ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начиная с 2014 года федеральный бюджет Российской Федерации сформирован и исполняется с помощью программно-целевого метода, при котором расходы классифицируются по государственным программам и подпрограммам.

Программно-целевой метод - есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и принятия органами управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей, связанных с устранением, подавлением, смягчением возникшей проблемы.[1]

Исходя из этого, программный бюджет – это инструмент программно-целевого управления бюджетными расходами, предусматривающий распределение бюджетных средств исходя из приоритетных целей и задач социально-экономического развития.[2]

Государственное программирование осуществляется посредством разработки и реализации периодически дополняемой и изменяемой совокупности целевых экономических программ, формируемых в соответствии с возникающими или обостряющимися социально-экономическими проблемами народно-хозяйственного масштаба и значения, решение которых требует привлечения ресурсов.

Под государственной программой понимается документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.[3]

Расходы федерального бюджета Российской Федерации распределены по государственным программам, их 43, в рамках пяти направлений:

1. новое качество жизни (14 программ);

2. инновационное развитие и модернизация экономики (18 программ);

3. эффективное государство (4 программы);

4. сбалансированное региональное развитие (6 программ);

5. обеспечение национальной безопасности (2 программы).[4]

Несмотря на то, что государство работает в направлении внедрения программного бюджета на всех уровнях власти, проблемы связанные с эффективностью применения данного инструмента на практике все же существуют. Анализ опыта формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ позволил выявить ряд проблем как системного, так и специфического характера, и определить пути их решения.

Рассмотрим основные проблемы внедрения программного бюджетирования на современном этапе:

1. Сложности согласования госпрограмм. Госпрограммы внутри себя содержат большую и сложную иерархию: они объединяют все действующие федеральные целевые программы и подпрограммы, а последние включают в себя ведомственные целевые программы и основные мероприятия, что усложняет их согласование.

2. Слабая координация с регионами, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями при разработке госпрограмм.

3. Сложности мониторинга реализации государственных программ.

4. Проблемы оценки результативности и эффективности реализации государственных программ. Сложность выбора индикатора результативности госпрограмм, разработке методики оценки эффективности программы.

5. Проблемы взаимодействия участников разработки государственных программ - федеральных органов исполнительной власти.[5]

В целях преодоления выявленных недостатков действующей системы формирования и реализации государственных программ предлагается ряд взаимоувязанных направлений повышения эффективности данного инструмента.

Для повышения требований к качеству государственных программ необходимо:

1) сформировать сводный аналитический документ, содержащий актуальные цели и приоритеты государственной политики;

2) разработать перечни показателей для каждой государственной программы с их рассмотрением Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов (по ее решению – Правительством Российской Федерации);

3) обеспечить обязательное включение в государственную программу показателей стратегических документов, относящихся к сфере ее реализации;

4) сформировать сводный аналитический перечень целей государственных программ в сферах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для координации с государственными программами субъектов Российской Федерации;

5) разработать требования к формированию показателей, обеспечивающих оценку результатов реализации государственных программ и подпрограмм, что обеспечит возможность внешней проверки и минимизацию манипулируемости;

6) установить обязательность представления сведений об учете замечаний Минэкономразвития России, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации, представленных в рамках предшествующего рассмотрения проекта государственной программы (проекта изменений в нее);

7) проработать вопрос целесообразности выделения особого типа "проектных" подпрограмм и основных мероприятий государственных программ, аналогичных по содержанию ФЦП, предусмотрев при необходимости дополнительные полномочия Минэкономразвития России по их экспертизе и согласованию;

8) внести изменения в перечень государственных программ, дополнив его новыми программами в сфере миграционной и национальной политики, и исключив государственную программу "Управление федеральным имуществом";

9) активизировать работу по оказанию поддержки реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, осуществление которых является необходимым условием достижения результатов соответствующих государственных программ Российской Федерации, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации единой субсидии.[6]

Таким образом, в Российской Федерации первые шаги по внедрению программной структуры бюджета уже сделаны, но существует ряд вышеназванных проблем.

Несмотря на то, что вопросов внедрения программного бюджета пока больше, чем ответов, следует признать позитивный характер этого процесса, так как программная структура бюджета - понятный инструмент развития, комплексный и долгосрочный. Субъекты предпринимательства с его помощью могут видеть долгосрочные ориентиры государства, а общество - реальные результаты работы органов власти, измеримые в удовлетворении потребностей и улучшении качества жизни, а не только в объемах расходуемых государственных средств и количестве построенных объектов.

На данном этапе необходимо совершенствовать данный механизм, как на стадии разработки программ, так и на стадии контроля за их исполнением. Этого можно добиться с помощью обеспечения четкой постановки проблем, решаемых в программах, установление приоритетности достижения целевых индикаторов, совершенствования механизма софинансирования государственных программ, а также обеспечение открытости и доступности сведений о реализации программ и формирование двухуровневой системы мониторинга.

Список использованных источников

1. Лукьяненко З. Б., Югова Н. В. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой // ARS ADMINISTRANDI. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tselevoy-metod-v-gosudarstvennom-upravlenii-byudzhetnoy-sferoy (дата обращения: 17.01.2017).

2. Глоссарий/Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/ (Дата обращения 18.01.2017 г.)

3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 №588 (ред. от 07.11.2016, с изм. От 01.12.2016) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» Информационно правовая система Консультант-Плюс.

4. Перечень государственных программ РФ/ Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/ (Дата обращения 18.01.2017 г.)

5. Терентьева И.В., Лисина Е.В. Проблемы и перспективы внедрения программного бюджетирования в России // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. №6. С.4

6. Доклад "Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета"/ Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64840&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4YN6EbXOU (Дата обращения 19.01.2017 г.)

Просмотров работы: 675