ФЕНОМЕН "ТРУДОЛЮБИЯ" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФЕНОМЕН "ТРУДОЛЮБИЯ" В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Утицких Н.А. 1
1Старооскольский филиал НИУ БелГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование трудолюбия у подрастающего поколения во все времена является одной из актуальных педагогических проблем, что подтверждено трудами философов, учёных, практиков. На определение феномена «трудолюбия», значительное влияние оказали идеи зарубежных и отечественных исследователей. В качестве исходных позиций были использованы идеи Ибн-Сины, Аль-Бируни, Ибн-Хальдуна, Э. Роттердамского, Т. Мора, Т. Кампанеллы о необходимости формирования трудолюбия у всех детей безотносительно к их социальному происхождению; идеи Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэна, К. Маркса, Ф. Энгельса о соединении обучения и физического труда как условия эффективного нравственно-трудового воспитания детей.

Из истории развития общества становится понятным, что проблема формирования трудолюбия у молодого поколения была объектом пристального внимания любого государства, но её актуализация осуществлялась по-разному, с учётом политических, социально-экономических условий.

Проблема формирования трудолюбия как базового качества человека была поставлена на первый план в человеческой цивилизации. Так, в первобытном обществе в условиях всеобщности труда формирование трудолюбия осуществлялось у всех без исключения детей. Каждый индивид имел право и был обязан получить такую трудовую подготовку, которая делала его полноправным и полноценным членом общества.

В Древнем мире получила распространение идея о необходимости и обязанности одних трудиться, создавая материальные блага, а других заниматься только благородным умственным трудом. Трудолюбие признаётся «добродетелью черни», то есть низших слоев населения и рабов. Господствующая мораль получила поддержку у древних мыслителей и философов (Конфуций, Аристотель, Платон и др.)

Против концепций античных философов, построенных на основе классовых интересов, выступали отдельные мыслители. Так, Демокрит (460 — 370 гг. до н. э.) учил: «Всякий труд приятнее бездеятельности, если люди получают или знают, что получают то, ради чего трудятся». «Без привычки к труду, - подчеркивал философ, - дети не обучаются ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни, наконец, тому, что в наибольшей степени составляет добродетель - способности стыдиться: ибо в этих занятиях обычно приходит к человеку «стыдливость». «Добровольный труд, - отмечал также Демокрит, — готовит к тому, чтобы легче было переносить и вынужденный» [100, с. 376]. Тем самым мыслитель связывает трудовое воспитание с воспитанием нравственным.

В средние века видное место в решении данной проблемы занимают идеи гуманистов (Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.), которые расширяют горизонты трудолюбия как качества личности, социально обусловленного и необходимого для каждого члена общества, формируемого в процессе обучения и воспитания в сочетании с производительным трудом. Педагог — гуманист Э. Роттердамский отстаивал природное равенство людей. В своих педагогических сочинениях он обосновал идею о том, что не только детей из народа необходимо приобщать к труду, но и «благородных детей учить труду, поскольку это не только полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека».

Т. Мор в своём знаменитом произведении «Утопия» высказывался за приобщение молодого поколения к труду. В воображаемом им обществе, труду учатся с детства - «отчасти в школе путём освоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают».

Т. Кампанелла, излагая свои основные идеи в произведении «Город Солнца», большое внимание уделял умственному развитию, которое должно сочетаться с участием детей в общественно — полезном труде с обучением различным профессиям. Гуманисты сходятся на мысли о том, что трудовое занятие следует предлагать ребёнку в соответствии с его собственными интересами и ни в коей мере не насиловать его желания и склонности.

Существенное влияние на становление представлений о трудолюбии как достойного и необходимого занятия для человека оказали идеи мыслителей Востока. В трудах Ибн Сины, Аль - Бируни, Ибн - Хальдуна говорится о важности формирования трудолюбия у всех детей безотносительно их социального происхождения, тем самым обосновывается общественная польза любого труда, его необходимость для развития самого человека, для процветания всего общества.

В эпоху Возрождения отмечен необычайный взлёт прогрессивных идей о формировании трудолюбия у всех без исключения детей в процессе не только трудового, а главным образом нравственного воспитания. Провозглашая равенство людей от природы, философ - гуманист Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» в Главе XXVI «Метод нравственного воспитания» особое внимание уделяет развитию трудолюбия, подчёркивает нравственную ценность данного качества. Д. Локк (1632 - 1704 гг.) был убеждён, что более интенсивному развитию личности в целом способствует соединение умственного и физического труда в образовании Ж.Ж. Руссо в романе — трактате «Эмиль, или О воспитании» разработал стройную программу формирования личности на основе «естественного воспитания» на лоне природы «вне испорченного общества». Трудолюбие Ж.Ж. Руссо рассматривал как основу нравственного воспитания, как средство приобретения здравых понятий и развития умственных способностей.

Идеи Ж.Ж. Руссо оказали влияние на воспитательную деятельность И.Г. Песталоцци (1746 - 1827 гг.). В своих социально - педагогических опытах он использовал производительный труд как мощное педагогическое средство. Основополагающей доминантой при формировании трудолюбия у детей из беднейших семей являлись постоянные упражнения в делах, приносящих пользу другим.

Анализ литературы показал многоаспектность феномена трудолюбия. Исследователями изучались формы, методы, средства, условия формирования трудолюбия (Р.С. Буре, Р.Н. Кузьмина, Н.Г. Липская, А.А. Люблинская, Л.Е. Образцова, И.Ф. Свадковский, А.Ф. Теркулов, А.Н. Щирова и др.); связь трудолюбия с психологическими процессами и особенностями (А.А.М. Рим, Б.М. Теплов и др.); сущность трудолюбия и его компоненты (К.С. Абилов, Т.В. Боровикова, С.А. Гончаренко, Е.Л. Кононко, В.Я. Лыкова, Г.С. Малунова, С.Е. Матушкин, Я.З. Неверович, И.Ф. Свадковский, П.И. Чернецов и др.).

В результате исследования выявлены два основных подхода к определению сущности трудолюбия. Первый характеризует трудолюбие как базовое качество личности, сущность которого определяется отношением человека к труду как к ценности. Второй подход определяет трудолюбие как направленность личности на трудовую деятельность (умственная, физическая) в соответствии с его интересами, склонностями, предрасположенностью.

В трудах Л.Я. Бондарева, Н.Г. Липской, С.Е. Матушкина, И.Ф. Свадковского, П.И. Чернецова, А.Н. Щировой и др. обоснована необходимость формирования трудолюбия как качества личности в процессе нравственного и трудового воспитания. Данный подход тесно связан с общечеловеческими ценностями, приоритет которых в формировании человека обоснован философами (Н. Гартман, О.Г. Дробницкий, И. Кант, Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов, и др.), социологами (Э. Дюркгейм, А.Г. Здравомыслов, П.А. Сорокин и др.), психологами (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Д.И. Фельдштейн и др.), педагогами (Т.В. Боровикова, В.И. Гинецинский, С.Н. Иконникова, В.А. Караковский, В.Т. Лисовский, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин, Л.Д. Столяренко, В.А. Якунин и др.).

Тенденция формирования трудолюбия в процессе деятельности прослеживается в работах А.В. Иващенко, Я.З. Неверовича, А.А.М. Рима и др. В работах психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. раскрыто значение деятельности в процессе формирования личности. Так, например, исследовались психологами и педагогами: проблемы мотивации труда (Л.И. Божович, А.К. Маркова, С.Е. Матушкин, П.И. Чернецов и др.); значение познавательной активности и самостоятельности человека для успешной трудовой и учебной деятельности (Е.Р. Стаценко, Е.В. Хроленко и др.); роль эмоционального климата в формировании трудолюбия (Л.С. Новикова, Ю. Польцин и др.).

В целях выявления сущности трудолюбия как воспитательной ценности, был предпринят анализ понятий «ценность» и «труд». В рамках данного исследования под ценностью понимается некие идеалы, на которые ориентируется человек в течение всей жизни. С точки зрения И. Канта, А.Н. Леонтьева, В.П. Тугаринова, Д.И. Фельдштейна и др. истинная ценность сопряжена с целесообразной деятельностью человека, а именно трудом. Под трудом в нашем исследовании понимается рационально целевая человеческая деятельность, создающая материальные блага и духовные ценности и предопределяющая формирование Человека.Формирующая роль деятельности подтверждена исследованиями психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).

В условиях развития современного российского общества приоритетным направлением должно стать формирование трудолюбия с позиции ценностных оснований. Данное положение послужило основанием для рассмотрения в исследовании особенностей осуществления процесса формирования трудолюбия у младших школьников. На основании теоретического анализа сущности трудолюбия нами дано следующее определение: трудолюбие – это качество личности, проявляющееся в младшем школьном возрасте в усвоении знаний о труде и ценностном осмыслении полученной информации, характеризующееся осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.

Трудолюбие является основным интегративным качеством личности младших школьников. Исследователями (К.С. Абилов, С.А. Гончаренко, Е.Л. Кононко, О.П. Мачехина, И.П. Подласый, А.Н. Щирова и др.) установлено, что оно предопределено мерой ответственности младших школьников за свой труд, степенью развития активности, самостоятельности, творчества, старательности и аккуратности учащихся в труде.

Полагаем, что общую структуру формирования трудолюбия у младших школьников целесообразно определить следующим образом: обогащение и коррекция нравственных представлений учащихся о труде, способствующих упорядоченности знаний о ценности труда; формирование нравственных понятий о трудолюбии при освоении детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро» и «зло», раскрывающих ценностную основу трудолюбия; усвоение младшими школьниками моральных норм поведения в процессе ценностно ориентированной деятельности.

В младшем школьном возрасте ребёнку важно осознать нравственную пользу любого вида труда и при этом освоить позицию субъекта трудовой деятельности. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования трудолюбия с позиции ценностных оснований предпосылок: развитие психологических качеств личности, предопределяющих психическую готовность младших школьников к труду, расширение физических возможностей осуществления разнообразной трудовой деятельности, включение в систему ответственных взаимоотношений.

Формирование трудолюбия у младших школьников - процесс сложный, мы считаем, что он будет проходить эффективно при создании определённых педагогических условий. В современном философском энциклопедическом словаре подчёркивается, что условие — это «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что - либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия».

Необходимым условием, обеспечивающим процесс формирования трудолюбия у младших школьников, является овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью.

Одна из самых трудоемких, но при этом весьма существенных задач формирования трудолюбия — обретение нового знания (умения, навыка). При этом особо следует подчеркнуть роль нравственного воспитания при формировании трудолюбия. Чем лучше отработаны нравственные умения, чем разнообразнее нравственные навыки, тем активнее роль нравственных привычек в поведении людей. Однако нормы и правила действительны тогда, когда из состояния знания и осознания они превращаются в практически освоенные и соблюдаемые. При этом особое значение приобретают следующие методы: метод игрового моделирования, метод имиджирования, метод нравственного закаливания.

Таким образом, проанализировав научную и специальную литературу, освещающую понятие трудолюбия в системе воспитательной работы в начальной школе, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование трудолюбия у подрастающего поколения является одной из актуальных педагогических проблем

2. Трудолюбиеэто качество личности, которое проявляется у детей в младшем школьном возрасте в ценностном отношении к труду и характеризуется осознанием личной и общественной значимости трудовой деятельности, достаточной осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.

3. Трудолюбие является одним из важных факторов воспитания личности младшего школьника.

4. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

5.Нравственное и трудовое воспитание должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.

Библиографический список
  1. Бакурадзе, А.Б. Делегирование полномочий: чем делимся, а что оставляем за собой?/ А.Б. Бакурадзе //Директор школы. - 2012. - № 3. - с. 14-18.

  2. Загвязинский, В.И. Общая педагогика / В.И. Загвязинский - М., 2010- 232 с.

  3. Исаев, И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 2013 -367 с.

  4. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978.-378 с.

  5. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М., 2010.-156 с.

  6. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. - М., 2011.-776 с.

  7. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. - М., 2013.-221 с.

  8. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. -М., 2014.-662 с.

  9. Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. - М., 2011.-289 с.

  10. Управление образовательными системами / Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М., 2012.-987 с.

10

Просмотров работы: 583