ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО

Ахмедова Т.А. 1
1" Белгородский государственный национальный исследовательский университет " ( НИУ " БелГУ")
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль образования на современном этапе развития России в оздоровлении отдельного человека, в оздоровлении нации определяется необходимостью подготовки физически и психически здорового каждого отдельного человека как здорового гражданина, самодостаточного для его успешности в жизнедеятельности сложного современного общества.

Формирование здорового образа жизни у младшего школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания, кроме всех прочих оздоровительных мер, проводимых в школе.

Под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Т.Ф. Орехова выделяет три основных компонента здорового образа жизни:

  • объективные общественные условия;

  • конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;

  • система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность.

Структура здорового образа жизни это целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура здорового образа жизни включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов.

Процесс формирования здорового образа жизни (далее ЗОЖ) младших школьников может проходить эффективно, если учитель при организации занятий будет учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Тогда учитель может ставить реальные задачи перед учащимися, эффективно управлять учебным процессом, содействовать формированию у детей познавательного интереса к занятиям.

Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания требует серьезного подхода к изучению возрастных особенностей данной группы учащихся. Разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание.

Произвольное внимание необходимо при формировании тех представлений о ЗОЖ, которые не могут быть еще интересны и значимы для ребенка, но играют важное значение в понимании ЗОЖ в будущем. В этом возрасте ребенок может сосредоточиться и проявить волю в процессе обучения, которую должен целенаправленно использовать учитель. Мы в своей деятельности опираемся на непроизвольное внимание как основу разнообразной двигательной деятельности.

Для данного возраста характерен высокий уровень эмоционального восприятия и переживания всего, что происходит с ребенком. Эффективность усвоения представлений о ЗОЖ, практических умений и навыков ведения ЗОЖ и особенно отношения к ЗОЖ зависит от привлекательности компонентов для ребенка. Чем ярче, разнообразнее и привлекательнее формы организации деятельности, тем успешнее процесс формирования компонентов ЗОЖ. Поэтому непроизвольное запоминание интересного материала происходит быстрее. Именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения.

Эмоциональность восприятия младших школьников определяет организацию учебно-воспитательного процесса именно с учетом этой особенности. Это предполагает разнообразие форм, методов и средств, используемых в организации физического воспитания младших школьников.

Основными качествами, которые характеризуют формирование здорового образа жизни средствами физической культуры человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, и совершенствование всех этих качеств способствует укреплению здоровья.

Эффективное формирование здорового образа жизни младших школьников требует соблюдения ряда условий. Среди них нами были выявлены наиболее значимые.

Условие взаимопонимания и согласованного взаимодействия родителей, учителей начальных классов, учителей физической культуры по достижению единства воспитательных воздействий в процессе формирования ЗОЖ младших школьников определено нами как одно из необходимых в связи с психологическими особенностями развития детей младшего школьного возраста. В этом возрасте дети стараются подражать поведению взрослых, т.к. последние являются для них авторитетами. Значимо для детей поведение, отношение, мнение взрослых. Поэтому формирование ЗОЖ младших школьников на основе взаимодействия учителей физической культуры, учителей начальных классов и родителей является наиболее психологически целесообразным. Согласованность действий родителей и учителей создает единое воспитательное пространство и обеспечивает положительный эмоциональный фон, на основе которого любое воспитательное воздействие становится эффективным.

Другим немаловажным условием формирования ЗОЖ младших школьников в процессе физического воспитания, опирающимся на психологические особенности личности ребенка младшего школьного возраста является положительно эмоционально окрашенный тон занятий физическими упражнениями. Эмоции в жизни ребенка этого возраста занимают большое место и определяют его поведение и отношение. Они служат отражением в сознании младшего школьника результатов взаимодействий с окружающим миром. Средства физического воспитания - физические упражнения являются мощным источником положительных эмоций, возникающих в результате адекватной возрасту и возможностям двигательной активности. Поэтому данное условие было определено нами как одно из необходимых для формирования ЗОЖ в процессе физического воспитания.

Реализация данного условия зависит от разнообразия форм и методов включения детей в двигательную активность. Эффективность физического воспитания определяется использованием разнообразных взаимодополняющих форм организации занятий физическими упражнениями в школе. Это создает дополнительные воспитательные возможности для формирования ЗОЖ младших школьников. Поэтому еще одним из педагогических условий формирования здорового образа жизни младших школьников является взаимосвязь урочной и внеклассной физкультурной деятельности младших школьников.

В педагогической практике на всех ее уровнях определилась потребность в разработке целостной системы сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание таких основ организации педагогического процесса, которые бы обеспечивали ученику возможность выбора здорового образа жизни, способствовали формированию отношения к собственному здоровью как высшей духовной ценности.

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540«Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»» определяет цель, задачи, структуру, содержание и организацию работы по внедрению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ГТО), данное постановление является программной и нормативной основой системы физического воспитания населения (далее - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс).

С внедрением Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» должна произойти модернизация системы физического воспитания и системы развития массового детско-юношеского и школьного спорта в образовательных организациях.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» – программная и нормативная основа системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, устанавливает государственные требования к физической подготовленности

граждан Российской Федерации, включающие виды испытаний и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.

Нормы комплекса разрабатываются для разных возрастных групп. Во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» достаточно большой блок посвящен детям и подросткам.

Первой ступенью норм ГТО являются различные испытания по физической подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста от 6 до 8 лет.

Именно в раннем возрасте закладываются основы как физического, так и психического здоровья человека. Умение выполнять определенные упражнения не только развивают дошкольников физически, но и формируют у них стремление к достижению поставленной цели.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение установленных нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса по 3 уровням сложности, соответствующим золотому, серебряному или бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на следующих принципах:

а) добровольность и доступность;

б) оздоровительная и личностно ориентированная направленность;

в) обязательность медицинского контроля;

г) учет региональных особенностей и национальных традиций.

Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:

а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

б) повышение уровня физической подготовленности населения;

в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса утверждаются Министерством спорта Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Оценка уровня физической подготовленности населения осуществляется по итогам выполнения установленного количества испытаний, позволяющих:

а) определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков;

б) оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств, знаний, умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека.

Выполнение норм ГТО становится частью учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений различного уровня.

Введение начальной ступени норм комплекса ГТО выдвигает практическую задачу, связанную с разработкой эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих в условиях младшего школьного возраста повышение физической подготовленности до уровня, позволяющего осваивать нормативные требования этой ступени комплекса.

Значимость внедрения комплекса ГТО в образовательный процесс является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. Антонов Ю.Е. «Здоровый школьник. Оздоровительные технологии 21 века», М.: «Аркти», 2011.- 158 с.

  2. Васильева Т.П.Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева. – М.: Спорт. – 248 с.

  3. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Советский спорт. - 1996. - 592 с.

  4. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника М.: «Просвещение», 1996. – 205 с.

  5. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта : учеб. пособие / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. - М.:Академия, 2010. - 336 с.

  6. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540«Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2015 г.

Просмотров работы: 543