ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ПРИ ТЕРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ПРИ ТЕРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети. Переживая все ужасы вооруженного конфликта, тысячи детей становятся вынужденными свидетелями актов жестокости. Война - это повседневная реальность для миллионов детей. Они гибнут, становятся инвалидами или сиротами во время гражданских и партизанских войн, а также этнических чисток. Они становятся беженцами или перемещенными лицами, часто разлучаются со своими семьями. Многие умирают или страдают от голода, недоедания, отсутствия медицинской помощи. Многие получают психические травмы, становясь свидетелями жестоких убийств и насилия, постоянно испытывая страх и переживая тяготы.

Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование или самобытность подвергается опасности. Эта мысль отражена в Декларации 1974 г. о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов1. Декларация обязывает государства, участвующие в вооруженых конфликтах, приложить все возможные усилия, чтобы уберечь женщин и детей от разрушительных последствий войны, добиться запрещения преследования, применения пыток, унизительного обращения и насилия.

В настоящее время погибают и становятся калеками дети, как участвующие, так и не принимающие непосредственного участия в вооруженных конфликтах. По разным оценкам, на сегодняшний день в военных действиях приблизительно в 40 странах мира принимает участие от 300 до 500 тыс. лиц в возрасте до 18 лет, причем некоторым из них всего по 7 или 8 лет. За последние 10-15 лет в связи с конфликтными ситуациями погибло более 2 млн. детей, свыше 1 млн. детей стали сиротами, более 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами и свыше 10 млн. детей пережили тяжелую психологическую травму. Дети составляют до 50% жертв войны из числа гражданского населения и более 50% из числа беженцев и переселенцев.

Вопрос о юридической защите детей в международном гуманитарном праве был поднят после Второй мировой войны. До этого дети не выделялись в специальную категорию, требующую особой защиты. Защита детей проходила в рамках защиты всего гражданского населения, основанной на принципе гуманности. Данный принцип нашел свое отражение в первых конвенциях по международному гуманитарному праву (2-я Гаагская 1899 г. и 6-я Гаагская 1907 г.), которые придали ему самостоятельное юридическое значение.

20 ноября 1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Конвенция о правах ребенка, в которой содержится ст. 38, регулирующая отдельные аспекты участия детей в вооруженных конфликтах.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. обязывает участников принимать все меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в вооруженном конфликте. В 2000 г. к Конвенции был принят Факультативный протокол, в соответствии с которым вышеуказанный возраст увеличился до 18 лет, норма о прямом участии в вооруженном конфликте была дополнена и теперь запрещает даже косвенный характер участия детей в вооруженном конфликте.

Несомненно, участие детей в вооруженных конфликтах и использование их в качестве военнослужащих - это один из наиболее серьезных вызовов, бросающих тень на решимость международного сообщества бороться за права детей и выполнять положения Конвенции о правах ребенка. В этой связи принятие Факультативного протокола стало еще одним шагом на пути повышения международного стандарта защиты прав детей.

Учитывая изложенное, можно обозначить следующие актуальные проблемы детей в период вооруженных конфликтов, требующие скорейшего разрешения: • непосредственное участие детей в вооруженных конфликтах (их вербовка, использование в качестве солдат, использование в качестве живого щита);

• легкая доступность стрелкового оружия и использование его детьми в вооруженных конфликтах (очевидна взаимосвязь между ростом случаев использования детей в вооруженных конфликтах и лёгкой доступностью стрелкового оружия, которое могут быстро освоить даже малолетние дети);

• своевременная соответствующая помощь и поддержка межправительственных и неправительственных организаций (гуманитарная и психологическая помощь на местах);

• арест и судебное преследование международными судебными органами лиц, ответственных за нарушение норм международного гуманитарного права.

Еще одной важной задачей является восстановление семейных связей, разрушенных во время войны. В юридической практике существуют нормы гуманитарного права, защищающие права ребенка, ответственность за применение которых ложится на плечи государства.Международное гуманитарное право предоставляет детям защиту от военной службы, включает в себя требование воссоединения разобщенных членов семей и помогает вернуть детям детство.

Еще одной важной задачей является восстановление семейных связей, разрушенных во время войны. В юридической практике существуют нормы гуманитарного права, защищающие права ребенка, ответственность за применение которых ложится на плечи государства.Международное гуманитарное право предоставляет детям защиту от военной службы, включает в себя требование воссоединения разобщенных членов семей и помогает вернуть детям детство.

Женевская конвенция признает, что каждая из находящихся в конфликте сторон должна облегчать розыск, проводимый членами разлученных войной семей с целью установления связи друг с другом, а по возможности, и воссоединения. Каждое лицо, находящееся на территории участвующей в конфликте стороны или на оккупированной территории, имеет право сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились (ст. 25, 26).

В отношении детей, как и всего гражданского населения, запрещаются пытки, телесные наказания, медицинские и научные опыты, коллективные наказания, репрессалии, меры запугивания или террора, взятие заложников, незаконное депортирование и т. д. (ст. 13, 27, 30—34, 147).На оккупированных территориях дети, не достигшие 15 лет, беременные женщины и матери детей до 7 лет должны продолжать пользоваться любыми преимуществами в отношении питания, медицинского ухода и защиты от последствий войны, которые предоставлялись им в соответствии с мерами, принятыми до оккупации (ст. 50). В этой же статье предусматривается, что оккупирующая держава обязана содействовать работе учреждений, попечению которых вверены дети на оккупированной территории. Интернированные беременные женщины и дети до 15 лет должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями (ст. 89). Статья 38 содержит положение, что дети до 15 лет и матери с детьми до 7 лет, принадлежащие к стороне противника, пользуются специальными преимуществами в той же степени, что и граждане данного государства.

Таким образом, IV Женевская конвенция о защите гражданского населения впервые юридически закрепила принцип защиты детей как части гражданского населения во время вооруженных конфликтов международного характера.Особого внимания требует рассмотрение вопроса координации деятельности по защите детей в период вооруженных конфликтов в рамках межправительственных и неправительственных организаций. Видится необходимость создания в рамках МККК специального подразделения, которое занималось бы исключительно вопросами завербованных в составы вооруженных сил детей. Это вызвано тем, что именно дети, оказавшись в чрезвычайных ситуациях, являются самыми уязвимыми среди мирного населения, втянутого в военные действия. Дети могут быть как жертвами вооруженных конфликтов, так и, будучи втянутыми в вооруженный конфликт, могут выступать в качестве комбатантов. Согласно Дополнительным протоколам дети-комбатанты, не достигшие 15 лет, имеют право на более благоприятное обращение, поскольку они продолжают пользоваться особой защитой, предоставляемой детям международным гуманитарным правом.Международное гуманитарное право четко регламентирует необходимость защиты прав детей во время вооруженного конфликта, но несмотря на это, обеспечить защиту детей в ситуациях насилия удается не всегда.МККК стремиться обеспечить уважение прав детей и их человеческого достоинства, представляя им помощь. Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Имеющиеся проблемы детей доказывают невозможность разрешения данного вопроса только национальными средствами и инициируют необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило в свое время возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.Международная защита прав ребенка в период вооруженных конфликтов представляет собой систему взаимосогласованных действий государств и международных межправительственных и неправительственных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям.Международное сообщество сегодняшнего дня не должно мириться с такими чудовищными деяниями как геноцид, уничтожение людей, использование детей в варварских медицинских экспериментах, которые имеют место в наше время во время вооруженных конфликтов. Необходимо привлекать к ответственности и выносить соответствующие наказания главам государств и военным начальникам, а также рядовым военнослужащим или ополченцам, тем, кто подстрекает к таким преступлениям. Только тогда мы сможем говорить о полноценности действия международного права в области защиты прав человека, в том числе и защите прав ребенка в период вооруженных конфликтов.

Остается проблемным вопрос исполнения принятых тех или иных решений, носящих рекомендательный характер. Но усиленное внимание общественности к проблеме защиты прав детей приносит плоды в виде повышения эффективности существующих механизмов, которые должны совершенствоваться в связи с ростом усилий, прилагаемых мировым сообществом для обеспечения защиты прав ребенка вообще, и в период вооруженных конфликтов в частности. Более гуманный мир достижим только при соблюдении основных гуманитарных обязательств сторонами в вооруженном конфликте, так как соблюдение их является предметом заботы всего человечества. Гуманитарное право необходимо соблюдать при любых обстоятельствах, так как это поможет сберечь общечеловеческие ценности и сохранит жизнь как таковую.Немаловажным является и то, что если средства массовой информации и другие наблюдатели в целях предотвращения широкомасштабных нарушений законов и обычаев войны не будут равнодушными, а будут предоставлять общественности необходимые факты нарушений, то сама общественность сможет справиться с проблемами, которые возникают в области защиты детей в период вооруженных действий.Говоря о важности воспитания общественности, необходимо уделить внимание и следующему, а именно: юридическая терминология в тех или иных декларациях, конвенциях и других международно-правовых документах, касающихся защиты прав детей в период конфликтов, должна быть доступной. Примат международного права и уважение его норм и принципов составляют основу жизнедеятельности мирового сообщества, сообщества, которое должно осознать, что подчеркнутое уважение к слабому (старики, женщины, дети) — это не роскошь, а норма каждого цивилизованного общества.Всеобъемлющие решения по устранению любой формы насилия зависят от политических, экономических, социальных, культурных и других факторов, которые оказывают соответствующее влияние на поведение человека, и право в данном случае является одним из инструментов, применяющихся для регулирования поведения людей. В случае перерастания насилия в вооруженный конфликт международное гуманитарное право является сводом норм, применяемым в этой ситуации.Одним из актов насилия можно назвать терроризм, при котором страдает гражданское население, среди которого обязательно оказываются дети.

С точки зрения защиты детей главным элементом анализа должно быть установление того, совершают ли вооруженные субъекты в ситуациях, вызывающих обеспокоенность, независимо от их названия и мотивации, грубые нарушения прав, такие как вербовка и использование детей, убийство, причинение увечий. Соответственно после проведения анализа такие дела в случае наличия признаков нарушения прав детей должны быть предметом рассмотрения международных судебных органов.На сегодняшний день стала очевидной необходимость развития института защиты прав детей в период вооруженных конфликтов в следующих направлениях: 1) необходимо добиваться применения международных стандартов и искоренения безнаказанности2) разработка и принятие определенных правил и процедур, регламентирующих механизмы взаимодействия между региональными и международными организациями для более оперативного реагирования и оказания соответствующей необходимой помощи и поддержки детям 3) необходимо решать проблемы защиты детей в рамках реализации программ в области поддержания мира, миротворчества и постконфликтного миростроительства (государства должны включать в мандаты миротворческих и политических миссий ООН конкретные положения, предусматривающие необходимость обеспечения защиты детей, в том числе посредством назначения советников по вопросам защиты детей в состав миротворческих миссий, работа которых должна осуществляться в соответствии с определенными правилами, в рамках четких директив и положений, разработанных специально для них и утвержденных Генеральной Ассамблеей ООН. Необходимо принятие международно-правовых стандартов, регулирующих вопросы взаимодействия таких лиц с региональными организациями, что позволит более оперативно решать проблемы детей на местах);4) укрепление механизмов наблюдения и отчетности5) расширение партнерского сотрудничества в сфере защиты детей в вооруженных конфликтах (подразделения ООН, в том числе и Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах, специализированные учреждения, правительственные и неправительственные организации должны уделять внимание вопросам улучшения взаимодействия, координации и сотрудничества в рамках их функций и полномочий в целях обеспечения согласованного и эффективного осуществления мер в защиту детей в условиях вооруженных конфликтов);6) разработка эффективных мер и стратегий по реинтеграции и реабилитации детей в постконфликтный период7) решительное публичное порицание и осуждение на международном уровне нарушения положений, касающихся вопросов использования детей в международных и немеждународныхвооруженных конфликтах, и применение практических действий, направленных на борьбу с такими деяниямиОднако необходимо отметить то, что в случаях рассмотрения судебными органами дел, касающихся участия детей в вооруженных столкновениях, дети должны рассматриваться в первую очередь как жертвы, необходимо применение альтернативных механизмов привлечения их к ответственности. Безусловно, при привлечении детей к ответственности за совершенные ими преступления в период военных действий необходимо обеспечивать соблюдение международных норм в области прав человека, имеющих непосредственное отношение к правам ребенка, прежде всего касающихся возраста наступления уголовной ответственности, справедливого судебного разбирательства, вынесения приговора. Национальные суды, рассматривающие дела о совершении детьми международных преступлений, также должны обеспечивать соблюдение их прав в соответствии с международными стандартами отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.Необходимо подчеркнуть, что изучение вопросов по отдельным аспектам международной защиты прав ребенка в период вооруженных конфликтов и проблемам их постконфликтной реабилитации указывает на их будущее прогрессивное развитие. защита прав детей является актуальным вопросом сегодняшнего дня, требующим особого внимания и обеспечения практического применения имеющихся международно-правовых норм, направленных на защиту их прав.

Развитие института защиты прав детей в период вооруженных конфликтов и принятие соответствующих решений по вопросу постконфликтной реабилитации поможет им иметь счастливое детство и спокойное будущее. Для этого нужно и полезно устраивать систематические международные конференции и встречи должностных лиц и специалистов, занимающихся вопросами защиты детей (в том числе омбудсменов по правам ребенка из разных стран), с участием заинтересованных межправительственных, неправительственных, региональных организаций и использованием информации национальных исследований, проводимых как непосредственно, так и вне зон вооруженных столкновений.

Список литературы

1. Тарасова, Е.Н. Актуальные вопросы применения критериев недееспособности и ограниченной дееспособности в гражданском процессе / Ленинградский юридический журнал. ­– № 2. – 2015.

2. Синицин, В.Г. Эволюция понятия недееспособности, гражданско-правовой аспект // Вестн. Северо-Осетинского гос. ун-та им. Коста Левановича Хетагурова. – № 1. – 2013. – 278 с.

Просмотров работы: 374