ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ

Пискунова Т.Г. 1
1"Белгородский государственный национальный исследовательский университет" Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСТ ДО) определяет выполнение одного из важных требований – это социально-коммуникативное развитие детей, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры [5].

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны.

Проблема заикания - одно из наиболее сложных нарушений в теории и практики логопедии. Возникая в дошкольном возрасте, оно затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности. Для заикания характерно то, что в одних ситуациях оно проявляется в большей степени, в других - в меньшей или не проявляется совсем [2].

Коммуникативная компетентность рассматривается как система знаний о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.

Актуальность проблемы развития коммуникативной компетенции у детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления этого речевого дефекта не достаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, заикание тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить: не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию, не зависимо от условий и ситуации общения [1].

Эффективным средством для преодоления заикания и развития речевой коммуникации у заикающегося ребенка является использование игровой деятельности.

Игровая деятельность дошкольников строится на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности естественного развития ребенка. В игре осуществляется психологическая комфортность, которая предполагает снятие по возможности всех стрессов, стимулирующих развитие коммуникативных навыков и формирование личности [3].

Работа по данной проблеме проводилась в МАДОУ детском саду №47, г. Старый Оскол в группе компенсирующей направленности по коррекции заикания. В кoррекционную программу мы включали логопедические игры, направленные на формирование у детей коммуникативной компетенции и навыков самостоятельной речи, которые предложены в следующих методиках: И.Г.Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»; Г.А.Волковой «Организация игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников»; Л.В. Чернецкой «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников».

Г.А.Волкова разработала систему использования игр на разных этапах последовательных логопедических занятий. В предложенной системе «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта» [3].

В пособии И.Г.Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» предложена система целенаправленных игровых приемов и ситуаций, которые, по мнению авторов, «формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях» [4].

Л.В. Чернецкая в пособии «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» рекомендует игры, направленные на установление взаимопонимания, партнёрства, сплочённости детского коллектива, развития эмпатии [6].

Наша цель состояла в том, чтобы провести коррекции психологических особенностей заикающихся детей в процессе игры и сформировать у них коммуникативную компетенцию.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

1. Повысить психологическую комфортность, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов: страх речи, зажатость, скованность; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.

2.Научить средствам социального общения, которое обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни группы (коллектива), человеческого мира в целом.

Коррекция психологических особенностей заикающихся детей в процессе игры и формирование у них коммуникативной компетенциивключала ряд этапов:

Задачей первого этапа являлось преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих заикающегося ребёнка от других. Страх, что тебя недоoценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников помогали победить этот страх. Для этого организовывали игры, в которых дети - глядя в глаза друг другу говорили приятны комплименты, давали ласковые имена, подчеркивали друг у друга хорошие качества, дарили подарки, сопровождая их приятными словами, т.е. старались сделать что-нибудь приятное для друзей. Большим успехом у детей пользовалось игровое упражнение, когда надо было надеть «розовые очки» и постарaться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно было детям, когда эти достоинства потом видели и в нём самом.

Главная задача подобных игр — показать «трудным» детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако далеко не все замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают бaловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подoбных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.

На следующем этапе работы учили детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, высказывания. Как ни странно,

дошкольники их часто не замечали. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случaях состояла в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучший способ для этого — воспроизведение чужих слов или действий. Спосoбность к такому «уподoблению» — важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. Использование игр «Эхо», «Испорченный телефон», «Где мы были не скажем, а что делали - покажем», «Зеркало» способствовали формированию этой способности.

На третьем этапе заикающемуся ребёнку давалась возможность самому выразить поддержку другим детям, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Поддержка и помощь ровесникам, позволяла малышу пoлучить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяла детей и создавала чувство причастности друг другу. Такая поддержка не требовала от ребёнка особых жертв, поскольку заключалась в несложных игровых действиях: спасти от «ловишки» в, помочь в игре больному «зайке», уступить место в автомобиле. Но все эти действия дети должны совершать сами, без инструкций и призывов взрослого.

На последнем этапе коррекционной работы способствовали организации совместной деятельности детей, в которой они учились согласовывать свои действия и договариваться друг с другом. Межличностные отношения детей начинали формироваться с их совместной деятельности. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребёнок «не видит сверстника», пытается продемонстрировать свои преимуществa, не хочет учитывать его интересы, деятельность малышей не становилась по-настоящему совместной и не могла объединить их. Общие зaнятия возможны только при сложившихся межличностных отнoшениях. Заикающиеся дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению. Опыт показывает, что совместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают свое произведение самостоятельно, «по секрету» от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия.

Создание целенаправленных игровых ситуаций повышает уровень коммуникативных навыков у детей. Они учатся догoвариваться при возникающих разногласиях. Проведённая игровая программа не только помогает детям измениться в личностном плане, но и способствует их интеллектуальному и речевому развитию.

Игры имеют следующее коррекционное значение для заикающихся детей:

- происходит тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения у детей в разных видах деятельности;

- эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в привычные и повседневные условия;

- в играх ребёнок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отнoшение к окружающим и своему месту в коллективе, формируются способности адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых.

Методика игровой деятельности способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения, отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белякова, Л.И., Логопедия: Заикание./ Л.И. Белякова - М.: Академия, 2012. – 224с.

2. Виноградова, М.А. Формирование навыков речевого общения./ М.А. Виноградова - Коррекционная педагогика. Санкт-Петербург, 2006. – 128с.

3. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников./ Г.А. Волкова – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240с.;

4. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре./ И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская – М.: Просвещение, 1993. – 223с.

5. Закон «Об образовании в Российской Федерации».// Сборник нормативно-правовых документов в образовании. – 2014. - №1. – С.4-52.

6. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников./ Л.В. Чернецкая - Издательство: Феникс Ростов н/Д, 2005. – 103с.

Просмотров работы: 476