ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Терехова Н.Л. 1
1«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Старооскольский филиал (СОФ НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, предметы быта, глиняные и деревянные игрушки, особенности культуры Белгородской области хочется в доступной форме передать свои знания и умения детям.

Главной задачей детского сада является максимальное гармоничное развитие личности каждого ребёнка, а также создание предпосылок для его дальнейшего развития. В основе работы с детьми лежит формирование у дошкольников первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование духовно- нравственных качеств детей. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство патриотизма очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста.

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.

Наша цель – способствовать формированию внутренней культуры, мировоззрения, духовно – нравственного потенциала, заложенного в каждом человеке с детства. В наших силах научить детей видеть красоту окружающего мира.

Проблема приобщения детей к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому я считаю своей задачей - способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины. Современный уровень знаний наших детей об историческом прошлом Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России. Перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его будущему поколению – это и есть главная и актуальная задача. Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству. Моя задача – приобщать детей к искусству как можно раньше. Они должны чувствовать себя участниками продуктивной, результативной, творческой деятельности, созидателями полезных красивых предметов.

Усвоение материала, формирование навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста занимает достаточно длительный период, поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребѐнка в мир народной культуры.

Для формирования патриотических чувств и отношений подрастающего поколения, создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотического потенциала дошкольника посредством ознакомления с культурно-историческим наследием Бедгородской области на основе опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста.

Проводится знакомство детей с историей возникновения и технологией изготовления народного костюма Белгородской области, с промыслами и ремёслами Белгородской области, с традиционно-бытовой культурой русского народа с учётом регионального компонента.

У детей развивается устойчивый интерес к русской народной культуре Белгородского края; повышаются знания о различных видах народного творчества, формируются эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.

Приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно - досуговой, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребѐнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием.

Творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приѐмов воспитания и обучения.

Создание эстетической обстановки в группе. Широкое использование в оформлении продуктивных видов деятельности детей. Организации выставок детского творчества. Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приѐмов и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой для ребѐнка мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества у детей. Вариативность во всем: выборе тем занятий, организации обстановки, средств, методов работы с детьми.

Внимательное, тактичное отношение к каждому ребѐнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников. Региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной. Игровой и других видов художественной деятельности, который означает необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению (природе, искусству, местным традициям, характерному для региона народном искусству). Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям, провела несколько пробных занятий по разным разделам программы. Таким образом, были проведены ряд занятий: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник утюг», «Дымковская игрушка» и другие.

В результате проведенных занятий было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

В своей работе использовала методику ознакомления детей с историческим наследием Белгородчины, которая включает в себя проведение серии тематических занятий, экскурсий к достопримечательным местам нашей области, сбор и систематизация научно - популярной, документальной, историко - архивной, наглядной информации, составление игротеки дидактических, подвижных, изучение и обобщение материала по Белгородскому фольклору, белгородской игрушке, посещение районного краеведческого музея.

Работа по накоплению фондов этнографического музея культурно- исторического наследия Белгородской области. Экспонаты музея как подлинные, так и новоделы, позволяют знакомить детей с материальными формами народной культуры (бытом, утварью, интерьером крестьянской избы) художественными формами (изделиями народных промыслов, народными костюмами, игрушками Белгородчины)

Разработка и апробация интегрированных занятий по изодеятельности по ознакомлению детей с народными промыслами и ремёслами Белгородской области. А также цикл занятий по ознакомлению детей с традиционно – бытовой культурой русского народа с учётом Белгородского региона совместно с руководителем изобразительной деятельности.

Работа кружка по изодеятельности «Акварель». Это направление определяет содержание совместной и самостоятельной деятельности детей, способствует реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии.

Следующим этапом в работе стало пополнение развивающей среды необходимым материалом по разделам: устное народное творчество, народный быт, народная игрушка, народная игра, народное искусство.

Для этого были приобретены предметы народных художественных промыслов Белгородчины, соответствующая литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества.

Инициатива в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников. Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, которые пополнили мини - музей «Изба русского быта» МБДОУ ДС №26 «Солнышко».

Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учётом его взаимодействия с другими культурами народов мира.

Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа.

Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогает зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа.

Для ознакомления и обучения детей русским народным играм был составлен перспективный план работы.

Ее реализация осуществляется с помощью персонажа бабушки Арины, которая имеет «золотой ларец». В нем «хранятся» самые различные народные игры: подвижные, игры-соревнования, игры-шутки, игры-забавы, игры-загадки, хороводные игры.

С этим ларцом бабушка Арина всегда приходит в гости к ребятам и знакомит каждый раз с новой игрой. Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и последовательности.

На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры («Ловишки», «Колечко,колечко…» и др.), правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др.), вызывающий у детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятие дети получают домашнее задание, т.е. бабушка Арина предлагает детям к следующей встречи с учѐтом новой игры разучить речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова, сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками Белгородской области.

Незабываемое впечатление на детей оказали проведение таких календарных праздников, как Покрова, Святки, Пасха, которым предшествовала предварительна работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием качались на качелях, катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки.

В результате старшие дошкольники расширили свои знания об истории родного края, народными традициями, культурой Белгородчины. Для этого в детском саду созданы мини - музей «Изба русского быта», «Комната сказок» где дети на конкретном материале знакомятся с историей и традициями своего посёлка, растительным и животным миром своего края.

Педагоги ДОУ должны воспитывать у детей дошкольного возраста чувство прекрасного. А прекрасное – это, прежде всего культурное наследие нашего народа. Приобщая детей к народной культуре и традициям, я воспитываю в них любовь и уважение к родителям и родственникам, посёлку, городу, своему народу, к стране в целом, а также чувство гордости за родной край.

Самые яркие занятия – это занятия по ознакомлению детей с обычаями, традициями Белгородчины, Белгородской игрушкой. Завершает наше «путешествие» праздник «Белогорье - край родной». В ходе праздника дети в ярких костюмах Белгородской области охотно делятся своими знаниями об истории родного края, поют Белгородские песни, водят хороводы, «продают» на ярмарке изготовленные их глины белгородские игрушки, пьют чай из самовара и угощают гостей.

В результате детскими работами оформляются выставки, зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Дети с удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных инструментах фольклорный материал Белгородского песенного творчества. Особый колорит в мир ребенка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что дает ребенку самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить»- вносить новые элементы, движения, правила.

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребѐнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей

Просмотров работы: 935