ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Беспяткин А.Р. 1
1Колледж коммерции, технологии и сервиса ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
5 декабря 2016 года Президент подписал Указ «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». Там говорится: «Состояние информационной безопасности РФ в экономической области характеризуется отставанием от ведущих зарубежных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, в том числе суперкомпьютеров, и их использовании для создания продукции и предоставления услуг на их основе».

В Доктрине описываются и основные угрозы, а также дается оценка современному состоянию российской информбезопасности.

Например, усиливаются тенденции к использованию возможностей трансграничного оборота информации в информационном пространстве для достижения геополитических, военно-политических и иных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности, а также использованием информационных технологий в террористических, криминальных и иных противоправных целях.

Так один из основных негативных факторов, влияющий на состояние информационной безопасности, - это наращивание ведущими зарубежными странами возможностей по информационно-техническому воздействию на информационную инфраструктуру РФ, в том числе на критическую информационную инфраструктуру, для достижения своих военных целей.

Одновременно с этим усиливается ведение технической разведки в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Большая часть проекта доктрины посвящена описанию исходящих от них угроз. Недружественные государства, по мнению авторов документа, используют трансграничный характер интернет-коммуникации для достижения своих «геополитических, военно-политических и иных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности». Неназванные враждебные страны наращивают свои возможности по «информационно-техническому воздействию на критическую информационную инфраструктуру РФ для достижения своих военных целей»:

«Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств информационно-психологических воздействий, направленных на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, приводящих к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств.

В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, в том числе общественные, и структуры, а также отдельные группы граждан. При этом широко используются возможности информационных технологий.

Отмечается тенденция увеличения объема материалов в зарубежных средствах массовой информации, содержащих необъективную и предвзятую оценку о внешней и внутренней политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций ее многонационального народа»

Кроме того, как отмечается в Доктрине, расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств информационно-психологических воздействий, направленных на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, приводящих к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств.

В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, в том числе общественные, и структуры, а также отдельные группы граждан. При этом широко используются возможности информационных технологий.

Также отмечается тенденция увеличения объема материалов в зарубежных средствах массовой информации, содержащих необъективную и предвзятую оценку внешней и внутренней политики России. В то же время российские СМИ зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций ее многонационального народа.

Естественно, что и различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. При этом как отмечено в доктринальном документе: террористические и экстремистские организации ведут разработки новых технологий деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.

Еще одна угроза, отмеченная в Доктрине, касается возрастающих масштабов компьютерной преступности, прежде всего в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка. Кроме того, увеличивается число инцидентов, связанных с нарушением законных прав граждан на защиту личной и семейной тайны, персональных данных при использовании информационных систем и сетей связи.

Как отмечено в документе: методы, способы и средства совершения преступлений с использованием информационных технологий становятся все изощреннее.

Что касается состояния информационной безопасности России в области обороны страны, то она характеризуется наращиванием масштабов использования иностранными государствами и негосударственными образованиями информационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, направленных на подрыв суверенитета, политической независимости государств и представляющих угрозу глобальной и региональной безопасности.

В то же время состояние информбезопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением уровня сложности, масштабности и скоординированности компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру РФ и разведывательной деятельности иностранных государств против России. А также нарастанием угроз использования информационных технологий для нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности России, политической и социальной стабильности в обществе.

А вот что касается состояния безопасности в экономической области, то она характеризуется отставанием от ведущих зарубежных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, в том числе суперкомпьютеров, и их использовании для создания продукции и предоставления услуг на их основе. При этом остается высоким уровень зависимости отечественной экономики и промышленности от зарубежных информационных технологий (электронная компонентная база, программное обеспечение, вычислительная техника и средства связи).

Как подчеркивается в Доктрине, подобное положение дел обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от экспортной политики зарубежных стран, проводимой ими в целях реализации своих геополитических интересов.

Список использованных источников

2.1 Варфоломеев А.А. Основы информационной безопасности. Учебное пособие. М.: РУДН, 2008 - 412 с.

2.2 В.П. Петров, С.В. Петров. Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие, 2007-336 с.

2.3 В.Н. Ясенев. Информационная безопасность в экономических системах: Учебное пособие - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006-253 с.

2.4 Галатенко В.А. Стандарты информационной безопасности. Интернет-Университет Информационных Технологий 20012 г. - 264 страницы

2.5 Гафнер В.В. Информационная безопасность: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2010 - 324с.

2.6 Е.Б. Белов, В.П. Лось, Р.В. Мещеряков, А.А. Шелупанов Основы информационной безопасности. Учебное пособие для вузов - М.: Горячая линия - Телеком, 20011. - 544 с.

2.7 Куняев Н. Н Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Логос 2015 г. - 346 страниц

2.8 Кияев В. Граничин О. Безопасность информационных систем. Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" 2016 г. - 192 с.

2.9 Мэйволд Э. Безопасность сетей. Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" 2016 г. - 572 с.

2.10. Журнал. Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы.

2.11. Журнал. Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы

3. Интернет ресурсы:

1. http://www.studfiles.ru/preview/4288474

2. http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html

3. https: // xakep.ru/

4. https: // ru. wikipedia.org/wiki/ Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

5. http://www.knigafund.ru/tags/161

6. http://www.rspectr.com/events/konferencii/infoforum-2016/

Просмотров работы: 371