ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышение эффективности обучения младших школьников на основе применения образовательного туризма

The effectiveness of training of Junior schoolchildren on the basis of application of educational tourism.

Угрюмова Ирина Викторовна

студентки 5 курса

Старооскольского филиала

НИУ «БелГУ»

город Старый Оскол

Россия

Ugryumova Irina

student of the 5th course

Stary Oskol branch

BSU

the town of Stary Oskol

Russia

Среди важнейших задач, стоящих перед системой образования, особое место занимают поиск и внедрение такой организации учебного процесса, которая позволит не только эффективно формировать у учащихся необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать их интеллектуальные способности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

В настоящее время и исследователи и практики уделяют большое внимание повышению эффективности обучения младших школьников, это обусловлено новым форматом требований, которые задает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Основными методами повышения эффективности обучения младших школьников являются развитие мотивации к учебной деятельности и развитие познавательного интереса. Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих познавательных способностей учащихся. Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием разнообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Развитие познавательного интереса младших школьников невозможно без увлекательных экскурсий, которые являются частью образовательного туризма, который является мощным фактором повышения эффективности образования за счет своей системообразующей природы.

В педагогической науке обучающая и воспитательная роль поездок с образовательными целями утвердилась давно. Однако до сих пор в педагогике не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм», а проблема его оптимального использования для формирования у учащихся комплекса различных компетенций не получила должного освещения и обобщения в научно-педагогической литературе. Итак, можно констатировать, что собственно понятие «образовательный туризм» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения классификационной структуры, разработки критериев эффективности использования в педагогической практике.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ориентируют всех участников образовательного пространства на активное использование внеурочной деятельности. Говоря языком ФГОС, образовательный туризм представляет собой внеурочную (внеаудиторную) форму активной учебно-воспитательной и значимой практической деятельности по развитию личности в разных направлениях.

В отличие от обычного туризма (в том числе познавательного), где главной целью является посещение различных мест культурного отдыха с небольшими экскурсами в историю этих объектов, образовательный туризм ориентирован на систематическую образовательную деятельность в рамках образовательного стандарта и программ общего образования. Для этой цели выбирается взаимосвязь между посещаемым туристическим объектом и содержанием образования в соответствии с возрастом и возможностями участников, туристов.

В последнее время ведется активный поиск и внедрение новых форм повышения эффективности обучения младших школьников. Основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у младших школьников устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам.

Образовательный туризм выступает эффективным средством повышения эффективности обучения младших школьников. Образовательный туризм рассматривается как туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.

В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

 учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

 ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

 научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

 участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер‐классах, цель которых обмен опытом и получение новой важной информации;

 экскурсионно‐ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.

Образовательный туризм это и высокоэффективная технология обучения и одновременно форма организации учебного процесса. Сегодня концепция образовательного туризма в России базируется на ценностях открытого образования – культурной грамотности, образовательной мобильности, индивидуальной траектории развития.

Понятие «образовательный туризм» является производным от таких понятий как «познавательный», «культурный», «культурно-познавательный», «экскурсионно-познавательный» туризм.

Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного туризма, различные авторы предлагают разнообразные трактовки рассматриваемого понятия. Вот как трактуется «образовательный туризм» отечественными учеными:

- «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов); - «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В. П. Соломин, В. Л. Погодина);

- «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» (Э. А. Лунин);

- «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» (В. Ю. Воскресенский);

- «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю. М. Чеботарь).

Цель образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры.

Научная терминология определяет туризм как совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Отличительной особенностью туризма является рекреационная цель. Под образовательным туризмом мы понимаем совокупность познавательных туров, совершаемых с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Главной отличительной особенностью образовательного туризма является то, что в процессе туристической деятельности реализуются образовательные цели. Как и в процессе обучения, в данном случае предполагается прохождение учащимися учебного курса и создание индивидуального образовательного продукта.

Погодина В. Л. подчеркивает, что образовательный туризм в рамках учебного процесса является обязательной и неотъемлемой его частью.

Мы будем рассматривать образовательный туризм как форму организации учебного процесса, которая повышает познавательный интерес младших школьников, и, следовательно, эффективность обучения.

Проблема развития образовательного, и особенного школьного образовательного туризма, становится в настоящий момент крайне актуальной. Исходя из определения термина технология, школьный образовательный туризм в технологическом аспекте следует трактовать как систему взаимосвязанных этапов совместной образовательной деятельности учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели. Образовательные цели каждый учитель сможет сформулировать самостоятельно, исходя из требований программы и возможностей культурно‐туристического потенциала того или иного региона Российской Федерации.

Технология организации образовательного тура состоит из трех этапов:

Подготовительный этап – выбор туристического объекта, отбор содержания образования, составление туристической программы, определение ожидаемых результатов, разработка заданий, методов и сценария образовательного тура, выбор ресурсов.

Организационный этап – публичная презентация образовательного тура и формирование групп.

Практический этап – реализация образовательной и туристической программы, выезд на туристический объект и проведение занятий, анализ результатов.

Применительно к школьному образовательному туризму, следует отметить такие его направления, как:

 организацию тематических экскурсий по предметному содержанию школьных образовательных программ;

 мастер‐классы по овладению практическими умениями и навыками;

 квестовые программы, погружающие в интерактивное освоение программного материала.

Один из главных методов, на который опирается образовательный туризм, - экскурсионный метод познания. В его основе лежат наглядность, предметность, вещественная доказательность и обязательное сочетание показа объектов с рассказом о них. Также характерной особенностью этого метода является сочетание методов обучения и воспитания, что говорит о его комплексном характере. Экскурсионный метод позволяет учащимся, например, увязывать вновь изучаемый материал с ранее полученными знаниями и опытом, что, в свою очередь, значительно повышает эффективность обучения.

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.

Экскурсия развивает умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего; инициативность и любознательность; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.

Многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского.

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

Для того чтобы младшим школьникам было интересно принимать участие в мероприятиях образовательного туризма, необходимо придерживаться следующих требований: учащихся нужно готовить к будущему на экскурсию; экскурсии должны учитывать интересы учащихся; должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся; экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся.

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов. К первому виду относятся производственные экскурсии.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов.

Но классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении окружающего мира темы «Реки» экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д. Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания. Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

В младших классах самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов ведется в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т.п. При этом учителю следует помнить, что в задания включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент. Исключения составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой в III классе, по программе Клепининой З.А. «Природоведение», учитель обращает внимание детей на отсутствие в природе насекомых.

Во время экскурсии должна быть конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных и словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать.

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.

Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, и каждая группа получает особые задания. В ходе наблюдений по этим заданиям дети приходят к каким-то своим выводам.

После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.

Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.

Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.

В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.

По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес.

Во время экскурсий не только закрепляются экологические знания школьников, но и формируются умения правильно вести себя в природе. Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе».

Список использованной литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- М.: Академия, 2008. – 244 с.

  2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2016. – 125 с.

  3. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / В.В. Давыдов. – М.: МПСИ, 2000. – 547 с.

  4. Корнейчик Е. В. Технология школьного образовательного туризма/ Е. В. Корнейчик // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 136–140.

  5. Мухина В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. – М.: МПП, 2000. – 568 с.

  6. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 139-143.

  7. Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. - 2015. -№12. - С. 792-795.

Просмотров работы: 653