РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Память - это запечатление. Сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию. Не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память, есть важнейшая, определяющая характеристики психической жизни личностью Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого. Даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорождённого» (И.М. Сеченов).

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши зна­ния, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни свя­зано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

" Образ" - субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. С точки зрения теории познания, образ - одна из форм отражения объективной реальности.

Образная память это память на представления, картины, природы и жизни, а также на звуки, запахи вкусы. Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определённой модальности.

Раньше люди могли запоминать события при помощи зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Слова и письмена появились гораздо позже. Образная память помогает воспринимать и запоминать информацию при помощи образов и ощущений.

Ни у одного человека все виды этой памяти не могут быть развиты на одинаково высоком уровне. Кто - то великолепно запоминает, у другого - абсолютный слух, а третий - что называется «нюхач», отлично разбирающийся в запахе духов или вина. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Физические, или перцептивные, элементы являются теми инструментами, с помощью которых осуществляется непосредственный процесс усвоения знаний. Те, кто обладает хорошей слуховой памятью, способны запомнить до 75% услышанного. Со зрительной памятью запоминают до 75% увиденного или услышанного ими. Те, кто имеет осязательную память, должны совершать какие- то движения руками.

Доминирование того или иного вида образной памяти служит основой для профессиональной ориентации подростков: они выбирают профессию в зависимости от того, к чему у них больше развиты способности и наклонности. Образная память, как установили психологи, лучше всего развита у детей.

Исследования специалистов показали, что люди, которые часто визуализируют и представляют события, могут вспомнить буквально каждый свой день - при условии длительных и постоянных тренировок. При одноразовом прослушивании информации человек сможет воспроизвести лишь 10% из нее. Если он прочитает ее, цифра увеличиться до 30%, но, если соединить зрительную и слуховую память, результат возрастет до 50%. Что же будет, если задействовать все остальные органы чувств?

Методика образной памяти заключается в том, чтобы научиться работать двумя полушариями одновременно, тогда люди смогут воспринимать мир всеми органами чувств. Регулярные тренировки помогут вам развить образную память, для этого понадобится лишь терпение.

Образная память: может и должна развиваться у дошкольника и рассматриваться в контексте личностных преобразований, происходящих в данный возрастной период. Развивать образную память необходимо на образном материале, когда происходит его детальное восприятие и обобщение.

Значительное внимание изучению памяти, ее видов и структуры в целом, особенности формирования личных процессов – прежде всего, в области действия образной памяти, уделял в своих трудах Л.С. Выготский. Он отметил, что с возрастом процесс запоминания придерживает определенное развитие. Его многолетние наблюдения показали, что в дошкольном возрасте этот процесс протекает значительно быстрее, чем в зрелом возрасте, а образовавшиеся «отпечатки» отличаются большей прочностью – сохраняются значительно дольше. Кроме того, для детского возраста характерно продолжительное сохранение ярких образов. Так, для того чтобы успешно воспользоваться своей образной памятью, дошкольник должен проделать три вещи: усвоить какою-то информацию, сохранить ее и в случае необходимости воспроизвести ее. Дети лучше, запоминают и быстрее сохраняют в памяти конкретные сведения, чем определения, описания и объяснения.

Овладение произвольными формами образной памяти включают в себя несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще обладая необходимыми приемами. При этом задачи припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в опыте припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Большая часть детей шести лет уже стремятся к припоминания слов без названия опорных изображений, - отмечает исследователь З.М. Истомина.

Несмотря на существенные достижения в овладение произвольным запоминанием в аспекте развития образной памяти господствующем видом памяти даже в возрасте 6 лет остается память непроизвольная, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда это требуют взрослые.

Итак, непроизвольное запоминание, связанной с активной умственной работой детей над определенным материалом – посредствам образов, остается до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала и тем же способом. В шестилетнем возрасте появляются первые попытки применения некоторых приемов запоминания. В действиях по формированию образной памяти, так же как и в действиях восприятия, ребенок пользуется средствами, созданными обществом. В ходе ее развития им вырабатывается на практике наглядные формы, и в которых можно фиксировать знания, изображать разные отношения вещей. Усваивания принципы их построения, ребенок, прежде всего, овладевает средствами управления и формирования образной памяти. Итак, в силу того, что результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

Г.А. Урунтаева определяет образную память как память, чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие анализаторы. Различия между типами памяти относительны, так как они связаны друг с другом и взаимодействуют между собой. Фиксирование и воспроизведение увиденного у ребенка всегда содержит компоненты словесного воспроизведения. В тоже время запоминание и воспроизведение словесного материала не лишено зрительного компонента. В жизни обычно мы имеем дело с воспроизведением сложной системы восприятия, обладающих винительным числом зрительных, звуковых, тактильных и других элементов. Говоря о памяти шестилеток, следует отметить, что она, по-видимому, представлена несколькими фазами. Одна из них, крайне не продолжительная, - это непосредственная память, при которой информация сохраняется лишь на несколько секунд. Например, ребенку удается удерживать в памяти предметы, которые он только что видел, в течение одной - двух секунд, не больше. Однако некоторые объекты, к которым он отнесся с вниманием, из непосредственной памяти могут быть переведены в кратковременную память, где информация может сохраняться в течение нескольких минут. При этом ребенок, очевидно, может удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 отдельных единиц запоминаемого материала. Иногда возможна группировка таких единиц, и тогда, кажется, что мы способны запомнить большее. При этом в ряду отдельных букв каждая из них будет одной единицей, но в случае их объединения в осмысленные слова единицей станет уже слово.

Благодаря перестройке мнемических процессов в дошкольном возрасте ребенок оказывается, а состоянии ставить перед собой сознательные цели (запомнить, припомнить) и стремиться их достичь. Ребенком дошкольного возраста в целом свойственны специфические особенности. Л.М. Житникова считает, что память дошкольника на разных этапах столь же подражательна, импульсивна и непроизвольна, как и его поведение. В это время происходит наряду с бурным ростом всего детского организма, развитие мозга и связанное с этим усложнение мнемических процессов.

У ребенка повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их запоминания – через запоминание реакции на эти сигналы; прокладываются новые связи в коре больших полушарий. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события окружающей его жизни по мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, отражаются в его памяти.

Таким образом, через использование способности отражать в сознании наиболее яркие образы и впечатления на первом этапе дошкольник, прежде всего, усваивает и запоминает отдельные элементы информации, которая на следующем этапе формирования данной высшей психической функции конструируется в целостную систему определенных его знаний, помогающих ребенку приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память вообще, в том числе и память дошкольника – это активный процесс, ибо накопленные им знания непрерывно изменяются, проверяются и переформируются мыслящим мозгом.

На завершающей стадии своего формирования ближе к семи годам память дошкольника становится многоликой, концентрируя определенный запас сведений, слов, понятий, образов, которые хранятся в ней, как в арсенале, всю жизнь, например, собственное имя, образы близких людей, родной язык и так далее. Именно с этим запасом старший дошкольник и идет в начальные классы, именно на данном развитии его образной памяти и формируется собственно уровень готовности его к обучению в школе.

Запоминайте последовательность геометрических фигур. Ассоциируйте каждую фигуру с каким-нибудь образом. К примеру, квадрат может ассоциироваться с окном, а треугольник - с горой.

Если вам необходимо запомнить несколько предложений, придумайте короткую, но интересную историю и задействуйте каждое слово из имеющейся фразы.

Когда хотите запомнить иностранные слова, сравните их с похожими по звучанию русскими и наделите каждое слово образом.

Рисуйте в своем воображении только яркие картинки. Поиграйте с образами. Если вам нужно запомнить историческую дату, представьте яркую картинку. Каждую цифру наделите образом и атрибутами.

Ощущения помогут вам усилить все представления. Многие музыканты говорят, что видят цвет музыки и это помогает им создавать настоящие шедевры.

Зрительная. Человек воспринимает информацию при помощи картинок, например, лицо близкого друга, рекламный плакат, скамейка возле дома и т.д.

Слуховая. Запоминание происходит при помощи звука любимой песни, щебетания птиц, голоса друга, шума машин и т.д.

Вкусовая. В памяти сохраняется вкус напитка, сладость десерта, горечь перца, кислота лимона и т.д.

Обонятельная. Довольно часто люди вспоминают какие-либо события, услышав знакомый запах (любимых духов, пряностей, дыма от костра и т.д.).

Тактильная. Прикосновения также позволяют нам запоминать события. Это может быть мягкая спинка котенка, тепло батареи, боль в руке от удара.

Литература

1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет.- М., 2005.

2. Хрестоматия по общей психологии, Психология памяти. Под. Ред. Ю.Б. Гиппарейонер, В.Я. Романова.,-М:МГУ, 2005.-272с.

3. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие/ Н.С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 4- изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЗК», 2009. – 224с.

Просмотров работы: 1113