НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Тоичко Н.Ю. 1
1«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из разновидностей государственного финансового контроля является внутренний финансовый контроль, осуществляемый на уровне государственных и муниципальных учреждений.

Внутренний финансовый контроль в секторе государственного управления помогает реализовать поставленные цели бюджетной политики, своевременно предупреждать нарушения в сфере управления общественными финансами. Кроме того, наличие функционирующей системы внутреннего финансового контроля является одним из ключевых условий для построения в России модели бюджетного процесса, ориентированного на результативное использование бюджетных средств.

К основным задачам внутреннего финансового контроля относят [3]:

  • оперативное выявление, устранение и пресечение недостатков в сфере бюджетных правоотношений - нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление участниками бюджетного процесса бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств);

  • управление бюджетными рисками — событиями, негативно влияющими на осуществление внутренних процедур составления и исполнения бюджета;

  • повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

В настоящее время в Российской Федерации происходит формирование нормативно-правовой базы внутреннего финансового контроля в секторе государственного управления.

В 2013 году в Бюджетном кодексе РФ были закреплены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.[1,ст.160.2-1].

Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193"Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89" определяет следующие формы проведения внутреннего финансового контроля [2]:

а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

в) сверка данных;

г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Методами внутреннего финансового контроля являются [2]:

1.Самоконтроль - осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции ;

2. Контроль по уровню подчиненности (подведомственности) осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами;

3. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений.

Стоит отметить, что разграничение ответственности является основой для планирования контрольных действий, так как они осуществляются как самими исполнителями в ходе самоконтроля, так и вышестоящими должностными лицами, а также должностными лицами иных подразделений (например, проверка правильности оформления первичных документов перед отражением хозяйственных операций в учете).

Для обеспечения единого подхода к организации внутреннего финансового контроля участниками бюджетного процесса в 2016 году Министерство финансов Российской Федерации выпустило методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля. Они содержат перечень субъектов внутреннего финансового контроля, перечень объектов внутреннего финансового контроля, классификацию бюджетных рисков, рекомендации по составлению, утверждению и ведению карты внутреннего финансового контроля, регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, отчета о результатах внутреннего финансового контроля, а также рекомендации по организации проведения мониторинга. [3].

В настоящее время для построения эффективной системы внутреннего финансового контроля в бюджетной сфере необходима разработка единого подхода к оценке бюджетных рисков, способного урегулировать расхождения между различными подразделениями. Кроме того, чтобы избежать фактов умышленного скрытия нарушений и неточностей, требуется наладить взаимодействие между должностными лицами, осуществляющими контрольные действия по бюджетным операциям, и органами государственного финансового контроля.

Своевременная идентификация, оценка и минимизация рисков, устранение дублирования функций между подразделениями позволят снизить вероятность наложения предписаний и санкций со стороны контролирующих органов и будут способствовать построению эффективной системы управления государственными и муниципальными финансами в нашей стране.

Список используемых источников:

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

  2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193"Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89".

  3. Приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля"

  4. Петрова Е.Ю. Внутренний финансовый контроль. Опыт внедрения.//Финансовый контроль. №1,2017

Просмотров работы: 296