Повышенная враждебность младших школьников является одной из наиболее острых и важных проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Враждебность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы враждебности младших школьников.
Исследование враждебности у младших школьников проводилось на базе МБОУ "Центр Образования №56" г. Тулы. В диагностике принимали участие учащиеся 3 класса (20 человек).
Для изучения враждебности в младшем школьном возрасте нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой
2. Рисунок «Три дерева»
3. Тест руки Вагнера
4. Методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич
5. Методика «Крокодилы»
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
1. С помощью методики удалось установить, что у 80% детей выявился показатель враждебности. Иголки, как показатели агрессивности, встречаются на рисунках у семнадцати испытуемых.
2. Методика показала, что у 45% детей показатель враждебности не был выявлен.
3. Методика позволила определить, что среднее значение агрессивности у испытуемых -1,6
4. Методика позволила определить, что у 80% испытуемых высокая степень агрессивности. У 20% была выявлена низкая степень агрессивности.
5. С помощью методики удалось установить, что у 55% детей наблюдается тенденция к агрессивному поведению, а у 45% склонность к агрессивному поведению не была выявлена.
Результаты проведенного диагностического исследования показали, что у большинства испытуемых уровень враждебности и агрессивности повышен, есть испытуемые, у которых наблюдается уровень враждебности и агрессивности в пределах нормы.
В целях профилактики враждебности в младшем школьном возрасте была разработана специальная программа из нескольких занятий.
Задачи:
1. Обучение приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.
Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, мягкий мяч, листы белой бумаги А4 по количеству участников, карандаши, мягкая игрушка.
Условия проведения программы:
Занятия проводились с детьми в составе 20 человек. Программа рассчитана на 8 встреч - 8 занятий по 30 минут каждое.
Структура занятий: каждое занятие включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основную часть. В конце каждого занятия обязательно проводиться обратная связь.
Планирование занятий: с детьми младшего школьного возраста по профилактике враждебного поведения.
В таблице 1 представлена программа по профилактике враждебности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Таблица 1
Программа по профилактике враждебности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии
Тема занятия |
Цели |
Содержание |
1 занятие |
Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию. |
Игра “Минута шалости ” Игра “Злые-добрые кошки ” Игра “Каратист ” |
2 занятие |
Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы. |
Игра “Упрямый капризный ребёнок” Игра “Боксёр” Игра «Игра художников» |
3 занятие |
Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе. |
Игра “Упрямая подушка” Игра «Найди отличие» Игра «Настроение в цвете» |
4 занятие |
Установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения. |
Игра “Брыкание” Игра «Настроение» Игра «Рисование на заданную тему» |
5 занятие |
Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию. |
Игра “Кулачок” Игра «Ассоциации» Игра «Дорисуй предмет» Игра «Шкала роста» |
6 занятие |
Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции. |
Игра «Ассоциации» Игра «Дорисуй предмет» Игра «Шкала роста» |
7 занятие |
Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль. |
Игра «Продолжи рисунок» Игра «Котики»Игра «Давай порисуем» |
8 занятие |
Создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками. |
Игра “Клеевой дождик” Рисование на тему «Наш дружный класс» «Подведём итоги» |
Литература
Ваксман А.В. Враждебность и агрессивность в структуре депрессии (закономерности формирования, прогностическая значимость, терапия и социально-психическая адаптация) // М., 2005 г
Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопросы психологии, 2000. №1.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.
Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной психологии.// Вопросы психологии. - №1/2008. – с.81-88.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.
Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – СПб. Алетейя, 2011. – 69 с.
Фромм Э. Анотомия человеческой деструктивности. М., 1994 – 165 с.
Хухлаева О.В., Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.- М., 2007.- 173с.
Чистякова М.И. Психогимнастика. И., 1990.Школьный психолог. Май 2012 №18. – 12 с.