Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
Молодые люди, после окончания 9 или 11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала, так и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 14-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Кроме этого, необходимо указать и на тот факт, что в современном мире идет быстрая смена профессий. Появляются все новые и новые сферы деятельности, которые не существовали еще 10-15 лет назад (системный администратор, менеджер и т.д. и т.п.), в тоже время происходит исчезновение ряда профессий, которые долгое время считались традиционными.
Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Т. Парсонс, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Вопросы профориентационной работы рассматривались также и отечественными учеными - К.М. Гуревичем, Л.И. Божовичем, В.А. Янчуком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, С.Н. Чистяковой и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе НСОШ пгт. Новогуровский. В исследовании приняли участие ученики 9 класса. 15 человек в возрасте 14 – 16 лет.
Для изучения профиля обучения нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова-
Оценка предпочитаемых профессиональных областей.
2. «Карта интересов А. Е. Голомштока - Филлимонова» - Изучение интересов и склонностей подростков к различным сферам деятельности.
3. «Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко.- Профессиональная ориентация личности
4. «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) - Выявление ведущих типов выбора профессии
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
1. В ходе диагностики было выявлено что большинство подростков проявляют больший интерес к профессиям типа “человек - человек” (4 человек из 15), профессиям типа “человек - техника” - 4, ”человек – художественный образ”- отдали предпочтение 2 человек, ”человек - знак”-2 и “человек – природа” – по 3 человек.
2. Для изучения познавательных интересов учащихся была использована методика “Карта интересов”, разработанная А.Е. Голомштоком. Результаты проведенной методики “Карта интересов” показали, что наибольшей популярностью пользуются следующие области знаний: механика и конструирование, литература и искусство, спорт и военное дело .
3. Для определения профессиональной ориентации личности была использована методика : Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко. По результатам проведения методики можно сделать вывод о том, что у 4 человек (14,29%) присутствует четкая выраженность на определенный профессиональный тип, у 6 испытуемых (46,43%) не четкая выраженность профессионального типа личности, что означает наличие неопределенного профессионального типа и у 5 человек (39,28%).
4. Для изучения мотивации выбора профессионального пути у старшеклассников была использована методика «Мотивы выбора профессии» (Овчарова). В ходе проведения диагностической программы было выявлено что 6 (27%) испытуемых будут руководствоваться при выборе профессии внутренними индивидуально значимыми мотивами, 3 (13%) испытуемых – внутренними социально значимыми мотивами, 2 (20%) - внешними положительными, 4 (40%) - внешними отрицательными мотивами.
На основе полученных данных была разработана программа психологического сопровождения подростков в условиях выбора профиля обучения.
Цели программы: знакомство с содержанием профессии; развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии; достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов; развитие потребности в реализации интересов в деятельности; возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью. Ниже в таблицах 1-2 представлено содержание программы психологического сопровождения подростков в условиях выбора профиля обучения.
Таблица 1.
Содержание программы психологического сопровождения подростков в условиях выбора профиля обучения
(диагностическая программа)
№ п/п |
Изучаемые свойства |
Описание диагностических приемов, применяемых для выявления состояния изучаемого свойства |
Описание развивающей программы |
||
1. |
Интересы и склонности старшеклассников |
«Карта интересов А. Е. Голомштока – Филимоновой» |
Упражнение «Профессии, которые мне интересны»; Упражнение «Самое интересное на свете, это…» |
||
2. |
Профессиональная направленность предпочтений различных видов деятельности |
«Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова |
Упражнение «Профессии, которые мне интересны»; Упражнение «Самое интересное на свете, это…» |
||
3. |
Мотивация личности |
«Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчарова |
Упражнение «Лучший мотив»; Упражнение «Включение позитивной мотивации» |
||
4. |
Профессиональная ориентация личности |
«Профессиональная ориентация типов» В.В. Гуленко |
Упражнение «Профессия на букву»; Упражнение «Классифиция профессии по типам». |
Таблица 2.
Содержание программы психологического сопровождения подростков в условиях выбора профиля обучения
(развивающая программа)
№ п/п |
Название занятия |
Цели занятия |
Содержание занятия |
1. |
Установление контакта |
Знакомство участников группы, обсуждение целей и задач тренинга. Установление доверительной атмосферы. |
1.Знакомство «Снежный ком»; 2.Обсуждение «Цель моего прихода в эту группу?»; 3.Упражнение «Правила группы»; 4.Упражнение «Улыбка»; 5.Упражнение «Контакт»; 6. Рефлексия |
2. |
Учимся общаться |
Развития и совершенствование коммуникативных навыков |
1.Упражнение «Кулак, палец, ладонь»; 2.Упражнение «Я дарю тебе…»; 3. Беседа «21 способ получить свое»; 4. Упражнение «Завершение предложения»; 5. Рефлексия |
3. |
Общение в жизни человека |
Закрепление коммуникативных навыков |
1.Упражнение «Приветствие по цепочке»; 2.Упражнение «Близнец издалека»; 3. Упражнение «Карусель»; 4. Упражнение «Невидимый подарок»; 5. Упражнение «Комплименты»; 6. Рефлексия |
4. |
Разнообразие мира профессий |
Развитие представлений о мире профессий |
1.Разминка: «Профессия»; 2.Упражнение «Отгадай профессию»; 3. Упражнение «Профессия на букву»; 4. Игра «Классифицируйте профессии по типам»; 5. Упражнение «Яркие впечатления»; 6. Рефлексия |
Для помощи старшеклассникам в выборе профессионального пути могут быть использованы следующие методы работы:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно - поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
- методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы морально-эмоциональной поддержки: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.
- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора.
Общие рекомендации старшеклассникам в условиях выбора профессии, профиля обучения:
Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
Определить соответствие между своими профессиональными возможностями и требованиями выбранной профессии.
При отсутствии соответствия найти запасной вариант профессионального выбора
Список литературы
Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008.
Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия,2014.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. -128 с.