молодого священника, приблизил его к себе.

Широкое празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. положило начало новому направлению во взаимоотношениях Церкви и государства. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в средствах массовой информации, стали открываться новые храмы, верующие почувствовали себя свободней. Эпоха тотального контроля закончилась.

2. В 1990 г. отец Алексей заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1992 г. – заочно Московскую духовную академию. После вручения семинарского диплома ректор Московских духовных школ архиепископ Александр (Тимофеев) предложил ему преподавательское послушание в Тобольской духовной семинарии. Отец Алексей согласился и в 1990 г. Учебным комитетом при Священном Синоде был направлен на преподавательскую деятельность в старейшее учебное заведение Сибири. 


Тобольская духовная семинария, возрожденная в 1989 г., в это время была единственной действующей Духовной школой за Уралом. Она переживала сложный период возрождения и становления своей деятельности. С большим трудом руководству епархии и семинарии удалось настоять на возвращении Церкви ряда зданий на территории Тобольского Кремля, где впоследствии и разместилась семинария.

Отец Алексей в период с 1991 по 1993 гг. исполнял обязанности инспектора семинарии и одновременно (с 1991 по 1997 гг.) являлся заведующим Регентским отделением при Духовной школе. С 1997 по 2009 гг. он нес послушание проректора Семинарии: сначала по учебной, а затем по научной и учебной работе. 
С 2005 по 2009 гг. был заведующим кафедрой богословия.

В Духовной школе вполне раскрылись таланты отца Алексея как преподавателя, наставника, церковного публициста и ученого. В семинарии он преподавал патрологию, церковнославянский язык, древнегреческий язык, латинский язык, основное богословие, историю философии. Его лекции неизменно вызывали внимание и интерес со стороны учащихся, для которых отец Алексей во многом являлся примером и образцом для подражания.

С 1997 по 2002 гг. протоиерей Алексей с сохранением семинарских послушаний исполнял обязанности благочинного Ханты-Мансийского округа Тобольско-Тюменской епархии. 
С 1990 по 2006 гг. был членом Епархиального совета.

Отец Алексей принимал участие во многих епархиальных и светских мероприятиях, связанных с образованием, средствами массовой информации; в качестве председателя возглавлял многие конференции, секции, круглые столы. Он регулярно помещал публикации в епархиальных и научных изданиях, в том числе реферируемых Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Несмотря на активную церковно-общественную и педагогическую деятельность, отец Алексей много внимания и сил уделял научным изысканиям. Личность и творчество блаженного Августина, епископа Иппонского, глубоко интересовали отца Алексея, т.к. они, по его мнению, являются во многом ключевыми и рубежными для понимания западного богословия, судеб европейской цивилизации и философского развития в последующие века. Именно потому изучение его наследия в наше время он считал востребованным.

В 2000 г. в Московской духовной академии он защитил диссертацию на степень кандидата богословия, а в 2003 г. в Уральском государственном университете – диссертацию «Космология Августина Блаженного» на степень кандидата философских наук. В 2005 г. отец Алексей был принят в докторантуру Института философии и права Уральского отделения РАН г. Екатеринбурга; тема его докторской диссертации – «Проблема человека в философии блаженного Августина».

С 2004 г. отец Алексей преподавал библеистику в Сургутском государственном университете на кафедре теологии. С 2006 г. он – доцент кафедры теологии этого университета, а в 2006-2009 гг. – председатель Государственной аттестационной комиссии на выпускающей кафедре теологии Сургутского государственного университета.

Отец Алексей был удостоен наград Русской Православной Церкви: 

в 1997 г. – орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
в 1999 г. – орденом преподобного Сергия Радонежского III степени;
в 2000 г. – Юбилейной Патриаршей грамотой;
в 2001 и 2007 гг. – Архиерейской грамотой; 
в 2007 г. – медалью святителя Кирилла Туровского Белорусской Православной Церкви.

В 2000 г. отец Алексей был награжден государственной наградой Российской Федерации – орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени.

В 2008 г. он окончил докторантуру, но защитить диссертацию не успел. В следующем году в связи с серьезной болезнью супруги отец Алексей был вынужден обратиться к управляющему Тобольско-Тюменской епархии, архиепископу Димитрию (Капалину), с прошением об освобождении от всех должностей и обязанностей в Тобольской духовной семинарии. Прошение было удовлетворено, и отец Алексей был назначен почетным настоятелем Покровского храма г. Ишима. Вместе с супругой они стали проживать в г. Омске, откуда отец Алексей приезжал в Ишим для исполнения своих пастырских обязанностей.

В это время отец Алексей и сам стал чувствовать недомогание. Осенью 2011 г. обследование показало, что у него серьезное онкологическое заболевание.

Болезнь стала для отца Алексея и его супруги Галины серьезным испытанием, а для знавших отца Алексея – полной неожиданностью. Свою болезнь отец Алексей переносил с глубоким христианским смирением.

В ночь с 7 на 8 июня 2012 г. отец Алексей мирно почил о Господе.

Отпевание протоиерея Алексея состоялось 10 июня в Никольском храме г. Омска, в том самом храме, где он пел и читал на клиросе. В отпевании приняли участие духовенство Тобольско-Тюменской епархии, преподаватели, учащиеся Тобольской духовной семинарии, выпускники духовной школы из других епархий.

Погребен протоиерей Алексей на мемориальном кладбище г. Омска.

  •  
    1. Воспоминания об отце Алексея

В данном разделе приводятся воспоминания учеников отца Алексия, с которыми удалось связаться вовремя подготовки доклада.

Протоиерей Николай Матвийчук, благочинный Нефтеюганского благочиния говорит об отце Алексее следующее:

«Неутомимый труженик, он жил на духовном подъеме. Он сам горел Богом и всех к Нему подвигал. Он от¬дал всего себя Христу. Слава Богу, что такие люди есть! Ими-то все и движется, ими все и строится, ими и земля держится, потому что они созидают.

Он торопился как можно больше успеть: писал научные труды, много читал, был шеф-редактором всех выходящих в епархии газет и книг. Он все старался делать быстро - в руках горело!

Чтобы просвещать людей, много ездил. Сложные богословские темы он мог доступно объяснить. Ему было свойственно глубокое проникновение в смысл Священного Писания. Отец Алексий нес крест ежедневного незаметного подвижничества. И как только успевал он все объять! Своим честным трудом и примерной пастырской жизнью он учил нас быть не только патриотами, но и исповедниками православной веры. Эго был необычайно отважный человек».

Протоиерей Дмитрий Глухарев, директор Сургутской православной гимназии:

«Я до сих пор с теплом вспоминаю это время и бережно храню все записи лекций отца Алексия. Как-то в конце третьего года обучения меня и еще нескольких студентов семинарии отец Алексий пригласил к себе в кабинет и предложил поступать на сектор заочного обучения в педагогический институт. Я воспринял это как промысел Божий. Собственно говоря, это поступление в высшее учебное заведение и предопределило мою дальнейшую судьбу.

В 2003 году, по окончании семинарии, когда я обучался на третьем курсе педагогического института, на епархиальном совете встал вопрос о назначении нового директора в Сургутскую православную гимназию. И именно отец Алексий настоял на том, чтобы на это место направили меня».

Протоиерей Антоний Исаков, декан факультета теологии Сургутского Государственного унивесритета.

«К студентам он был строг, но и мягок одновременно, они его любили. Когда он заболел, студенты, знавшие это, искренне переживали за него. Приезжая в Сургут 3-4 раза в год, отец Алексий неизменно служил в Преображенском храме.

Мудрые советы отца Алексия не раз помогали мне в выстраивании отношений с окружающими людьми, в семейной жизни и преподавательской деятельности.

Он был настоящий ученый-богослов, имел две научные степе¬ни: кандидата богословских и философских наук и до конца своей жизни работал над докторской диссертацией».

Как видно, во всех отзывах звучит ученическая признательность и любовь к почившему наставнику.

  •  
    1. Характеристика литературного наследия.

Протоиерей Алексей Сидоренко был талантливым и плодовитым писателем. Однако при его жизни было издано не так много трудов, как хотелось бы.

Много статей и отчетов публиковалось в Сибирской православной газете и на сайте этого издания. Они имели разнообразную тематику. Однако большинство трудов ученого было опубликовано благодаря специальному проекту под названием «Вера, ищущая понимания». В рамках конкурса «Православная инициатива» в Тобольской духовной семинарии были изданы труды недавно почившего доцента и протоиерея Алексия Сидоренко. Отметим, что Отец Алексий посвятил жизнь изучению наследия блаженного Августина Иппонского, подготовил к защите рукопись докторской диссертации. После кончины автора остались рукописи, среди которых переводы непереведенных прежде трудов блаженного Августина, исследования по его богословию, чрезвычайно важные для православия.

Опубликованные труды можно разделить на три группы:

  1. Патристические исследования - включает различные исследования трудов Блаженного Августина.

  2. Переводы – включает авторские переводы трудов Блаженного Августина с латинского языка.

  3. Публицистика - включает воспоминания, рассказы и др.

Труды отца Алексея получили высокую оценку ведущих ученых России. Приведем несколько отзывов о работах, посвященных блаженному Августину.

Протоиерей Максим козлов, профессор Московской духовной академии. Известный специалист по истории западной Церкви: «Протоиерей Алексий являет себя серьезным ученым, богословом и переводчиком, тонко чувствующим и понимающим оттенки значений слов и ответственность интерпретатора за достоверность перевода. Раобты отца Алексея напоминают нам, что подлинная наука в современных условиях большого количества второисточников и разнообразных, иногда некорректных переводов источников должна стремиться к исследованию конкретного первоисточника на языке автора, а также к использованию материалов зарубежных православных авторов».

Профессор, доктор церковной истории Константин Ефимович Скурат так отзывался о работах отца Алексея: «Верный сын Русской Православной Церкви внес свой добрый вклад и именно по той теме, которой недостаточно уделяется внимания: все обилие литературы о бл. Августине сосредотачивается, в основном, на моральной проблематике».

Таким образом, очевидно, что труды отца Алексия заслуживают большого внимания и имеют значение для многих поколений исследователей.

Заключение

В заключении нужно еще раз отметить, что для нас было важно разобрать жизненный путь выдающегося земляка, доцента протоиерея Алексия Сидоренко, показать его необычайную решимость, честность и непреклонность в вопросах веры. Он стоял у истоков духовного образования в Сибири, но проходит время и его имя забывается. Для нас важно, чтобы имя его звучало в истории Тобольска и тюменского края.

Поставленные задачи нами выполнены в полном объеме. Мы проследили этапы жизни отца Алексия, указали на его роль в деле возрождения Тобольской семинарии, собрали доступные нам воспоминания учеников, проанализировали собрание сочинений и дали им краткую оценку. Таким образом, мы достигли поставленной цели и раскрыли личность протоиерея Алексия с разных сторон.

Просмотров работы: 413