ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных в современной психологической науке. Исследования таких психологов и педагогов, как Г.С. Салливан, А.М. Прихожан, Р.С. Немов, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.В. Суворова и многих других посвящены изучению данной проблемы.

Под тревожностью большинство из них (В.В. Суворова, Р.С. Немов, А.В. Петровский) понимают состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству.

Поскольку подростковый возраст является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, то исследование тревожности именно на данном этапе возрастного развития является весьма актуальным как для раскрытия сущности данного явления, так и для осознания закономерностей развития эмоциональной сферы подростка в целом.

Формирование подростковой тревожности происходит в следствии определенных психологических проблем, которые, в свою очередь, проистекают из неблагоприятной психологической атмосферы, окружающей подростка. К таким проблемам можно отнести: конфликты с родителями, педагогами, сверстниками; страхи, трудности в школе, неудовлетворенные потребности и многое другое.

Как отмечают исследователи, именно тревожность может являться основной причиной для возникновения целого ряда психологических трудностей подростка. Поэтому решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

Как в коррекционной, так и в профилактической работе по преодолению и предупреждению подростковой тревожности немаловажно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является сказкотерапия.

Сказкотерапия, как метод профилактической работы, позволяет обратиться к глубинному опыту человека, раскрыть творческую энергию воображения, открыть и осознать чувства и стремления, скрытые в бессознательном, переосмыслить жизненные события, соприкоснуться с нравственными ценностями, увидеть пути решения проблем, а также способствует расширению сознания и взаимодействия подростка с окружающим миром.

Исследование подростковой тревожности проводилось на базе МБОУ ЦО №40 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 7А класса в количестве 20 человек.

Для изучения подростковой тревожности нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора, адаптация - В. Г. Норакидзе);

  2. Методика диагностики социально-ситуативной тревоги (Шкала Кондаша);

  3. Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса;

  4. Методика диагностики личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга (адаптация – Ю.Л. Ханина).

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. Для большинства испытуемых (75%) характерен средний уровень тревожности, из них - у 40% опрошенных с тенденцией к низкому, а у 35% - с тенденцией к высокому. Высокий уровень тревожности обнаружен у 15% испытуемых. Для испытуемых данной категории характерна склонность воспринимать любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке. Такие дети вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и защите, даже если в этом объективно нет необходимости. Излишнее внимание к результатам их деятельности, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающий сомнение - все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, созданию различного рода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с такими детьми. У 10% подростков преобладает низкий уровень тревожности. Для них характерно ярко выраженное спокойствие, возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях; вероятность возникновения конфликтов, срывов крайне мала.

  2. У испытуемых (55%) выявлен нормальный уровень общей тревожности. Повышенный уровень общей тревожности обнаружен у 40% опрошенных, высокий уровень – лишь у 5%. Подобная тревожность может вызываться или реальными неудачами подростка в наиболее значимых для него областях деятельности и общения, или существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии, самооценке и т.п. Для таких детей свойственна неуверенность в себе, закомплексованность, чувство неполноценности; довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.

  3. У преимущественного большинства испытуемых (80%) уровень школьной тревожности в пределах нормы. Школа и школьные требования, различного рода трудности не являются для этих детей травмирующими, что создает условия для их нормального развития и взаимодействия в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений. Повышенный уровень школьной тревожности обнаружен у 20% опрошенных. Такие дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а также в процессе общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками. У таких испытуемых отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения, а также перегрузки, перенапряжения, выражающиеся в нарушениях внимания, понижении работоспособности, повышенной утомляемости.

  4. У большинства испытуемых преобладает умеренный уровень СТ (50%) и ЛТ (55%). Также обнаружен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. 35% составила СТ, что свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении, беспокойстве и нервозности испытуемых. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по степени интенсивности и динамичности; и 20% - ЛТ, что дает представление о высокой вероятности возникновения состояния тревожности у испытуемых в разнообразных жизненных ситуацииях, особенно когда они касаются оценки их компетенции в тех или иных вопросах, их самооценки и престижа. Для таких подростков характерна вспыльчивость, раздражительность, боязнь неудач, неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы; особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций.

Таким образом, в результате проведенного диагностического исследования выяснено, что у преимущественного большинства испытуемых уровень общей, ситуативной (в том числе и школьной) и личностной тревожности в пределах нормы, но у незначительного числа испытуемых все же был выявлен несколько повышенный и даже высокий уровень тревожности.

На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа, направленная на предупреждение подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии.

Задачи программы:

  1. снижение уровня общей тревожности;

  2. понижение уровня ситуативной (и входящей в нее школьной) и личностной тревожности;

  3. повышение уровня эмоциональной стабильности;

  4. формирование позитивной моральной позиции и жизненных перспектив;

  5. развитие уверенности в себе;

  6. повышение самооценки.

Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 60 минут.

В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: беседы, дискуссии, игры, упражнения, психогимнастика, средства сказкотерапии.

В таблице 1 представлена профилактическая программа по предупреждению подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии.

Таблица 1

Программа профилактики подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии

Тема занятия

Цель

Упражнения

1.

«Здравствуй, это - я!»

знакомство с членами группы, снятие напряжения, включение участников в групповой процесс, самопрезентация

  • «Клубок»

  • «Визитка»

  • «Поиск общего»

  • «Мне сегодня…»

2.

«Не надо бояться!»

формирование чувства общности, доброжелательного отношения друг к другу, снижение беспокойства, неуверенности, страха неудачи

  • «Путаница»

  • «Несмеяна»

  • Сказка «Ручейки»

  • «Мне сегодня…»

3.

«Лучшее во мне»

осознание себя, принятие

своих положительных качеств и повышение самооценки

  • «Автопортрет»

  • «Ладошка»

  • Сказка «Фламинго»

  • «Мне сегодня…»

4.

«В чем проблема?»

выявление проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками

  • «Мы похожи?»

  • Сказка «О маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море»

  • «Мне сегодня…»

5.

«Пойми меня без слов!»

совершенствование навыков невербальной коммуникации; развитие способности понимать другого на невербальном уровне

  • «Приветствие без слов»

  • «Автобус»

  • «Неисправный телевизор»

  • «Знаменитости»

  • «Мне сегодня…»

6.

«ЭмоцИя»

осознавание собственных эмоций, ознакомление с эмоциями, отреагирование негативного опыта, осознавание чувств других людей

  • «Ассоциации»

  • «Выражение чувств»

  • «Комната»

  • «Мне сегодня…»

7.

«Умей сопереживать!»

развитие эмпатии

  • «Групповой рисунок»

  • Сказка «Котенок»

  • «Мне сегодня…»

8.

«Все под контролем»

формирование внутреннего самоконтроля, умения сдерживать негативные импульсы

  • «Сигнал»

  • «Мафия»

  • «Мне сегодня…»

9.

«В моей жизни…»

повышение уровня жизненного оптимизма, формирование позитивной моральной позиции и жизненных перспектив

  • Сказка «Колючка»

  • «В чем мне повезло в этой жизни?»

  • «Мне сегодня…»

10.

«Подведем итоги»

итоговое обсуждение достижений участников

  • «Подари сказку»

  • «Буду вспоминать…»

Список используемой литературы

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – 3-е издание. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.

  3. Иванова О.Н., Бильданова В.Р. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте //Международный журнал экспериментального образования: электронный журнал. – 2011. – №2.[Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-i-ee-osobennosti-v-podrostkovom-vozraste

  4. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 384 с.

  5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

  7. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. — 144 с.

  8. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. – М.: Академический проект, 2010. – 175 с.

Просмотров работы: 688