В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах. Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности психолога по профилактике и коррекции агрессивности среди детей начальных классов.
Младшие школьники, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и т.д.
В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье.
Несмотря на многочисленные исследования, посвящённые различным проблемам личностного развития и поведения младшего школьного возраста детей, склонных к агрессии, специально направленных на изучение проявлений агрессивности у данной категории детей недостаточно, а проблема коррекции детской агрессии далека от своего разрешения, что требует дополнительных исследований в данной области.
Исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводилось на базе ЦО № 27 (МБОУ СОШ № 4) г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 3 класса. Из них 10 мальчиков, 10 девочек. Средний возраст испытуемых 9 лет.
Для диагностики агрессивного поведения младших школьников были использованы следующие методики:
1. Методика Паровозик С.В. Велиевой;
2. Опросник Агрессивность глазами взрослого А.А. Романова;.
3. Методика Выбери нужное лицо Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;
4. Методика Рисунок человека К. Маховер;
5. Методика Кактус М.А. Панфиловой.
Было проведено исследование поведения младших школьников, в которого были следующие данные.
Негативное состояние высокой по методике «Паровозик» - 75 % (15 детей), эмоциональной неустойчивостью, тревогой, невротизмом. Невротические могут у в сильного эмоционального напряжения. Ребенок реагирует на его психику ситуацию. У наблюдается утомляемость, истощаемость, раздражительная слабость и трудоспособности.
Негативное состояние средней - 25 % (5 детей), у детей срывы в трудных ситуациях. состояния в случае, если является свидетелем ссор родителями, испуг по ухода отца, смерти близкого семьи. болезненно на неблагоприятные факторы дети со типом системы.
Согласно Романова агрессивности глазами выявлено, что детей количество детей с уровнем агрессии, их составляет 85 %. Так же присутствуют дети со уровнем – 15 %. них не выявлены дети с уровнем агрессии.
По данным об уровне тревожности, с методики «Выбери лицо» показывают, что среди детей превалирует количество детей с высоким уровнем тревожности, их процент составляет 65 % (13 детей). Так же присутствуют дети со средним уровнем тревожности – 30% (7 детей). Среди них не выявлены дети с низким уровнем тревожности.
Из представленных результатовуровня по «Рисунок человека»видно, что у большинства детей смладшего школьного возраста прослеживается высокий уровень агрессии (80 %), у остальной части детей (20 %) уровеньагрессии средний. Низкого уровняагрессии не зафиксировано.
У детей по методике «Кактус»(70 %) тревожности– высокий, у 30 % тревожность на уровне. уровень не прослеживается вообще.
Таким образом, из диагностической работы видно, что дети школьного подвержены агрессии, что выражается:
- в тревожности, к всплескам ненависти, между и взрослыми;
- в характере агрессии;
- в психическом состоянии, что приводить к ребенка, доверия с его стороны и т.д. и всего в агрессию.
В целях агрессивного поведения младшего возраста была программа из нескольких занятий.
Задачи программы:
1. Повышение к неадекватного поведения;
2. Овладение саморегуляции поведения на самоконтроля и с детьми анализа, синтеза, при взаимодействии со и сверстниками;
3. Повышение межличностных между учащимися;
4. Снижение агрессивного поведения;
5. Повышение общения.
Указанные цели и достигаются развивающих занятий, раз в неделю для школьников.
В качестве методов и на в последовательности использовались: игры, на темы, и «трудных ситуаций».
В таблице 1 программа агрессивного младших школьников .
Таблица 1
Программа профилактики агрессивного поведения младших школьников
№ |
Тема |
Цель |
Задачи |
Содержание |
1 |
«Гнев в приемлемой форме» |
обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме |
- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - эмоционального напряжения; - положительного настроения и принятия каждого; - Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние |
- Упражнение «Разговор с руками» - Упражнение «Маленькое привидение» - Упражнение «Эмоциональный словарь» - Упражнение «Улитка» - Упражнение «Лепка из пластилина» |
2 |
«Направляем злобу» |
обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме |
- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - эмоционального напряжения; - положительного настроения и принятия каждого; - Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние |
- Упражнение «Липучка» - Упражнение «Зеркало» - Упражнение «Снежки из бумаги» - Упражнение «Добрый бегемотик» |
3 |
«Саморегуляция» |
обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. |
- психомоторных функций; - Обучение навыкам релаксации и самоконтроля; - эмоционального напряжения; - положительного настроения; - Развитие самосознания; - Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. |
- Упражнение «Серебряное копытце» - «Котик» - Упражнение «Драка» - Упражнение «Пузырь» - «Рисование» |
4 |
«Владеем собой» |
обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях |
- психомоторных функций; - Обучение навыкам релаксации и самоконтроля; - эмоционального напряжения; - положительного настроения; - Развитие самосознания; - Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. |
- Упражнение «Скульптура» - Упражнение «Дождик» - «Ласковый мелок» - Упражнение «Волшебные шарики» |
5 |
«Навыки общения в конфликтных ситуациях» |
отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях |
- Привитие новых форм поведения; - Обучение самостоятельному принятию верных решений; - Обучение распознаванию по сигналам; - Формирование адекватных форм поведения; - Работа над движений; - Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. |
- Упражнение «Постарайся отгадать» - «Пушинка» - «Клубочек» - Упражнение «Мой хороший попугай» |
6 |
«Нет конфликту» |
отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях |
- Привитие новых форм поведения; - Обучение самостоятельному принятию верных решений; - Обучение распознаванию по сигналам; - Формирование адекватных форм поведения; - Работа над движений; - Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. |
- «Настроение - «Уходи, злость, уходи!» - |
7 |
«На позитиве» |
формирование и развитие позитивных качеств личности детей |
- одобренных в обществе моральных представлений; - Обучение осознанию своего поведения; - регулированию в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе; - Формирование адекватных форм поведения; - Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, к людям, сочувствие, сопереживание. |
- Упражнение «Разговор с телом» - Упражнение «Это я. Узнай меня» - Упражнение «Счет» - «Археология» |
8 |
«Закрепляем позитив» |
формирование и развитие позитивных качеств личности детей |
- одобренных в обществе моральных представлений; - Обучение осознанию своего поведения; - регулированию в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе; - Формирование адекватных форм поведения; - Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, к людям, сочувствие, сопереживание. |
- «Бездомный заяц» - Упражнение «Карабас Барабас» - «Злые – добрые кошки» - Упражнение «Иголочка и ниточка» |
Список литературы:
Обухова Л.Ф. психология: Учебное [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: общество России, 2013. – 448 с.
Голенищева Е.Л. Социально-психологические агрессивности школьников [Текст] / Е.Л. Голенищева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 392 с.
Хекхаузен Х. и деятельность [Текст] / Пер. с нем., под ред. Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 2016. – 201 с.
Шевандрин Н.И. психология в образовании: пособие [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 554 c.
Коповой А.С. Педагогическое взаимодействие как коррекции поведения школьников [Текст] / А.С. Коповой. – М.: Генезис, 2015.– 394 с.
Базихова М.Г. условия агрессивного младших школьников народного [Текст] / М.Г. Базихова. – М.: Центр, 2014. – 254 с.