ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ

Никитина В.В. 1
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности [11, с. 180].

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга [21, с. 219].

Эти характеристики содержания Г.М. Андреева рассматривает как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения [14, с.381]

.

По мнению А.А. Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение, воздействует на него с целью решения какой – либо конкретной задачи. В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается. Другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально-психологического общения достаточно многообразны. К средствам общения Л.Д. Столяренко относит: язык – система слов, выражений и правил; интонация, эмоциональная выразительность, которая придает разный смысл одной и той же фразе; мимика, поза, взгляд собеседника; жесты как общепринятые или экспрессивные, служащие для большей выразительности речи; расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику [21, с. 219].

Общение - главная потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

О.В. Хухлаева считает, что характер общения со сверстниками во многом определяются взаимоотношениями в семье. Исследователь психологических проблем подросткового возраста Т.В. Драгунова отмечает, что у подростка возникают новые потребности, интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а также формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослому. Поэтому общение с взрослым уже не может целиком зависеть от общения со сверстниками.

Исследователи Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова отмечают в подростковом возрасте возникновение разнообразных «кодексов» (например, «принцип товарищества»). М.В. Гомезо считал, что стремление занять достойное место в коллективе сверстников один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка.

По мнению В.С. Мухиной, «в отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений» [12, с. 365].

Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. В отношениях со сверстниками подросток стремиться реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.

Группа сверстников существенно влияет на социальное и личностное развитие человека, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение возрастных задач - развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Д.И. Фельдштейн выделял, что подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности.

По мнению И.Ю. Кулагиной, Э. Эриксона, способность к глубоким доверительным отношениям с другими людьми должна стать одним из самых важнейших завоеваний подросткового возраста и юности [10, с. 28].

Исследователи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоположные желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и «бравируют» недостатками, требуют верности и меняют друзей.

И.С. Кон полагает, что у подростков вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которое необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Л.И. Божович отмечает, что основой объединения подростков и привлекательности интересов определяется возможностью широкого общения со сверстниками. Для них важно занимать среди сверстников удовлетворяющее их положение. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Российские психологи большое внимание уделяют проблемам неформального общения.

Л.А. Радзиховский определяет неформальное молодежное объединение как «социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях» [9, с.8].

В работах А.С. Запесоцкого, А.П. Фаина это группа людей, имеющих общую деятельность, специфичную систему атрибутов; стиль общения, определенный сюжет, ритуалами принятия новичков, посвящения, особенностями ролевого поведения.

Исследователи К.Е. Илюшев и Г.М. Миньковский рассматривают неформальные объединения как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризующую рядом неотъемлемых признаков, таких как возникновение на базе стихийного общения в конфликтных условиях социальной ситуации: самоорганизация и независимость официальных структуру; выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей среде, стереотипа поведения, атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

«Предмет», вокруг которого объединяются подростки (музыка, футбол), выступает как повод для общения, как способ различения «своей» группы. Например, поколение рок музыки не всегда музыкально грамотны.

Таким образом, общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Российские и зарубежные психологи выдвигают различные психологические подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. В процессе общения вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.

список литературы

  1. Андриенко, Е.В.Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 264 с.

  2. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: в 2-х ч.:учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД. Ф. 01-Психология/ Б.С. Волков. - М.: Владос. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 344 с.

  3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - 368 с.

  4. Гамезо, М. В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России, 2004. - 512 с.

  5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-пресс, 2005. - 264 с.

  6. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - Спб: Питер, 2006. - 240 с.

  7. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. /М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.

  8. Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных отношений в подростковом возрасте// Психология обучения. - 2007 - №9. - с.64-72

  9. Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодежи, 2004 г.

  10. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. Заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2001. - 464 с.

  11. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В.Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 300 с.

  12. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2000 г.

  13. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога психолога образования: учеб. пособие. - М.: ТУ Сфера, 2000 г.

  14. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ Б. Д. Парыгин. - СПб. СпбГУП, 2003. - 615 с.

  15. Поливанова, К.Н. Психология возвратных кризисов: учеб. пособие для студ. вузов/ К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.

  16. Практическая психология образования/ под. Ред. И.В. Дубровиной. - М.: 1998.

  17. Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана. - СПб. Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

  18. Психология развития/ Сост. и общ. ред. СпбГУ. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.

  19. Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2001. - 335с.

Просмотров работы: 654