РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МАЛЫХ И БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МАЛЫХ И БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В нашей общественной жизни происходит много различных процессов, изучение которых является предметом социальной психологии. В своей работы мы проанализировали некоторые из них на примере различных кинофильмов.

Чаще всего в нашей повседневной жизни мы имеем дело с малыми социальными группами, такими как наши семьи, группа друзей. Малая социальная группа - не­многочисленная по составу группа, члены которой объединены общей дея­тельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возник­новения групповых норм, процессов и межличностных от­ношений [1].

Ярким примером может послужить сериал “Королевы Крика” где при поступлении в университет 5 девочек, у которых много общего становятся близкими подругами.

Так же в нашей жизни существуют различные стороны общения, есть такие как:

  • Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности.

  • Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками.

  • Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

В фильме “Век Адалин” встречаются все стороны общения, между Адалин и Элисом есть коммуникативная сторона общения, и интерактивная и перцептивная.

По уровню общения Адалин и Элис вступают во взаимодействие на высшем уровне общения. Высший уровень общения - предполагает диалог, отношения к собеседнику как к полноценной равной личности. Также присутствуют такие уровни общения как манипулитивный и примитивный.

Манипулитивный уровень общения - использование одним человеком другого. Встречается в фильме “Битлджус” - когда Битлджус говорил супружеской паре Мейтлендов, что надо его освободить, повторив три раза биталджус, и только тогда он им поможет, избавится от новых жильцов в их доме.

Примитивный и манипулитивный уровни общения встречается в фильме “Семейка Аддамс” между няней Дебби и Фестером Аддомсом, когда они женятся Фестер практически всегда молчит, а Дебби и все время что-то говорит ему и старается им манпулировать.

Так же в фильмах встречаются механизмы межличностного восприятия такие как:

1.Эффект установки

2.Эффект ореола

3.Эффект первичности и новизны

4.Эффект стереотипизации

В кинокартине “Дрянные девчонки” когда новенькая ученица Кейди приходит в школу и знакомится с одноклассниками она получает информацию о группе девочек «Баунти» которых характеризуют как не дружелюбных, агрессивных, малоприятных особ, и у Кейди вот эта предварительно, полученная информация дает установку для восприятия этой малой социальной группы. Также героиня Кейди хорошо учится и у нее замечательно обстоят дела с математикой, и когда учителя узнают о ее хороших способностях, то у них складывается эффект ореола. Когда Кейди начинает дружить с одной из девочек группы “Баунти”, то ей уже кажется, что ее друзья были не правы и они являются хорошими людьми – эффект новизны, но потом когда в ходе некоторых событий они находят дневник где эти три девочки пишут гадости обо всех учениках школы, то у Кейди уже срабатывает эффект первичности и она понимает ,что они не такие хорошие, как ей уже казалось немного раньше. Когда одна из “Баунти” решила отомстить - она пустила листы этого дневника по школе. В дневнике было написано об учители математики - она продает наркотики. Дневнику поверили. И на то есть причина - учительница «в разводе», « у нее черная полоса» , то есть они применили эффект стереотипизации, и этому стереотипу верили.

В фильме “Тело Дженнифер” между двумя лучшим подругам Ниди и Дженнифер такой тип взаимодействия как кооперация – взаимопомощь, взаимоподдержка. Но позже после того как Дженнифер пытаются убить, в нее «вселяется бес», и она начинает убивать всех мужчин вокруг - убивает парня своей подруги.

В каждом фильме встречается конфликт как крайняя степень проявления конкуренции. Я бы хотела раскрыть конфликт на примере мультика “Король лев” - конфликт возникает между Шрамом - это брат вождя и Симбой сыном вождя. Шрам и Симба выступают в роле субъектов конфликта – они носители противоречия. Мотивы возникновения конфликта таковы: Симба должен занять трон после своего отца, но брат Шрам тоже хочет его занять, любой ценой. Предметом конфликта является трон короля саванны. Действия конфликтующих сторон бывают, различны, такие как диалог, борьба, уход. В этом мультфильме чаще используется борьба. Исход конфликта таков: Шрам погибает, и Симба получает титул короля саванны.

Шрам и Симба являются лидерами, Шрам является лидером со знаком «минус», а Симба со знаком «плюс». Лидером является человек, который побуждает к действию, у которого нет рычагов воздействия, решения лидера группа не обязана выполнять, работает на уровне группы, может возникать «Стихийно».

Позже Симба становится руководителем, признаки руководителя таковы: он назначается, выбирается, управляет, направляет, обладает полномочиями (штраф, выговор, увольнение, в данном случае может изгонять, принимать), решения обязательны для выполнения, для отказа от выполнения решения необходимы официальные действия (заявления, жалобы), выходит за пределы группы, осуществляет ее связь с другими группами, руководством.

Так в различных малых и больших социальных группах проходят различные процессы взаимодействия, которые мы изучили в курсе социальной психологии.

Литература

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.:Аспект Пресс, 2001.

Просмотров работы: 471