МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ БОР И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ БОР И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время любому современному обществу необходима организация эффективного и результативного расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на достижение оптимальных параметров функционирования экономики государства и решение приоритетных его задач. Для качественного усовершенствования системы управления государственными финансовыми ресурсами потребовало внедрения новых методов бюджетного планирования и прогнозирования. К числу таких методов относится бюджетирование, ориентированное на результат.

Число стран, проводивших (и проводящих) бюджетные реформы, аналогичные той, которая реализуется сегодня в России, измеряется десятками. Большинство экономически развитых стран в последние десятилетия проводили комплексные бюджетные реформы. Причем период старта реформ, связанных с внедрением бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), варьирует от конца 40-х гг. прошлого века (США) до начала века нынешнего (Нидерланды). Помимо США в авангарде внедрения БОР находились страны — члены Британского Содружества наций: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада.

Одним из интересных для России опытов внедрения БОР может служить Великобритания, страна с одним из самых высоких в мире уровней централизации государственных финансов. Более 2/3 налогов, собранных с территорий, аккумулируются в центре и перераспределяются между местными органами власти путем выделения целевых грантов, дотаций и субсидий. В 1988 г. был проведен анализ эффективности управления государственными финансами, а также были предприняты меры по его совершенствованию. В ходе проведения данного анализа было подробно рассмотрено распределение бюджетных ресурсов между статьями расходов, в результате чего было принято решение о необходимости повышения качества услуг. Для достижения этой цели были разработаны показатели результатов, стандарты объема и качества государственных (муниципальных) услуг, с последующим их отражениях в Гражданских Хартиях.

В Великобритании действует трехуровневая система увязки приоритетов развития. Долгосрочный горизонт планирования представлен пятилетним стратегическим планом развития территории. Среднесрочный - двухлетний план-график мероприятий по реализации стратегии (обновляется и уточняется по итогам каждого финансового года) и трехлетний финансовый план (бюджет). Целевые ориентиры плана-графика и финансового плана конкретизируют долгосрочные цели, отраженные в стратегическом плане. Первый финансовый год максимально детализирован, два последующих года представлены укрупненно. Такая система позволяет в максимальной степени задействовать потенциал модели регионального финансового управления, ориентированной на результат.

Еще одним первопроходцем в области проведения бюджетных реформ, в том числе в области внедрения элементов БОР, можно названть Новую Зеландию. Основной целью пакета реформ, проводимых в Новой Зеландии, являлось внедрение в деятельность государства инструментов и стимулов, аналогичных рыночным. В этом отношении Новая Зеландия значительно опередила другие страны. Система, применяемая в данной стране, предусматривает существование «внутренних рынков», которые функционируют на основе контрактов, формализующих отношения между «ведомственными» покупателями и поставщиками работ, продукции и услуг. В частности, практикуется заключение контрактов с государственными служащими – главами департаментов, руководителями высшего и среднего звена министерств, в которых указываются целевые показатели социальной и экономической эффективности работы возглавляемых ими подразделений и отделов, а также фиксируются требования к результатам их деятельности. Помимо этого, заключаются договора, согласно которым правительство закупает услуги по согласованным ценам у министерств, а также договора, по которым министерства приобретают услуги у других государственных организаций. Вследствие необходимости узаконивания такие контрактные отношения, был произведен ряд структурных и функциональных преобразований, согласно которым руководители министерств получают право самостоятельно принимать решения о приобретении услуг у других министерств и ведомств или у других (негосударственных) поставщиков. К тому же, планируемый объем оказываемых услуг указывается заранее, а выполнение условий договоров отслеживается с помощью отчетов и проверок.

Элементы БОР закреплены в законе о государственных финансах, принятом в 1989 г. Было принято решение об усилении ориентации систем бюджетирования и управления на непосредственные (а не на конечные) результаты, так как, в отличие от конечных, непосредственные результаты легче поддаются контролю и количественной оценке. При этом благодаря инициативам последних лет качество показателей конечных результатов и информации о социальной эффективности также существенно улучшилось.

Проведение реформы бюджетной системы Канады берет свое начало в 1995г. Органы государственной власти должны обеспечивать объективную, беспристрастную оценку и анализ результатов реализации программ и степени достижения поставленных целей, выполнения задач на основе выработанных и утвержденных показателей и индикаторов социально-экономической эффективности.

Применяемая канадским правительством система управления расходами способствует укреплению фискальной дисциплины и помогает федеральному правительству достигать целей фискальной политики. В канадском подходе к

многолетнему бюджетному планированию среднесрочные цели фискальной стратегии, а также министерские лимиты по расходам на многолетний период определяет Казначейский совет. В рамках этих лимитов линейные министерства разрабатывают так называемые «многолетние бизнес-планы», охватывающие трехлетний период. Министерские бизнес-планы в канадском подходе специфицируют стратегию соответствующего министерства или ведомства, мероприятия и расходы на предстоящий период, а также содержат набор показателей, на основе которых министерство предполагает измерять

результаты реализации тех или иных программ и их эффективность. В рамках ограничений, заданных Казначейским советом, министерства сами определяют свои приоритеты и распределяют ресурсы таким образом, чтобы обеспечить финансирование наиболее приоритетных программ. На основе этого осуществляется планирование, измерение результативности и составление отчетов. Ведомственные отчеты являются главным источником информации о социально-экономической эффективности программ и услуг, осуществляемых и предоставляемых канадским правительством.

В марте 2000 г. правительством Канады была внедрена новая концепция управления государственными расходами, описанная в документе «Результаты для канадцев: концепция управления правительства Канады». Согласно данной концепции управление государственными расходами должно быть ориентировано на предоставление качественных услуг и достижение непосредственных и конечных результатов. Бизнес-планы министерств включаются в состав федерального бюджетного документа.

Проведенный анализ международной практики использования методов бюджетирования, ориентированного на результат, показывает, что процесс перехода на такие методы бюджетирования не всегда проходит гладко, однако достоинства этого метода намного превышают издержки.

Таким образом, проанализировав международный опыт внедрения БОР, можно сделать следующий вывод: в России наиболее успешно могут быть адаптированы некоторые практические примеры использования БОР в развитых странах. Опыт США, где доклады о целях и ожидаемых результатах реализации программ включают несколько вариантов достижения планируемых результатов в пределах определенного объема затрат, особенно это актуально в условиях экономического кризиса. Что касается организации среднесрочного и долгосрочного планирования, то американская практика представляется специалистами наиболее ценной для России, особенно в период проведения реформ, так как структуру планирования на федеральном уровне во многом можно считать аналогичной.

Опыт Новой Зеландии и Великобритании, где поставщиками бюджетных услуг выступают не только государственные, но и частные организации, что способствует развитию конкурентной среды в государственном секторе, а также уменьшению расходов на содержание бюджетных учреждений. Применение указанного порядка проявит свою эффективность и в российской практике. Опыт Великобритании и Канады в части использования методических разработок по определению индикаторов эффективности и результативности бюджетных расходов целесообразно использовать в российских условиях, тем более что для российских органов власти определение перечня оценочных показателей и методическое обеспечение их расчетов является наиболее сложной задачей. Некоторые специалисты считают, что возможна адаптация к российским условиям и британской трехуровневой системы государственных планов.

Список литературы:

  1. Тетерина О.В. – Зарубежный опыт внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. - Известия ИГЭА. 2012.- № 6 С.90

  2. Чулков А.С. – Зарубежный опыт построения системы БОР – Финансы и Кредит – 2010 - №46 С. 37

  3. Юзвович Л.И., Валова Е.Ю. – Международный опыт внедрения бюджетирования, ориентированного на результат – Финансы и кредит – 2010 - № 21, С. 68

  4. Обзор международного опыта внедрения бюджетирования, ориентированного на результат [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.rostu-comp.ru/content/view. Дата обращения (12.12.2016)

Просмотров работы: 492