ПРОФИЛАКТИКА ВРАЖДЕБНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ВРАЖДЕБНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема враждебности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение, в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, резко повысился уровень преступности среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло количество конфликтов и фактов враждебного поведения людей. Из-за социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Повышенная враждебность младших школьников является одной из наиболее острых и важных проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Враждебность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы враждебности младших школьников.

Исследование враждебности у младших школьников проводилось на базе МБОУ "Центр Образования №56" г. Тулы. В диагностике принимали участие учащиеся 3 класса (20 человек).

Для изучения враждебности в младшем школьном возрасте нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

2. Рисунок «Три дерева»

3. Тест руки Вагнера

4. Методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич

5. Методика «Крокодилы»

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

1. С помощью методики удалось установить, что у 80% детей выявился показатель враждебности. Иголки, как показатели агрессивности, встречаются на рисунках у семнадцати испытуемых.

2. Методика показала, что у 45% детей показатель враждебности не был выявлен.

3. Методика позволила определить, что среднее значение агрессивности у испытуемых -1,6

4. Методика позволила определить, что у 80% испытуемых высокая степень агрессивности. У 20% была выявлена низкая степень агрессивности.

5. С помощью методики удалось установить, что у 55% детей наблюдается тенденция к агрессивному поведению, а у 45% склонность к агрессивному поведению не была выявлена.

Результаты проведенного диагностического исследования показали, что у большинства испытуемых уровень враждебности и агрессивности повышен, есть испытуемые, у которых наблюдается уровень враждебности и агрессивности в пределах нормы.

В целях профилактики враждебности в младшем школьном возрасте была разработана специальная программа из нескольких занятий.

Задачи:

1. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.

Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, мягкий мяч, листы белой бумаги А4 по количеству участников, карандаши, мягкая игрушка.

Условия проведения программы:

Занятия проводились с детьми в составе 20 человек. Программа рассчитана на 8 встреч - 8 занятий по 30 минут каждое.

Структура занятий: каждое занятие включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основную часть. В конце каждого занятия обязательно проводиться обратная связь.

Планирование занятий: с детьми младшего школьного возраста по профилактике враждебного поведения.

В таблице 1 представлена программа по профилактике враждебности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.

Таблица 1

Программа по профилактике враждебности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Тема занятия

Цели

Содержание

1 занятие

Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию.

Игра “Минута шалости ”

Игра “Злые-добрые кошки ”

Игра “Каратист ”

2 занятие

Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы.

Игра “Упрямый капризный ребёнок”

Игра “Боксёр”

Игра «Игра художников»

3 занятие

Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе.

Игра “Упрямая подушка”

Игра «Найди отличие»

Игра «Настроение в цвете»

4 занятие

Установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения.

Игра “Брыкание”

Игра «Настроение»

Игра «Рисование на заданную тему»

5 занятие

Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию.

Игра “Кулачок”

Игра «Ассоциации» Игра «Дорисуй предмет»

Игра «Шкала роста»

6 занятие

Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции.

Игра «Ассоциации» Игра «Дорисуй предмет»

Игра «Шкала роста»

7 занятие

Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль.

Игра «Продолжи рисунок»

Игра «Котики»Игра «Давай порисуем»

8 занятие

Создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками.

Игра “Клеевой дождик”

Рисование на тему «Наш дружный класс»

«Подведём итоги»

Литература

  1. Ваксман А.В. Враждебность и агрессивность в структуре депрессии (закономерности формирования, прогностическая значимость, терапия и социально-психическая адаптация) // М., 2005 г

  2. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопросы психологии, 2000. №1.

  3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448с.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.

  5. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной психологии.// Вопросы психологии. - №1/2008. – с.81-88.

  6. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.

  7. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – СПб. Алетейя, 2011. – 69 с.

  8. Фромм Э. Анотомия человеческой деструктивности. М., 1994 – 165 с.

  9. Хухлаева О.В., Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.- М., 2007.- 173с.

  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. И., 1990.Школьный психолог. Май 2012 №18. – 12 с.

Просмотров работы: 367